48
Содержание
Введение
Глава 1. Исторические, экономические, политические составляющие Ирана
1.1. История образования Ирана
1.2. Внутриполитические процессы
1.3. Экономический и геополитический фактор
Глава 2. События на Ближнем Востоке в конце 80-х годов
2.1 Окончание Ирано-Иракской войны
2.2 Предпосылки к захвату Ираком Кувейт
2.3. Война в Персидском заливе
Глава 3. Внешняя политика Ирана в конце XX-в начала XXI века
3.1. Приоритетные направления внешней политики Ирана
Глава 4. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии
4.1. Ирано-Израильский конфликт
4.2. Отношения Тегерана к Ираку
Глава 5. Сверхдержавы и Исламская Республика Иран
5.1. История становления дипломатических отношений между Россией и Ираном
5.2. Современные международно-экономические отношения России с Ираном
5.3. Кризис взаимоотношений между Ираном и США
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Геополитическая ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке и в Средней Азии на рубеже XX и XXI вв., несомненно, принципиально отличается от времен холодной войны.
Сейчас нет противостоящих друг другу коалиций, но возникли новые очаги напряженности. Они охватывают почти всю дугу нестабильности, разделяющую Север и Юг. Конечно, речь не идет об осуществлении предсказания Мишеля Нострадамуса о неизбежности грядущей всемирной войны Севера и Юга. Но масштабы и глубина несовпадения геополитических и экономических интересов ведущих стран в зоне Ближнего Востока и Средней Азии заставляет и политиков, и политологов внимательно следить за тенденциями, проявляющимися в этом взрывоопасном регионе, где на протяжении, шести тысячелетий происходили то конфронтация, то взаимодействие Запада и Востока.
Для России особенно актуален вопрос о направлениях и перспективах развития ее отношений с единственной исламской страной - Ираном, который и после распада СССР1 продолжает оставаться ее непосредственным и экономически выгодным соседом.
Несомненно, что Россия и Иран способны быть центрами притяжения для других стран. Россия, несмотря на те трудности, с которыми она столкнулась в последнем десятилетии XX века, по-прежнему остается общепризнанной великой державой. И Россия, и Иран в состоянии играть самостоятельную роль в решении мировых проблем. Они никогда не согласятся на то, чтобы безропотно идти в фарватере политики США или какой-либо иной страны, претендующей на гегемонию в мире или в отдельных его регионах. Это создает важную основу для стратегического партнерства России и Ирана перед лицом тех глобальных опасностей, которые не уменьшаются, а нарастают с вступлением человечества, в XXI век. Россия и Иран заинтересованы в расширении международного Соединенные Штаты Америкисотрудничества, они стремятся к добрососедским отношениям со всеми государствами, действующими на принципах равноправия и признания полной суверенности своих партнеров. И для России, и для Ирана особенно- важным является взаимопонимание с США2 , Китаем, Индией, Пакистаном; арабским миром, Турцией, европейскими и азиатскими державами, имеющими свои интересы в Центрально-азиатском регионе. И в сотрудничестве с ними два соседних государства могут действовать как надежные партнеры. Наконец, России удалось, почти полностью сохранить экономические позиции в Иране. Иран с пониманием воспринимает современную внешнюю политику России, уважает ее национальные и геополитические интересы. Такая позиция Ирана опирается на: многовековые традиции российско-иранского сотрудничества, восстанавливавшегося и развивавшегося, несмотря на все конфликты, возникавшие в отношениях между двумя державами.
По эффективности экономики (т.е. по уровню среднегодовой выработки чистой продукции на одного занятого в народном хозяйстве) и Россия, и Иран относятся к числу среднеразвитых стран. Но они способны в короткий срок ликвидировать свое отставание от наиболее развитых экономических систем. Для этого им крайне необходимо сохранение стабильности международных отношений, как в региональном, так и в глобальном масштабе. Все это делает исключительно актуальным и в научно-теоретическом, и, в практически-политическом планах исследование сложнейшего этапа взаимоотношений России и Ирана в переломные для обеих стран десятилетия конца XX начала XXI века.
