построенную из усложненных предложений, и отрывистую, лаконичную.
Ритмика речи, симметрия конструкций также могут быть отнесены к риторическим средствам как отражающие общие закономерности гармонии мира. Русский эквивалент гармонии -- «лад», лежавший (может быть лежащий) в основе народной эстетики, легко обнаруживается и в частушке, и в традиционных формах народной.
Противопоставление добра и зла, порядочности и низости, подлости и силы духа, мощи и слабости, света и тьмы, искренности и лицемерия (антитеза) соответствует этим законам, обеспечивает размеренность композиции текста, сопоставление сюжетных линий и образов персонажей. Этим законам подчиняются и стили (высокий -- низкий), и роды литературы (трагедия -- комедия, поэзия-- проза), и конструкции текста (простые и сложные предложения, цепная и параллельная связи), и типы речи...
Гармония формы, текста неразрывно связана с гармонией смысла.
Ритм есть организующее начало исполнения речевого произведения в акустическом коде. Даже на письме каллиграфия тоже подчиняется закону ритма: пишущая рука делает размеренные, ритмические движения. Этому же ритму подчинялись и составители так называемых прописей -- образцов начертания письменных букв и их соединений (возможности ритмического письма -- один из критериев новых предлагаемых прописей).
В произведениях литературы, как и в любых других творческих актах, даже малозначительных, присутствует и играет существенную роль доминанта как движение духа. Доминанту имеет каждый человек, она становится заметнее в зависимости от степени таланта, богатства и активности духовного мира человека, автора. По утверждениям психологов, доминанта имеет физиологическую основу, формируется в процессе жизни и находит отражение в поступках человека, особенно в произведениях его мыслительной и языковой способности как актах, с наибольшей полнотой связанных с внутренней, духовной жизнью личности.
Естественно, что изучение доминанты удобнее всего проводить на материале писателей, в творчестве которых она ярче прослеживается: Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой.
По-видимому, трудность «доминантного анализа» творчества писателя определяется его сложностью: ведь понятие доминанты присутствует и в целостном мироощущении, мировосприятии, миропонимании, в устремленности личности.
Подчеркивая реальность доминанты как феномена, исследователи все же обращают внимание на ее связи с миром бессознательного: интуицией, тревожностью, эмоциональным миром, способностью предвосхищения (антиципацией), отчасти с воображением и творчеством. Человек (и это подтверждено многочисленными примерами) не может преодолеть самого себя и нередко поступает вопреки логике и даже во вред себе.
Нельзя не назвать в числе факторов, определяющих доминанту творчества, еще и нравственные чувства -- от ценностных ориентации личности до мук совести и суда над самим собой.
Доминанта как ведущий мотив определяет выбор фактов в речи, формирование сюжетов, создание общего эскиза (плана, схемы, матрицы), контура высказывания, намечает вершину -- кульминацию, конфликт, проблемы, ожидающие разрешения.
В литературном процессе -- это патетика, апофеоз -- и сатира, гротеск, панегирики, дифирамбы -- и филиппики, мажор и минор, ода и элегия; в жизни -- беседа и диалог, ласка и брань, ругань, молитва, покаяние и проклятие.
Риторика знает десятки приемов и форм, целых систем. Например, медитативная речь: это раздумье -- и про себя, и вслух, размышление, диалог с самим собой, исповедь... Этот вид речи -- ив откровенных разговорах близких людей, и в лирической поэзии, и в монологах персонажей пьес (вспомним монолог Гамлета -- «Быть или не быть?»). Примером медитативной лирики может служить поэма А. Т. Твардовского «За далью -- даль».
Вариантом медитативной речи является обращение к тому, кого уже нет в живых, -- апострофа; например, поэт Павел Антокольский обращается к сыну:
Прощай, мое солнце.
Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек...
На веки веков восемнадцатилетний...
(Сын, 1942)
Апострофой называют и обращение к воображаемому персонажу или к слушателю и читателю. Это уже многочисленные варианты риторического обращения: к публике, к читателю-другу, к реальному лицу. Так, трактат Цицерона «О природе богов» начинается словами: «Как ты знаешь, Брут...».
Брут -- друг Цицерона, консул, ему посвящен риторический трактат «Брут».
Наряду с обращениями риторическую функцию выполняют вопросы, не имеющие вопросительной цели и не требующие прямого ответа: Куда ты несешься, Русь? Что делать? Кто виноват? Камо грядеши ?.
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Говорят, что русская литература - это литература вопросов без ответов.
Риторическими бывают и восклицания; палитра эмоций, выражаемых ими, необычайно богата: это и радость, и приказ, злоба, призыв и любовь.
Как видим, язык -- это не только фонетика и грамматика, это неисчерпаемый источник мудрости, чувства и богатства.
Не только цельность и последовательность, но и их нарушения тоже служат риторике: вставные конструкции, «рассказы в рассказе», лирические отступления, пейзажные зарисовки, портреты (главным образом в монологах).
Затянувшийся монолог может быть оживлен диалогом (диалог -- монологом), ораторская речь -- авторскими отступлениями из собственного опыта жизни оратора, они способствуют контакту с аудиторией, доверительности (однако без назойливых излишеств).
В ораторской практике нередки диалоги с аудиторией: здесь требуется высокая коммуникабельность, граничащая с артистизмом (беспроигрышный прием!). Но есть и определенный риск: молодежная аудитория обычно не приемлет сентенций, особенно нравственных.
Заинтересовать собеседников, вызвать ответную реакцию у аудитории не просто: э ...........
Страницы: 1 | [2] | 3 | 4 | 5 | 6 |
|