quot;left">Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)
А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.)
Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: Умойся сейчас же!)
А восклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: Иди спать.)
Вы совершенно правы. И эта таблица этому подтверждение.
Вывешивается таблица, которой дети уже пользовались раньше.
Предложение.
По цели высказывания:
* повествовательное
* вопросительное
* побудительное
По интонации:
* восклицательное
* невосклицательное
-- А теперь дайте характеристику записанного вами предложения. (Оно повествовательное, невосклицательное.)
Эти данные указываются в тетради.
В любом предложении есть его основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? (Подлежащее -- это главный член, который говорит, о ком или о чем предложение. Сказуемое -- это главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем.)
Найдите в предложении, над которым мы работаем, подлежащее и сказуемое. (Это предложение о ветре. Что? Ветер. Это подлежащее. Ветер что делал? Дул. Это сказуемое. Подлежащее и сказуемое выделяются.)
Давайте вспомним, как обозначаются на схеме подлежащее и сказуемое. (Подлежащее обозначается красным прямоугольником, а сказуемое -- синим.)
Найдите среди этих схем ту, которая соответствует предложению, записанному в тетради.
Учащимся предлагаются следующие схемы, которые записаны на другой стороне бревна.
-- Предложению Вчера дул сильный ветер соответствует вторая схема.
-- Правильно. А почему первая схема не соответствует предложению? (Потому что в предложении сначала идет сказуемое, а потом -- подлежащее. В схеме 1 наоборот.)
А в третьей схеме что не соответствует предложению? (В предложении слово сильный, поясняющее подлежащее, идет до него. В схеме 3 стрелка от подлежащего направлена вниз. Это неправильно.)
Совершенно верно. Вы преодолели это препятствие.
Ш. Составление предложения по схеме
-- Перед нами новое препятствие -- река. По обоим берегам этой реки находятся предложения. Чтобы перебраться с одного берега на другой, нужно построить мост, т.е. составить предложение по схеме, которое соединит два берега (связать по смыслу эти предложения.) Таким образом должен получиться небольшой связный текст.
Выслушиваются предположения детей о том, какую информацию должно содержать предложение, чтобы связать по смыслу данные. Учащиеся приходят к выводу, что оно должно быть о мальчиках (потому что второе предложение начинается со слов: А девочки...)
Далее дети подбирают сказуемое и второстепенный член, поясняющий этот главный член (ловили рыбу). Теперь остается добыть еще одно слово, которое будет в предложении первым (а значит, оно должно будет связывать по смыслу два предложения) и будет пояснять сказуемое. Учащиеся предложили следующий вариант: Там мальчики ловили рыбу.
-- А что связывает по смыслу второе и третье предложения? (Союз а.)
IV. Физкультминутка
V. Контрольная работа (с поуровневой дифференциацией)
-- А сейчас перед нами последнее, но самое трудное испытание -- гора. Сможет преодолеть ее только тот, кто справится со всеми заданиями в карточке.
На доске наборное полотно в виде горы.
Дети делают задания в карточке. Сделав первое задание, ученики выходят к доске, ставят кружки со своими номерами у цифры 1 на горке; сделав второе задание -- переносят свои кружки к цифре 2; сделав третье задание -- к цифре 3. Учитель по ходу работы проверяет правильность выполненных заданий: К концу урока в зависимости от того, до какого уровня дошел ученик, выставляются соответствующие оценки.
Карточка 1
* Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения
Птицы летели над морем.
* Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению
На дорожке прыгали молодые воробышки.
* Составь предложение по схеме. Запиши его.
Карточка 2
* Спиши предложение. Найди подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения
На полях лежи ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | [11] |
|