Объектом исследования в настоящей работе является весь комплекс современных межгосударственных отношений России и Ирана, включая их исторические предпосылки. Внешняя политика Ирана в конце XX в. начало XI века. В объект исследования входят также события на Ближнем Востоке в конце 80-х годов, и история образования Ирана.
Предмет исследования является развитие тех тенденций, которые способствовали или препятствовали сближению позиций обеих стран, устранению возникавших между ними противоречий и недопонимания. Проблема взаимоотношений мусульманского государства с европейскими державами, а так же вооруженные конфликты на ближнем востоке и обогащенье урана в мирных целях.
Хронологические рамки охватывают период конца XX - начало XXI века, когда новая Россия пересматривала свои внешнеполитические установки и на этой новой основе формировала отношения партнерства и взаимопонимания с сопредельными странами, а также с другими членами мирового сообщества. Для выяснения устойчивости тенденций российско-иранского сотрудничества в курсовой, особенно в главе 3 и 1, проанализирован большой исторический материал, далеко выходящий за рамки обозначенного периода. В целях выработки политических и научных прогнозов широко использованы новейшие факты истории международных отношений, в том числе и относящиеся к принципиально новому этапу их развития. 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран был подписан Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 года)./
Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации российско-иранских отношений на рубеже XX-XXI вв., выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его.
Для достижения указанной цели в курсовой решаются следующие задачи:
Определяются геополитические факторы, которые стимулировали и стимулируют сотрудничество России и Ирана, их стратегическое партнерство и взаимодействие в решении проблем, затрагивающих общие интересы в различных сферах взаимоотношений.
Прослеживается развитие российско-иранских отношений, исторических предпосылок на разных этапах становления духовно-культурных, экономических и политических контактов между двумя народами.
Выясняются геополитические последствия исламской революции в Иране и демократических преобразований в России для укрепления добрососедства двух стран на международной арене.
Раскрываются особенности взаимовлияния России и Ирана на геополитическую обстановку в Центрально-азиатском регионе, механизмы воздействия их внешней политики на другие государства, имеющие интересы в Центральной Азии.
Анализируются отдельные достижения и трудности в российско-иранских отношениях по их основным направлениям: политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим.
Оценивается значение общей борьбы с международными терроризмом для укрепления возможного сотрудничества в геополитическом треугольнике Иран - Россия - США.
Методологические и теоретические основы исследования составляют выводы работ по проблемам геополитики, международных отношений, философии истории, правоведения и политологии. Были использованны сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общее и особенное в исследуемых политических процессах и определить тенденции их развития. Системный подход к анализу многопланового фактического материала, затрагивающего проблемы как внешней, так и внутренней политики государств, взаимоотношениям которых посвящена курсовая, дал возможность раскрыть целостность и взаимозависимость различных этапов и направлений российско-иранского партнерства. Раскрыть многообразие исторически сложившихся связей, обеспечивающих добрососедство двух стран, несмотря на конфликты и противоречия, возникающие в отношениях между ними.
Как показывает материал курсовой, приливы и отливы в российско-иранских отношениях далеко не всегда зависели от действий и устремлений двух сторон, влияния на них международной (региональной или общемировой) ситуации, а определялись многофакторным воздействием принадлежности той и иной страны к разным цивилизациям, общественно-экономическим формациям, этно-культурным общностям. Это требовало и требует исключительно чуткого отношения к интересам каждого из народов, готовности идти на уступки во имя добрососедства, умения оказать необходимую; помощь без ущемления достоинства и игнорирования традиционного уклада общественно-экономической и духовной жизни получающего эту помощь соседа.
Труды российских ученых, специально посвященные анализу современного состояния российско-иранских отношений, в которых дается характеристика текущих событий и процессов, связанных с развитием этих отношений, и те, в которых освещение таких событий осуществляется через призму, в том числе и путем их сопоставления с явлениями; ставшими достоянием прошлого.
