Реферат
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ
Содержание.
Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры 3
1.1. О взаимоотношениях двух типов культур 3
1.2. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур 8
Глава 2. Основные сведения о науке 10
2.1. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства
2.2. Зарождение науки, основные тенденции её развития 13
2.3. Организация научных исследований в Российской Федерации 17
Библиографический список 23
Глава 1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ
1.1. О взаимоотношениях двух типов культур
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела -- на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
Под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.
В природе действуют стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно - научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.
Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.
Самое главное различие между естественно - научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых - объяснение, понимание и предсказание явлений.
Сначала определимся с основными понятиями. Поскольку речь идёт о типах культур, то в определении нуждается само понятие "культура".
Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
С помощью данного понятия подчёркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Однако, мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление.
В более узком смысле слово "культура" означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности человека, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. При этом наследуется все ценное из прошлого.
Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек. Процессы овладения культурой новыми поколениями и механизмы их приобщения к достижениям культуры изучаются специалистами.
В настоящее время выявлено три типа трансляции культуры.
1. Способ приобщения культуры через обучение старшими поколениями младших. Этот тип культуры достаточно консервативен и господствует в традиционных обществах. Здесь люди неохотно включаются в процессы нововведений, не любят самостоятельности и инициативы. Творчество здесь не связано сo знанием чего-то принципиального.
Обучение взрослых и детей у своих сверстников. В этом случае новации и нововведения, самостоятельное творчество характерны для людей любого поколения. При этом типе культуры формируется высокий творческий потенциал общества. Именно такая передача культурных достижений свойственна всем великим цивилизациям Земли.
Приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей. Молодежь значительно легче схватывает новшества, она не отягощена грузом прошлого опыта, ее характеризует склонность к переменам, и у нее достаточно высоко развит творческий потенциал (подростки, например, гораздо быстрее осваивают компьютер, чем люди старшего поколения, то же относится и к современной радио-, теле- и видеопродукции). К такому виду культур переходит все большее количество народов, в том числе и Россия делает шаги в направлении от традиционной трансляции культуры к формированию современного творческого потенциала.
Интересен взгляд современных исследователей. Они рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по отношению к человеку, противостоящее ему и на него воздействующее, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его развития и служит как бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получает триада: "человек, человечество, человечность", т.е. все опреде-леннее проявляется стремление уравнять ритмы истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время коренные изменения в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного разнообразия равноценна утрате разнообразия генетического и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может стать основой новой морали и новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие - две стороны одной и той же медали.
Культура - одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой. Необходимые, закономерные связи индивида с окружающей средой определяют его потребности, т.е. такие вещи природной и культурной среды, которые необходимы человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития. Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. Система человеческой культуры - это мир вещей, предметов, созданных человеком для удовлетворения его потребностей.
Таким образом, под культурой в самом широком смысле этого слова принято понимать все то, что создано человеком (его деятельностью, трудом), человечеством в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений, т.е. главная отличительная черта человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Значит, культура - это "опредмеченный" мир человеческой духовности.
Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается. Многими поколениями людей создан грандиозный, колоссальный мир человеческой культуры.
Все, что созидается и используется человеком в производстве (сельскохозяйственном и промышленном), на транспорте, сооружено строителями, все, что достигнуто человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке, искусстве, религии, философии - все это принадлежит миру человеческой культуры.
Поля и фермы, выращенные человеком леса и парки, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи, политические, правовые, образовательные и другие учреждения, научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы - все это вещи человеческой культуры. Сейчас на Земле не просто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.
Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает (выработанные предыдущими поколениями людей) формы деятельности по производству и использованию предметов культуры. В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.
Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т.д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?
Английский писатель Чарльз Сноу сформулировал альтернативу "двух культур" - научно - технической и художественно-гуманитарной. По его мнению, они настолько разделены в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга (вспомним деление на "физиков" и "лириков" в 60-х и 70-х гг. XX в.). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы.
Без высокого профессионализма, конкретных детальных знаний дальнейшие исследования могут исчерпать себя. Необходим комплексный, разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний, появления единых точек зрения, ведущий не только к объединению различных дисциплин, развитию конкретных областей знаний, но и к новому, целостному видению мира. И оно не менее необходимо для человека, чем конкретные знания конкретных наук.
