с буквой г и продолжает сказку.)
- Буква г обозначает согласный звук, твердый [г], мягкий - [г], звонкий.
- Смотрит: никого нет в теремке. Вошла буква г в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква... (Второй ученик берет карточку с буквой с и продолжает.)
- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Первый ученик (буква г) отвечает:
- Это я, буква г. обозначаю согласный звук, твердый [г], мягкий [г], звонкий. А ты кто?
- Я буква с, обозначаю согласный звук, твердый [с], мягкий [с], глухой. Пусти меня к себе жить!
Если буква о себе рассказала все правильно, то получает разрешение. Сказка-игра продолжается, пока все буквы не познакомятся друг с другом. Гласные буквы обязательно указывают, в каком ряду они стоят (в верхнем или нижнем).
Затем учитель говорит: "Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово". Дети советуются и "выстраивают" слово: гуси. А дальше проводится работа с этим словом: деление на слоги, выделение ударного гласного (ученик поднимает вверх карточку с буквой у), печатание слова в тетради и составление его схемы.
Когда дети хорошо усвоят правила и последовательность игры, то роль ведущего игру учитель передает кому-либо из учеников.
Глава 2. Практическая часть
Исследования по данной теме мы проводили в средней школе №__ г. Кизляра в 3 классе.
Изучив и проанализировав рассмотренные выше методики, попробуем выявить пути формирования знаний на уроках русского языка посредством применения схем при обучении грамоте и их эффективность.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе - констатирующий эксперимент: при помощи тестирования на уроке русского языка выявили уровень знаний учащихся по теме «Состав слова», качество усвоения знаний учащимися и провели анализ полученных результатов эксперимента.
На втором этапе - формирующий эксперимент, повторение указанной темы в виде индивидуальных заданий - таблиц.
На третьем этапе - контролирующий эксперимент: проведение еще одного тестирования, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента.
2.1 Констатирующий эксперимент
Цель: выявление реального уровня знаний по теме «Состав слова» в контролируемом классе.
Содержание эксперимента:
Эксперимент проводился в форме тестирования по теме «Состав слова». Задания были подобраны в соответствии со следующими требованиями:
1) Задания д.б. понятны ребенку, т.е. должны содержать понятную ему лексику;
2) Материал должен быть интересным;
3) Морфемы, над которыми будет идти работа, должны быть известны учащимся;
4) Содержание тестов должно соответствовать возрастным особенностям детей и рассчитано на средний уровень ученика;
5) При выполнении заданий должны совершенствоваться умственные, аналитические операции.
Показателями качества усвоения знаний учащихся является:
- процент качества знаний;
- процент успеваемости учащихся;
- средний балл - средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе. Результаты тестового обследования приведены в таблице 1 и на диаграмме 1.
Таблица 1
|
Кол-во уч-ся
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
%
кач-ва
|
% усп.
|
ср.балл
|
|
25
|
3
|
12
|
10
|
-
|
60
|
100
|
3,7
|
|
|
Диаграмма 1
|
% учащихся получивших отметку
|
60
|
|
|
|
50
|
|
|
|
40
|
|
|
</ ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | [6] | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|