К сожалению, проблемы развития российско-иранских отношений в 90-е гг. XX века и в начале XXI века (монографий, диссертаций) пока еще не создано. Преобладают статьи в сборниках, выпущенных различными научными центрами, публикации в периодической печати, как научной, так и рассчитанной на массового читателя. Выводы, к которым приходят их автор Джекшенкулов А.Д. в книги “Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе» - М.,2000г. сводятся к тому, что существуют все необходимые объективные предпосылки для расширения и углубления российско-иранского равноправного сотрудничества. Трудности Ирана и России, тормозящие такое сотрудничество (приходится постоянно оглядываться на позицию государств, опасающихся дальнейшего сближения России и Ирана), вполне преодолимы. Иран готов занять место в ряду экономически развитых стран. Россия преодолевает последствия кризисной ситуации в своей экономике. Так что обе страны могут взаимодействовать на равных, что соответствует основным внешнеполитическим установкам того и другого государства»/
Источники. В интересах всестороннего освещения избранной темы мы использовали широкую источниковую базу. Прежде всего, речь идет о выступлениях руководителей России и Ирана, глав их дипломатических ведомств, информационно-аналитических материалах, опубликованных в современной периодической печати или хранящихся в фондах (архивов) президентских сайтов и на сайтах министерства иностранных дел и текущего делопроизводства государственных органов той и другой страны. Проанализированы также материалы документальных сборников по истории России, Ирана и их внешнеполитической и внешнеторговой деятельности. В качестве источников использованы сообщения прессы, а также некоторые произведения иранских авторов, в которых дается оценка состояния и развития российско-иранских отношений, в частности, материалы иранского журнала по изучению Центральной Азии и Кавказа "Аму-Дарья". У большинства иранских авторов - свой подход к освещению отношений с Россией и СССР. Тем не менее, после исламской революции преобладающим в этих трактовках стал тезис о возможности и жизненной важности для Ирана партнерства и добрососедства с Россией.
Глава 1. Центрально Разведывательное УправленияИсторические, политические, экономические, составляющие Ирана
1.1 Иран расположен в Юго-западной Азии, общая территория равна 1 648 000тыс. км. Столица Ирана - Тегеран с чичленостью12 млн. (правка №1). Крупнейшие города - Мешхед (1,5 млн.), Исфаган(1млн.), Тебриз (852 тыс.), Шираз (800 тыс.). В административном отношении делится на 27 провинций. Население на 2004 год составляло 64.7 млн. жителей. В этнический состав населения входят; персы (51%), азербайджанцы(27%), курды (5%), луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи, и представители других национальностей. Официальный язык - персидский (фарси). Государственная религия- ислам шиитского толка (исповедует 90% населения). Денежная единица- риал. Форма правления - республик. Глава государства - Махмуд Ахмадинежад. Руководитель страны - аятолла. Аятолла - Али Хосейн Хаменеи с 1989. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - Собрание исламского народа (меджлис).
1.2 Иран до 1935года был Персией, являясь одним из самых древних государств Азии. В результате колониальной экспансии Англии и России к концу девятнадцатого века превратился в их полуколонию. Стремясь к полному контролю над национальным богатством и использованием важного стратегического положения страны, английское правительство в 1921 году спровоцировало государственный переворот, в результате которого в стране утвердилась диктатура военного министра Реза Пехлеви. В 1925 году Р. Пехлеви провозглашен шахом Ирана. После 2-ой мировой войны, следуя в фарватере политики США и других западных стран, Иран становится членом блока СЕНТО в 1955г. В результате заговора, инспирировано ЦРУ3, в 1953 году было свергнуто законное правительство М.Мосаддыка, проводившее политику укрепления независимости страны. Оттеснив в результате переворота своих партнеров, США, опираясь на шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, заняли в Иране главенствующие позиции. В 1959 году шах заключил с США военное соглашение, усилившие американское присутствие в этом регионе.