Объяснение в самой общей форме можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Действительно, чтобы объяснить, например, факт, необходимо логически вывести высказывание о факте из определенного общего высказывания или утверждения, в качестве которых чаще всего выступают законы и теории. Мы должны постараться найти такое высказывание и подвести под него конкретный факт, случай или событие.
Чтобы объяснить, почему яблоки падают на землю, Ньютону, по малоправдоподобной легенде, пришлось открыть закон всемирного тяготения. В экономике для объяснения равновесия на рынке обращаются к закону спроса и предложения и т.п.
Среди историков и других ученых-гуманитариев есть также немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.
Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности.
В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим.
К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, на-строений, мотиваций и т.п. Теоретическое понимание основывается, прежде всего, на интерпретации, или истолковании определенных фактов, событий и процессов.
Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. В этом отношении такое понимание сближается с телеологическими объяснениями.
Так, например, тексты, которые были написаны на древних языках, плохо сохранились, они трудно поддаются переводу, а потому их нелегко понять.
В этом случае понимание сводят только к раскрытию и усвоению того смысла, который вложил в текст его автор. Считается, что если раскрыт этот смысл, то тем самым он был понят. Именно так рассматривают понимание не только в обыденном познании и обучении, но и при переводе текстов с чужого языка на родной.
Несколько иначе обстоит дело с интерпретацией исторических событий, но и они истолковываются обычно c позиции результатов, достигнутых в настоящее время.
Для исследования же явлений природы вводятся понятия, открываются законы и строятся научные теории, с помощью которых интерпретируют эти явления.
Следовательно, достигают определенного понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности, но такое понимание по своему характеру ближе к естественно - научному объяснению.
Поэтому понимание - это более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение.
Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание - к интерпретации. К логическому выводу обращаются и при предвидении событий, явлений и иных новых фактов.
Предвидение, или предсказание, по логической структуре не отличается от объяснения. Объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым, предвидение же направлено к будущим событиям. Оно играет решающую роль не только в развитии теоретического знания, но особенно в процессе практического применения этого знания, обеспечивая возможность прогнозирования явлений и событий.
1.2. Интеграция естественно - научной и гуманитарной культур
Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено несколькими соображениями.
Во-первых, традиционная дифференциация научного знания, характерная для естественных, технических и гуманитарных наук, подготовила основание для междисциплинарной взаимосвязи сложившейся их системы.
Во-вторых, аппарат современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных представлений, которые обусловлены внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов научного мышления.
В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем возникающих в рамках цивилизаций в конце XX в., требует активизации процессов, связанных именно с интегративными тенденциями в структуре науки.
Осознается значение проблемного подхода в науке, сбываются прогнозы В.И. Вернадского, который еще в 30-х гг. XX в. отмечал реальность стирания граней между отдельными науками, целесообразности для ученых специализироваться не по наукам, а проблемам.
Традиционный дисциплинарный подход, выявляя свою ограниченность, постепенно заменяется проблемным подходом, в рамках которого обобщение научных и практических представлений происходит в контексте разрешения определенных задач (или их системы) социальной практики.
Выход на уровень взаимообогащения принципов и методов отражения объективной реальности, присущих естественно-научному, гуманитарному и художественному познанию, есть процесс "гуманизации" науки и "онаучивания" искусства, выявления закономерностей, управляющих как природными, так и социокультурными процессами. Единство знания все более осознается как одна из реальностей XXI в. Сегодня всё более проявляется тенденция к единству физического знания, т.е. формулирование общих теорий, пытающихся объяснить с единой точки зрения многообразие данных физического эксперимента. И хотя физики еще далеки от завершения единой физической теории, они объединяют свои усилия в процессе реализации программы единой теории физического взаимодействия.
Аналогичные тенденции в определенной степени характерны для всей современной системы наук о природе, человеке и обществе. Формируются науки и междисциплинарные направления научных исследований (систематика, синергетика и др.), ориентированные на выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах разной природы (физических, химических, биологических, социальных и др.).
