t;>Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и пропуски легко восстанавливаются на основе:
а) контекста в монологе;
б) предыдущих реплик в диалоге;
в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уверены).
В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) степень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняются пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), жестами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).
Алогизм -- фигура мысли, умышленная нелепость, сочетание несоединимых понятий -- умышленное, разумеется, в расчете на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное -- в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Используется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани парадокса...
Градация - тоже фигура мысли: ряд понятий, построенный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, *качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, гигантский, колоссальный -- и малый, малюсенький, микроскопический, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмоциональное восприятие:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым...
(С.Есенин)
Пришел, увидел, победил (предположительно -- Александр Македонский); Никто не мог понять, что происходит, -- и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она -- в панику, которая порождает хаос! [3, 187c]
Заключение
В развитых странах, включая Россию, формируется современная риторика -- rhetorica nova. «Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики». Она должна быть в высшей степени оперативной, обеспечивать умение ориентироваться в потоке жизни и в лабиринтах текстов, информации, уметь тонко понимать возможные смыслы высказываний, моментально реагировать. Если старая риторика определяла позицию автора и лишь учитывала личность слушающего (адресата), то современная риторика биполярна, диалогична, ситуативна, больше обращена к импровизации на основе максимальной готовности, моментальной ориентировки. Это требует огромного объема знаний, гибкого интеллекта, высочайшей языковой готовности.
Как профессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам... Коммерсант должен быть мастером делового общения; офицер -- находить взаимопонимание с подчиненными; профессор университета -- доносить сложнейшие научные истины до понимания не искушенных в науке студентов.
Риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач:
а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
б) исследование форм, механизмов речи: говорения, аудирования, чтения, письма, а также различных кодовых систем в жизни людей;
в) формирование языковой личности -- контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения;
г) дальнейшее совершенствование нормативов и правил культуры речи, ее логики, организации материала, адекватного его языкового оформления.
д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, механизмов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;
е) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства.
Список литературы
1. Александров Д.Н. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2008-329с
2. Анушкин В.И. «История русской риторики» - Москва: Прсвещение, 2009-224с
3. Дамушкин Ч.К. «Практикум по риторике» - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2008-304с
4. Клюев Е.В. «Риторика» - Москва: ЮНИТИ, 2008-489с
5. Львов М.Р. «Риторика» - Москва: Академия, 2009-272с ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | [6] |
|