В 60-х годах вследствие участившихся антиправительственных выступлений правящие круги вынуждены были провести некоторые социально- экономические реформы - так называемую “белую революцию”, которая имела целью ускорить развитие страны по западному образцу. В 1967 году вошел в План Коломбо.
В 1978 по 1979 года в Иране развернулась борьба против шахского режима, в которой приняли участие представители практически всех слоев иранского общества. Активную роль играло шиитское духовенство, стремившееся восстановить в стране ценности ислама. В Феврале 1979года произошла антимонархическая революция, свергнувшая шахский режим. В феврале 1972 года Иран провозглашен Исламской Республикой. Действует конституция, утвержденная на референдуме 03.12.1979 года. Государственная власть осуществляется независимым друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного руководителя страны - аятоллы Сейеда Али Хаменеи. Президент избирается прямым голосованием сроком на 4 года, одновременно возглавляя кабинет министров. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - Собрание исламского совета (меджлис), состоящий из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года.
Согласно конституции Исламской Республики Ирана (ИРИ) и принятому в 1981 году закону в Иране была запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций.
В 1988 году было объявлено, о разрешении официально регистрировать партии и организации, не ставящей своей цель; изменение существующего режима. Существуют ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности Общество борющегося духовенства (придерживается прагматических позиций), Ассоциация борющихся духовников выступает за фундаменталистский курс страны.
Среди оппозиционных режиму организаций наиболее заметными являются: Движение за свободу Ирана - основана в 1961 году, генеральный секретарь - И. Язди. Демократическая партия Иранского Курдистана - основана в 1945 году, вышла на политическую арену после длительных преследований весной 1979 года, но в августе того же года была запрещена. Ведет вооруженную борьбу за предоставление Иранскому Курдистану автономии в рамках Ирана. Народная партия Ирана - создана в октябре 1941 года, преемница Иранской компартии. В марте 1979 году объявила о начале легальной деятельности, выразив готовность сотрудничать с шиитским духовенством в интересах укрепления национальной независимости страны, обеспечением демократических прав и свобод. Организация федаев иранского народа (большинство) (ОФИНб) и Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) действует в подполье. В оппозиции находится группировки клерикального, про -монархического и либерально-буржуазного направления.
Сразу после революции определенные круги духовенства во главе с религиозным лидером шиитов аятоллой Р. Хомейни, тесно связанные с мелкой буржуазией и крупными землевладельцами оттеснили все другие политические силы, взяв курс на монополизацию власти в стране. При этом под давлением народных масс религиозное руководство провело ряд мероприятий по ликвидации населения шахского режима. Иран провозгласил своей целью освобождение страны от всех форм зависимости от империализма в защиту национальных интересов, выйдя из блока СЕНТО, вступив в Движение неприсоединения.
Однако проведения важных социально - экономических преобразований обещанных духовенством, так и не было осуществлено. Около 80 % обрабатываемых земель по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть которых составляет духовенство. Положение в стране серьёзно осложняется и нерешённостью национального вопроса. Курды, туркмены, белуджи и другие нацменьшинства выдвигают требования о представлении им национальной и культурной автономии что было невозможным.
В результате ирано-иракской войны начавшейся в 1980 году, стране был нанесён значительный экономический ущерб более 700 млрд. дол., выведено из строя около 60% мощностей перерабатывающей промышленности. Война ежегодно обходилась Ирану в 13-14 млрд. дол., на военные нужды расходовались более 40% бюджетных средств. В августе 1988 года благодаря усилиям Организации Объединенных Наций (ООН) была достигнута договоренность о прекращении огня и начале мирных переговоров между Ираном и Ираком.
Выраженная Ираком готовность признать и уважать Алжирские соглашения 1975году была благоприятно встречена в Иране и способствовала нормализации отношений между двумя странами.