Основу взаимного проникновения двух культур составляет представление о "единстве мира", которое и обусловливает, в конечном счете, единство научного и гуманитарного знания. Из единства естественно-научного и социокультурного бытия выводится единство знания о мире, основанное на единой системе методов. Тем самым обозначается идея общности теоретических и социокультурных оснований научного знания.
Синергетический подход к развитию социоприродных систем принципиальным образом меняет представление о формирующейся культуре, как совокупности духовных, материальных и природных ценностей, созданных и сохраненных в процессе социокультурного развития цивилизации.
В заключении отметим, что, несмотря на всю неоспоримость тенденций сближения естественно-научной и гуманитарной культур, речь не идёт о полном их слиянии. Вполне необходимым и достаточным будет разрешение конфликта между ними на основе принципа дополнительности.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАУКЕ.
2.1. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства.
Главное назначение научной деятельности -- получение знаний о реальности. По содержанию же научное знание характеризуется стремлением к человека к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае всего мира в целом.
Наука играет огромную роль в развитии человеческого общества. Она пронизывает все сферы нашей деятельности как материальной, так и духовной и по праву является неотъемлемым звеном социально-политического развития страны. В литературе имеется ряд определений понятия "наука". Одни из них определяют науку как сумму знаний, достигнутых человеком, другие - как род человеческой деятельности, направленный на расширение познаний человеком законов окружающей природы и развития общества.
Однако наиболее общим определением можно считать следующее: наука - сфера человеческой деятельности, функции которой состоят в выработке, теоретическом обобщении, проверке истинности и изыскания возможностей применимости объективных знаний.
Следовательно, наука как одна из форм общественного сознания направлена на получение новых знаний и установление способов их практического применения. Реализация этих способов осуществляется непосредственно через технику. Этим подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни.
Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире, но развивались они обособленно друг от друга. Древние греки, на-пример, создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины. Только в Новое время, по мнению В. Гейзенберга, отношение человека к природе превращалось из созерцательного в практическое, т.е. естествознание превратилось в технику, точнее, оно соединялось с техникой в единое целое.
Техника - это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено развитием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к технике. Значительные технические новшества достигаются в наше время не путем эмпирических поисков, а через приложение научно-теоретических знаний. В свою очередь, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования.
О тесной связи между наукой и техникой свидетельствует даже термин "научно-техническая революция".
Современный этап научно-технического прогресса - эпоха НТР - это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества. Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством, и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни.
Научно-техническая революция повысила благосостояние народов, которые в первую очередь воспользовались её результатами (преимущественно развитые страны). В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту: обычными предметами обихода стали телевизоры, магнитофоны, видеотехника, персональные компьютеры. Жизнь стала более удобной и комфортной. О степени развития стран судят по тому, насколько в них используются достижения НТР.
Но вот какое противоречие имеет место. Применяя какое-либо достижение науки, и получая при этом определённый результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек имеет нежелательные последствия. Это можно проследить в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике. Природа разрушается, исчезают или становятся редкими и заносятся в "Красную книгу" отдельные виды животных и растений, загрязняются реки, моря, океаны, атмосфера, почва, литосфера. Природа может существовать без человека, а вот человек вне природы жить не может и поэтому, что плохо для природы, в итоге отрицательно сказывается на человеке.
Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в целом продолжают и поныне оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).
Научные достижения оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методологические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать.
Существует воздействие и в обратном направлении. Не только НТР влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие сдвиги оказывают большое влияние на направление научных исследований.
В настоящее время науку как систему в целом условно подразделяют на естественные и социально-философские науки. Первые изучают законы и явления окружающей природы и включают в себя физику, химию, биологию и др., вторые - закономерности общественной жизни (к ним относятся: история, политология, философия и др.). Среди естественных наук особое место занимают технические, направленные на разработку и совершенствование имеющихся средств, машин и устройств для осуществления производств, процессов и удовлетворения различных потребностей общества. Наука через технику тесным образом связана с производством, что превращает ее в непосредственную производительную силу общества. Процесс производства каждого нового продукта, новых технических средств начинается в кабинетах ученых и в лабораториях исследователей. Прежде чем вещь будет произведена реально, она должна быть так или иначе произведена идеально. На пути от "идеального" возникновения продукта к "реальному" расположены различные звенья цепи, имеют место разные виды деятельности. Каковы эти звенья?
