красавец! -- о некрасивом, об уроде; Подумаешь, какие мы благородные! -- о человеке, который совершил подлость, но держится как порядочный.
Антифразис обычно окрашен иронической интонацией, но бывает, что используется и с похвалой, одобрением: Мастер был -- каких теперь уж нет: дом построит, разбойник, -- залюбуешься! Здесь разбойник -- высшая похвала.
Близка к антифразису энантиосемия, с таким же значением «наоборот»; в одном слове сосуществуют два противоположных значения. Так, бесценный это «не имеющий цены», т.е. «плохой», но в речи употребляется в значении «высокоценный»; блаженный одновременно и «счастливый» (заповеди блаженства) и «глуповатый, юродивый». Употребление таких двузначных слов создает игру слов, двойное значение, когда под кажущейся благопристойностью скрываются презрение, насмешка.
Повторы всем хорошо известны как прием заучивания каких-то фактов и текстов. Они также всем известны как назойливые и трудноустранимые ошибки речи, вызванные индуцированностъю только что употребленных (или часто употребляемых) слов и их сочетаний. Как видим, оба варианта повторов -- полезный и вредный -- психологически обоснованы.
Как ни богат язык словами, другими знаковыми единицами, но в речи, как в языкопользовании, повторы неизбежны, и в современном языкознании используется понятие «частотность». Языковые средства ранжируются по их частотности, создаются частотные словари, причем частотность тех или иных слов, грамматических форм служит одним из критериев стиля речи.
Повтор как фигура речи, риторическая фигура, отличается от непроизвольного следующими признаками:
а) наличием целевой установки на выразительность текста, на его ритмику, усиление эффекта;
б) включенностью в систему стилистических (риторических) фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологией и терминами.
Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(А. Блок)
Здесь повтор сочетается с приемом перечисления -- тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.
Морфемный: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
(Н.А.Некрасов)
Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация):
Морены -- это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убывающая градация).
Синтаксические повторы, параллелизмы, подчеркивают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напевность, используются в фольклоре и литературных произведениях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.
Анафора -- единоначатие, эпифора --концовка:
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом
(М.Светлов)
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложненных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, которым оратор заканчивает любое публичное выступление (Карфаген должен быть разрушен!); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оценкой; в логической структуре повторяются аргументации; в бытовом общении -- формы этикета и многое другое.
Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах (Ни радости вечной, ни печали бесконечной -- В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т.д.
Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа:
- Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты?
- Воздух!
- Бережем ли мы эту драгоценность?
- Нет, не бережем.
(Из газет)
Полисиндетон - повтор союзов - широко применяется и в поэзии, и в прозе:
Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
(А.С.Пушкин)
Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тенденция превышения меры, и потому что они -- стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.
Парадокс -- логическая фигура, он возбуждает мысль, оживляет общение. Но в последнем -- и его риторическая роль: это неожиданное, на первый взгляд, странное высказывание, резко расходящееся с общим привычным мнением. Пример: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли» (Ф.Ларошфуко). Мы привыкли к другой функции языка: выражать мысли, а не скрывать их. Но ведь мнение Ларошфуко тоже может быть доказано примерами из жизни! ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | [4] | 5 | 6 |
|