На нынешнем этапе курс иранского руководства на международной арене, в особенности его, прагматически настроенного крыла, возглавляемого президентом, характеризуется попытками вывести страну из изоляции. Связанной с чрезмерной идеологизированностью внешнеполитических концепций. Определённой трансформации подверглась позиция Исламской Республики Ирана (ИРИ) по целому комплексу международных и региональных проблем.
Иран является член ООН с тысяча девятисот пятого года.
Дипломатические отношения между Ираном и Российской Федерацией были установлены 20.05.1920 года.
Национальным праздником считается 11 февраля - День Революции
Внутри политическое положение в Иране в настоящее время характеризуется стремлением президента и возглавляемой им исполнительной власти укрепить свои позиции. В результате парламентских выборов в апреле - мае 1996 года, привели к Валовой национальный продуктопределенному укреплению влияния радикальной части исламского духовенства в меджлисе, способность этого законодательного органа противостоять исполнительной власти в определенной мере возросла. В тоже время происшедшая в результате выборов перегруппировка сил в среде правящего духовенства не повлияла на сохранение его монополии на власть в стране. В Иране по-прежнему отсутствует какой-либо политический или идейный плюрализм.
1.3 Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Ведется добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Есть машиностроение и металлообработка, а также пищевкусовая, текстильная промышленности. Развито кустарное производство ковров, метизов. Выращивают пшеницу, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тросник, табак, чай, орехи, фисташки. Разводят овец, коз, верблюдов, крупный рогатый скот ( коров, быков).
Экспорт: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция.
Импорт: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага, средство автоматики.
Основные торговые партнёры являются: Турция, ОАЭ, Германия, Великобритания, Италия, Япония.
Важнейшей отраслью экономики страны является нефтедобывающая и нефтегазоперерабатывающая промышленность. Она обеспечивает формирование до 14% ВНП4, треть поступлений в государственный бюджет, а также около 90% валютных доходов.
Газ - Иран владеет 16 % мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В 2005году Иран поставлял ежегодно 7 млрд. кубометров газа в Турцию, ведёт строительство газопровода от месторождения Южный Парс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе и обсуждает строительство газопровода Иран -- Пакистан -- Индия. Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT:
IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан
IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с исламской революцией 1979 в Иране.
Оба газопровода требуют реконструкции. В случае их расконсервации это может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.
Нефть - согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малазийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания), которые по «компенсационным контрактам» получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.
Валовой Внутренний продуктЗапасы - в 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов).
В 2005 Иран добывал 4,2 млн. баррелей в сутки, из них экспортировал около 2,7 млн. баррелей. В 2005 Иран являлся четвёртым крупнейшим экспортёром нефти в мире, и вторым -- в организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК), а также являлся крупнейшим поставщиком нефти в Китай.
Ежегодная добыча нефти - около 180 миллионов тон. Но Иран не в состоянии удовлетворить потребность в нефтепродуктах за счет внутренних мощностей. Импорт нефтепродуктов составляет 7 - 8 миллионов тон в год (25-30% иранских потребностей). В стране разведаны запасы газа в размере 14 трлн. м (ежегодная добыча-58 миллиардов м). Развиты и другие отраслевые промышленности, которые, однако, страдают от нарушения внешнеэкономических связей и нехватки валютных средств, поскольку на 60% зависят от импорта сырья и на 90%- от импорта оборудования. Ежегодная потребность в валютных закупках составляет 10-12 миллиардов долларов, (выделяются только 4.5 миллиардов долларов) Сельское хозяйство - наиболее отсталая отрасль экономики. В связи с этим Иран вынужден ежегодно импортировать пшеницу, рис, сахар, растительное масло, (потребность импорта продовольствия- 2 млрд. дол.). Площадь обрабатываемых земель в стране составляет около 17 млн. гар. (10% территории страны), из них орошаемых- 4,2 млн. гар.