"Дилогические" предпосылки исследования. Сюда относится художественно-образная основа интеллектуальной деятельности мышления, воображения, ассоциативные способности, интуиция, которые служат импульсом научного творчества. Данное звено представляет собой ту сферу, где искусство смыкается с наукой, где образная художественная деятельность переводится в рациональный план. В этой, к сожалению, наименее исследованной до сих пор сфере - генетический исток и тайна научных открытий.
Методология мировоззрения представляет собой область производства духовных средств производства в науке, т.е. методов и приемов мышления, методов и приемов научного познания. Эту сферу обслуживают преимущественно философия и научные дисциплины, возникшие на стыке философских и конкретных наук.
Затем следуют фундаментальные исследования, т.е. выработка таких гипотез, концепций, теорий в конкретных областях научной деятельности, которые могут в конечном итоге послужить основой для создания новых, а также для усовершенствования существующих изделий, материалов и технологических процессов. Производя фундаментальные исследования, ученый, зачастую, совершенно не представляет себе, когда и какое именно практическое значение получат их результаты.
Вопрос о практическом использовании результатов обретает некоторую определенность на стадии прикладных исследований. Последние направлены на выявление путей и способов применения познанных законов и явлений природы для целей производства.
Следующее звено - опытно-конструкторские разработки. Результаты, полученные в прикладных исследованиях, здесь подвергаются дальнейшей разработке с целью конструирования, испытания и усовершенствования технических устройств, новых технологических процессов и т.п. На этой стадии начинается внедрение научных достижений в производстве. Кончается ли на этом научно-исследовательский процесс?
Оказывается, нет. Даже после того, как новое изделие вступило в стадию массового производства (или новая технология уже внедрена и т.д.), оно нуждается в заботе исследовательской, так сказать "материнской" организации.
Последняя принимает участие в проведении дополнительных производственных исследований, которые делятся на три категории: 1) исследование новых производственных методов в действии; 2) исследование методов стандартизации и контроля качества продукции; 3) исследования, связанные с устранением "узких мест" в производстве с необходимостью сложного ремонта, отработки и совершенствования техники в процессе ее эксплуатации.
Но и тогда, когда научные достижения окончательно внедрены в производство, новый вид продукции, новая технология и т.д. нередко продолжают быть объектом дальнейшего совершенствования со стороны изобретателей.
Цель исследовательской деятельности, следовательно, должна включать также изобретательскую деятельность, которая ныне постепенно становится организованной, осуществляется все чаще на основании научного подхода к делу образованными кадрами. Наконец, замыкающим структурным звеном цепи, связывающей науку с производством, является собственно производственная деятельность.
Описанная цепь структурных звеньев не исчерпывает собой всей науки, она характеризует только ту часть науки, которая ориентирована на вещественный элемент производства - технику. Но наука не замыкается только на технике, она замыкается и на человеке, выступая в качестве ориентированной на личность.
Важным критерием научности является наличие цели научного познания, которая определяется как постижение истины ради самой истины, или теоретичность.
Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Так, существовавшие на Востоке научные знания, использовались лишь в качестве вспомогательных в религиозных магических церемониях и ритуа-лах.
Поэтому мы не можем говорить о наличии там науки как самостоятельного культурного феномена.
Отличительной чертой научного знания является его рациональный характер. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию.
Этот критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.
Определяющими признаками науки являются также наличие экспериментального метода исследования и математизация науки. Эти признаки появились в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой.
2.2. Зарождение науки, основные тенденции её развития
История зарождения науки насчитывает многие тысячи лет. Первые элементы наук появились в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер.
Всего же (с точки зрения истории науки) человечество в своем познании Природы прошло три стадии и вступает в четвертую.
На первой из них сформировались общие представления об окружающем мире как о чем-то целом, едином. Появилась так называемая натурфилософия, которая была вместилищем идей и догадок. Так продолжалось до XV столетия.