Основная часть перевозок в стране (80%) осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность автодорог - 60 тыс. Км, железных дорог - 6 тыс. километров.
Согласно данным Международного валютного фонда за 2005 год Иран занимает 19 место с величиной валового внутреннего продукта (ВВП)5 равной 518 789, Россия в отличие от Ирана занимает 10 место с показателем = 1 449 170.(правка № 2).
Глава 2. События на ближнем Востоке в конец 80-х годов
2.1 Конец 80-х годов для региона Ближнего и Среднего Востока прошел под знаком очевидного спада напряженности. Что было связанно, прежде всего, с прекращение ирано-иракской войны. В июне 1988 года руководство ИРИ заявляет о своем принятии резолюции 598 Совета Безопасности ООН от 20 июля 1987 года, требовавшей прекращения огня от участников конфликта. До этого почти в течение целого года Иран отказывался это сделать на том основании, что в резолюции Ирак не считался агрессором. На протяжении этого года иранская армия готовилась к решающему наступлению. Оно началось в марте 1988 года, но, несмотря на первоначальные успехи, закончилось неудачей.(правка №3)
Руководство ИРИ ещё раз убедилось в том, что рассчитывать на военную победу в условиях, когда Ирак получает массированную финансовую поддержку от Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ) и крупномасштабные поставки современной военной техники из СССР, Западной Европы и США. (правка № 4). Все эти государства не могли допустить реализации идей лидера ИРИ имама Хомейни о распространении исламской революции на весь Ближний и Средний восток, а в перспективе на весь мир.
20 август 1988 год начались ирано-иракские переговоры о заключении мирного договора. Они проходили в Женеве и Нью-Йорке. Состоялось 15 раундов, но стороны так и не смогли прийти к соглашению. В августе 1990 года они были прерваны. Таким образом, ирано-иракский конфликт оказался фактически замороженным на протяжении всего последующего десятилетия. Боевые действия больше не возобновлялись.
Смерть в 1989 году имама Хомейни позволила новым, более прагматичным лидерам ИРИ сконцентрировать основное внимание на решение достаточно сложных внутренних проблем страны, а также разработать более гибкую стратегию продвижения исламской революции, как на юг, так и на северо-восток после распада СССР. Основная ставка была сделана на военные, и на политические и пропагандистские средства, причем за образец была взята структура КОМИНТЕРНА.
2.2 Прямо противоположный политический курс, хотя и не сразу, был избран президентом Ирака Саддамом Хусейном. Первоначально он предполагал, что накопившееся за время войны экономические и социальные проблемы страны ему удастся решить в короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые встали на его сторону в ходе войны, и прежде всего страны ССАГПЗ. Однако очень скоро стало очевидным, что никто не собирается прощать ему крупного долга (60 млрд. долл.), а тем более продолжать безвозмездную финансовую помощь.
Переход к мирному строительству неизбежно потребовал бы от Саддама Хусейна резкого сокращения численности гигантских по масштабам Ирака вооруженных сил, которые рассматривались им как наиболее эффективный инструмент превращения Ирака в центр силы в арабском мире. Вторым таким инструментом была, как он неоднократно заявлял, нефть, то есть её контроль над основными нефтяными источниками региона. Поскольку они находятся на территории его прежнего основного союзника в войне стран ССАГПЗ, то у него стал оформляться замысел экспансии именно против них.
Для реализации этого замысла требовалось найти новых арабских союзников, и 16 февраля 1989 года по инициативе Саддама Хусейна в Багдаде было подписано соглашение о создании новой региональной организации - Совета Арабского Сотрудничества (САС), в который вошли Ирак, Иордания, Йемен, и Египет. Последний вошёл в неё в основном с целью окончательно снять тот бойкот, которому он подвергся после подписанного мирного договора с Израилем. Тогда же, чтобы не вызвать беспокойство у стран ССАПГЗ, в Багдад приглашается король Саудовской Аравии, и во время его визита подписывается Иракско - Саудовской договор о ненападении. Получилось, что Ирак, устанавливая союзнические отношения с двумя арабскими странами, имеющими традиционные территориальные претензии к Саудовской Аравии, одновременно даёт ей гарантию безопасности. При этом она как бы выделяется из числа других членов ССАГПЗ. Они (исключая Бахрейн), и в первую очередь непосредственно граничащий с Ираком Кувейт, такой гарантии не получают.
2.3 Со второй половины 1989 года иракская пресса начинает широкомасштабную пропагандискую кампанию против политики стран ССАГПЗ в ОПЕК, обвиняя их в том, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квот Ирака и тем самым блокировала восстановление иракской экономики. Постепенно это политика начинает квалифицироваться как «экономическая война». 30 мая 1990года на заседании Совета Лиги Арабских Государств (ЛАГ) Садам Хусейн заявляет, что «экономическая войны» дают возможность, незаконно пользоваться нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися на иракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за « кражу иракской нефти» Садам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл., а затем доводит эту сумму до 10 млрд. долл.( правка №5)
Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже было принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 года 150- тысячная иракская армия вторгается в Кувейт. Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению. Её сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения - 240 млрд. долл. Восьмого августа Садам Хусейн объявляет об аннексии Кувейта, который становится девятнадцатой провинцией Ирака. В честь Саддама Хусейна она получает название « Аль-Саддамия».
Не столь единодушным в отношении иракской агрессии оказались государства региона, и прежде всего арабские. На чрезвычайных сессиях Совета ЛАГ, проводившихся в Каире 2 и 10 августа, странами ССАГПЗ не удалось добиться единодушного осуждения агрессии. Только 12 из 21 члена ЛАГ безоговорочно её осудили . Что касается неарабских стран региона, то Турция полностью поддержала позицию США, а Иран первоначально объявил о своем нейтралитете в конфликте, но затем стал поддерживать Ирак, особенно после того, как Саддам Хусейн объявил 15 августа о своей готовности принять все иранские условия для заключения мира. Со стороны Ирака - это был лишь политический маневр, так как, иранские требования составляли 136 млрд. долл., являясь заведомо невыполнимы. Открыто поддержал Саддама Хусейна лишь Я. Арафат. Его поддержка стало полной неожиданностью для всех правящих кругов стран ССАГПЗ. Семнадцатого января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием « Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировки иракских войск. Двадцать шестого февраля Саддама Хусейна заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Системы санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения. В ноябре 1994 года иракское правительство подтвердило своё признание суверенитета и территориальной целостностью Кувейта, а в декабре с демаркацией ирако-кувейтской границы, проведенной ЮНЕСКОМ, была создана специальная комиссия ОНН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный ущерб.
Американские правящие круги приняли решения о свержении иракского режима в начале 1998 года, американский конгресс принял Закон «об освобождении Ирака», а в декабре этого же года англо-американского и гражданского объекта. Началась операция « Лиса в пустыне», целью которой является уничтожение сохранившегося иракского военного потенциала и физическое устранение Саддама Хусейна. Однако в связи с косовским кризисом она была временно прекращена.
Глава 3. Внешняя политика Ирана конец XX в. начало XXI в.
В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить «образцовое исламское общество», «образцовую, передовую и могущественную исламскую страну».
Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад -- убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами. В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ4 может стать ещё более неуступчивой.
На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской «тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.
3.1 Одними из приоритетных направлений внешней политики ИРИ с 1998г. является нормализация в полном объеме отношений со странами Западной Европы. Такая линия обусловлена как международными, так и внутренними экономическими и социальными факторами, среди которых надо отметить;
1. За послереволюционньий период ИРИ не удалось стать ни мировым, ни даже региональным лидером исламских государств. Усилившиеся позиции США в регионе Ближнего и Среднего Востока, активное их проникновение на Кавказ и Среднюю Азию, стремление контролировать углеводородные ресурсы Каспийского моря создают непосредственную угрозу интересам ИРИ. Многолетняя нестабильность в Афганистане, попытки талибов дестабилизировать ситуацию в Таджикистане представляют опасность для территориальной целостности страны.