С XV-XVI вв. началась аналитическая стадия, т.е. расчленение, выделение частностей, приведших к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных естественных наук.
Наконец, в настоящее время делаются попытки обосновать принципиальную целостность всего естествознания и ответить на вопрос, почему именно физика, химия, биология и психология стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе?
Происходит также и дифференциация науки, т.е. создание узких областей какой-либо науки, однако, общая тенденция идет именно к интеграции науки. Поэтому последнюю стадию (четвертую), начинающую осуществляться, называют интегрально-дифференциальной.
Рассмотрим подробнее эти эволюционные процессы науки. Собственно наука в современных её формах начала складываться в XVII-XVIII вв. и в силу основной закономерности своего развития превратилась в нашу эпоху в силу, оказывающую значительное влияние на все стороны жизни общества.
Ещё на заре своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и некоторого преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накапливающийся опыт соответствующим образом обобщался и передавался последующим поколениям. Механизм наследования и накопления сведений постепенно совершенствовался за счёт установления определённых обычаев, традиций, а затем - и письменности. Так возникла исторически первая форма науки - наука античного мира, предмет изучения которой составила вся природа в целом.
В этот период возникли первые основы химии, которая использовалась для извлечения металлов из руд, крашения тканей, выделки кожи. Потребности отсчета времени, ориентирования на Земле, предсказания сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. Несколько раньше возникли основы математики, включающей в себя в то время элементы арифметики и геометрии.
Первоначально созданная (античная) наука ещё не делилась на отдельные обособленные области и имела черты натурфилософии. Природа рассматривалась в целостности, с выдвижением на первый план общего и пренебрежением частностями. Натурфилософии соответствовал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами об окружающем мире.
В V-IV вв. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельные области познания выделяются математика, астрономия, зоология и ботаника, минералогия, география, начался процесс дифференциации науки и внедрения самостоятельных по своему предмету и методам отдельных дисциплин.
Со второй половины XV в. в эпоху возрождения начинается период значительного развития науки, начало которой характеризуется накоплением большого фактического материала о природе.
Переход от науки философии к первому периоду в развитии естествознания происходил достаточно долго - почти тысячу лет, что было связано с отсутствием в то время движущих сил развития науки, а также слабым развитием техники. Второй период в развитии естествознания занимает время от середины XII в. до конца XIX в. Именно в этот период были сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Были открыты законы: всемирного тяготения (И. Ньютон - конец в.), сохранения массы в химических превращениях (М.В. Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), периодический закон в химии (Д.И. Менделеев - вторая половина XIX в.). Подлинный переворот в естествознании произошел в результате трех великих открытий - создания Ч. Дарвином эволюционной теории, открытия клетки и закона сохранения и превращения энергии. Такой существенный скачок в развитии науки способствовали дальнейшему прогрессу и дифференциации.
В науке XVII в. господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию материалов (результатов), исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений.
В конце XIX в. - начале XX в. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию, физика переступила порог микромира, был открыт электрон (Д. Томсон, 1897 г.), заложены основы квантовой механики (М. Планк, 1900 г.), обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. В середине XX в. окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.
В современных условиях изменяется характер научного исследования,
подход к изучению явлений природы. На место прежней изоляции отдельных
дисциплин приходят их взаимодействие, проникновение одной в другую. К
настоящему времени уже насчитывается около 1300 самостоятельных
научных дисциплин и свыше 300 специальностей, процесс дифференциации науки продолжается. В то же время происходит процесс сближения и связи отдельных наук, который называется интеграцией.
Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы её дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин.
Одной из главных черт развития науки является её сближение с общественной практикой, производством.
На ранних стадиях техника и производство существенно опережали развитие науки. Они давали науке уже готовый материал для анализа обобщения, ставя перед ней задачи, диктуемые практикой.
Сближение науки и техники, их взаимный интерес и влияние одной на другую получило новый импульс в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного и машинного производства, а также мореплавания. Развитие отдельных дисциплин науки происходит не единым фронтом, а выдвижением в отдельные периоды времени далеко вперед ее отдельных дисциплин. В XVII-XVIII вв. одиночным лидером была механика, в XIX в. - физика, химия, биология, астрономия, в конце XIX в. лидерство вновь перешло к физике (атомной и субатомной), что продолжалось до середины XX в.
Настоящий период развития науки характеризуется групповым лидерст-вом. Кроме физики микромира и твердого тела получили значительное развитие кибернетика, космонавтика, биоорганическая химия, генетика, бионика, в совокупности и взаимосвязи, составляющие основу научно-технического прогресса настоящего времени.
Бурное развитие науки стимулировало зарождение науковедения, изучаю-щего закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, нормы взаимодействия её с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Наука -- производительная сила современного общества
Основной особенностью современного периода научно-технической рево-люции является конкретное коренное изменение соотношения между наукой и производством. В настоящее время формируется единая, тесно взаимодействующая система "наука - техника - производство", где ведущая роль принадлежит науке. Теперь обязательным условием научного и технического прогресса стало опережающее развитие науки, составляющее сущность научно-технической революция, основу её поступательного развития.
Необходимость в опережающей роли науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых веществ с ранее неизвестными свойствами, использованием новых видов энергии, дальнейшем изучении непознанных явлений природы и т.д. Наука изучает законы и закономерности этих явлений, их свойства, разрабатывает рекомендации по их практическому применению. Именно наука играет сейчас ведущую роль в решении глобальных проблем будущего -энергетической, экологической, продовольственной.
Опережающее развитие науки создает прочную основу для прогресса тех-ники, производства на основе научных достижений. Производство все больше выступает как техническое приложение и воплощение достижений в науке.
Следовательно, наука в целом, а не отдельные дисциплины, все в большей степени превращается в непосредственную производительную силу общества.
Однако, превращаясь в производительную силу, наука не становится дополнительным элементом производительных сил. Она своими методами
совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда, сам труд.
Рассмотрим основные пути превращения науки в производительную силу.
Первый путь состоит в создании на основе достижений науки новых тех-нологических средств и технологических процессов, улучшающих процесс производства и повышающих производительность труда. Он являлся единственным вплоть до конца XIX в.
Второй путь превращения науки в производительную силу состоит в совершенствовании самого человека, как главной производительной силы общества. Он стал проявляться ещё в XIX в., но наибольшей значительности достиг в период научно-технической революции.
Теперь в производстве широко применяются станки с ПУ, автоматизиро-ванные линии, устройства электронно-вычислительной техники, для обслуживания которых требуется не только высокая производительность, но и определенная подготовка человека по математике, физике, химии, кибернетике.
Третий путь превращения науки в производительную силу, особенно про-явивший себя в последние 20 лет, состоит в совершенствовании на научной основе производительных процессов, начиная от организации труда на отдельном рабочем месте и кончая общей стратегией развития страны.
2.3. Организация научных исследований в Российской Федерации
Система научных учреждений РФ
Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры, способ познавания мира, специальный институт (в это понятие входят не только высшие учебные заведения, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).
В нашей стране создана разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях народного хозяйства. К ним относятся:
1.Академия наук РФ (РАН);
2.отраслевые академии Министерств (Академия медицинских наук РФ, Академия педагогических наук РФ, Академия строительства и архитектуры РФ и др.);
3.отраслевые научно-исследовательские институты Министерств,
ведомств, вузы.
Деление науки на вузовскую, академическую и отраслевую во многом условно в силу тесного взаимодействия этих отрядов единой российской науки.
В вузах, которых по данным за 2002 г. в РФ более 500, научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпускников. При вузах с высоким уровнем научных исследований создаются научно-исследовательские институты, работают проблемные научно-исследовательские лаборатории (например, при МГУ, ЮУрГУ).
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Её главная особенность -- органическое сочетание учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности коллектива вуза. В этой работе принимают участие педагогический и научный составы вузов, а также студенты.
Научно-исследовательская работа (НИР) в вузах преследует три основных цели:
1) использование творческого потенциала вузов для решения важных хозяйственных проблем ускорения научно-технического прогресса. Сегодня в вузах страны работают более 300 тыс. преподавателей, в числе которых более 15 тыс. профессоров, докторов наук и свыше 150 тыс. доцентов, кандидатов наук, что составляет около половины научных работников страны;
2) повышение квалификации преподавательского состава;
3) повышение качества подготовки выпускаемых специалистов за счет со-вершенствования организации учебного процесса, активного участия их в научной деятельности.
В вузе научная работа возглавляется проректором по научной работе и регламентируется перспективным и годовым планами исследования.
Различают планы госбюджетных и хоздоговорных НИР. Госбюджетные исследования осуществляются за счет общегосударственных ассигнований на развитие науки; хоздоговорные -- выполняются на основе прямых хозяйственных договоров между вузом и заказчиком, который и финансирует исследования.
Для решения актуальных научно-технических задач в передовых вузах создаются отраслевые научно-технические лаборатории, работающие на основе хозяйственных договоров с определенной отраслью народного хозяйства.
Одним из важных направлений вузовской науки являются исследования, направленные на совершенствование учебного процесса.
Участие в исследовательской работе -- важнейший фактор повышения квалификации преподавательского состава: во-первых, готовятся кадры высшей квалификации -- кандидаты и доктора наук; во-вторых, повышается эрудиция, расширяется кругозор преподавателя; в-третьих, преподаватель может успешно осуществлять творческую подготовку студентов, учить их, как пользоваться приобретенными знаниями.
Особенности организации научно-исследовательской работы студентов
Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных, качественных изменений технических средств, технологии, организации и управления производством на основе новых научных принципов. Эта революция подготовлена не только развитием науки и производительных сил, но и теми глубокими социальными изменениями, которые произошли в обществе в результате мирового революционного процесса. Важнейшая особенность НТР заключается в неизмеримо возросшей роли науки в развитии производительных сил, для приведения в действие которых требуется все большее количество квалифицированных работников [10].
В связи с этим возникает объективная необходимость приобретения научных знаний всеми участвующими в общественном производстве. Нельзя себе представить идеал будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которую предполагают современный уровень техники и состояние научного знания.
Носителями научных знаний в общественном производстве являются, в первую очередь, ученые и инженерно-технические работники, которые оказывают непосредственное воздействие на все этапы производственных процессов. Чем больше в стране высокообразованных людей, тем с большим успехом решаются важнейшие научно-технические и производственные проблемы. Поэтому в условиях современной НТР высшее образование приобретает важнейшую роль, от него в значительной мере зависит научно-технический, экономический и военный потенциал государства.
Современный инженер в отличие от инженера начала ХХ в., который, можно сказать, учился своей профессии один раз на всю жизнь, должен непрерывно доучиваться. Поэтому, в какой бы области ни работал специалист, он должен быть динамичным, мобильным, способным непрерывно повышать свою квалификацию, умеющим творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям деятельности. Таким образом, решающее значение для выпускника высшего учебного заведения приобретает не только овладение суммой конкретных знаний и навыков, но как главная цель -- умение их самостоятельно добывать, приобретать, систематизировать.
Творческая активность личности, отражая высокий уровень социальной зрелости человека, является результатом воспитания и самовоспитания личности, обучения и воздействия на неё общественных отношений. В свою очередь творчество в широком смысле слова можно определить как естественно-исторический процесс материалистического познания мира.
Естественно, творческая активность может быть присуща людям в любой сфере социальной жизни: везде, выполняя определенные обязанности, можно искать и находить более эффективные способы работы, повышать производительность труда. Но особо важное значение творческая активность имеет в сфере науки, искусства и общественного производства, и именно здесь она имеет ярко выраженный интеллектуальный характер и предполагает наличие и постоянное включение в свою деятельность знаний о новейших достижениях науки, техники, технологии и участие на этой основе в их развитии и совершенствовании.
Особенностью студенческой научной работы является то, что её главной задачей является не решение важнейших научных проблем, а приближение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческого подхода к решению поставленных задач. Чтобы повысить качество подготовки студентов, необходимо научить их не только усваивать имеющийся фактический материал, но и вырабатывать собственные решения.
Развитие творческой активности студента возможно только в процессе коллективной исследовательской деятельности, при выполнении творческой работы, постановки экспериментов, обсуждении результатов исследования и т.д.
Для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующ ...........
Страницы: [1] | 2 |
|