2. Иран, на наш взгляд, не способен полностью решить проблему афганских и иракских беженцев, присутствие которых оказывает сильное давление на социально-экономические структуры страны.
3. Ежегодно ИРИ несет значительные материальные расходы и человеческие жертвы в ходе борьбы с контрабандой и распространением наркотиков. Остановить наркотрафик из этого региона возможно лишь коллективными усилиями членов международного сообщества.
4. Выше уже упоминалось о традиционной зависимости экономики страны от европейского экспорта и значимости иностранных капиталовложений для восстановления всех отраслей хозяйства, особенно нефтегазового комплекса. Ухудшение финансового положения Ирана в результате падения цен на нефть во второй половине 90-х годов привело к тому, что завершение более 6 тыс., экономических проектов на сумму более 22 тыс., млрдриалов оказалось невозможным.
5. Перед правительством Ирана встала и проблема выплаты внешних задолженностей. Только до конца 1998г. было необходимо оплатить краткосрочных займов европейским государствам и Японии на сумму около З млрд. долларов. ИРИ не располагала такими финансовыми ресурсами. Встала необходимость вступления в переговоры с заимодавцами и реструктуризации долгов.
6. Достаточно острой для ИРИ является проблема безработицы. По официальным данным на 1998 г. в стране насчитывалось 2,8 млн. человек, не имеющих работу (т.е. уровень безработицы составлял 1З,5%). Решению этой проблемы через предоставление новых рабочих мест могли бы помочь иностранные капиталовложения.
7. Необходимость перестройки отношений с западным миром вызывалась и определенным изменением настроений внутри иранского общества. Сегодня больше половины населения страны составляет молодежь, которая родилась уже после революции и стремится иметь доступ к современным информационным технологиям. Значительные изменения произошли и среди основной прослойки, выступившей 20 лет назад против монархии Пехлеви, -- базариха (мелкие и средние торговцы). На смену поколению, участвовавшему в революции, пришли молодые, образованные, воспитанные в религиозных традициях, но и осознающие неизбежность процесса интернационализации национальных экономик и установлению широких связей с другими социально-экономическими структурами.
Период 1998--2000 годов можно назвать прорывом ИРИ на Запад. Уже в первой половине 1998г. состоялись первые контакты глав руководителей внешнеполитических ведомств ИРИ и стран Западной Европы, в ходе которых подчеркивалось обоюдное стремление сторон к нормализации отношений. В сентябре 1998 г. в ходе очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН между министрами иностранных дел Великобритании и ИРИ была достигнута договоренность о восстановлении дипломатических отношений на уровне послов. Министерством иностранных дел поставлена задача: сохранение внешней политики принцип последовательности, уважение к ценностям исламской революции, сделать её боле экономически адоптированной и ориентированной к новой политической ситуации.
Приводя итог выше сказанному можно констатировать, что развитие отношений со странами Западной Европы сало одним из приоритетов внешнеполитической деятельности и правительства.
ВЗАПМООТНОШЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАНА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В 90-е годы внешнеполитический курс ИРИ претерпел определенные изменения, внешнеполитическая стратегия стала характеризоваться большей умеренностью. Вернуть Ирану былую роль ответственной региональной державы. В Иране все больше внимания стали уделять отношениям с непосредственными соседями.
После распада СССР Иран получил возможность свободно развивать отношения со странами Центральной Азии, что было невозможно ранее, когда все связи контролировались центральным руководством СССР и его внешнеполитическим ведомством. С другой стороны, вакуум, образовавшийся после исчезновения Советского Союза, поспешили заполнить не только Иран, но и другие силы, присутствие которых в регионе, а в особенности в непосредственной близости от своих границ, не устроивших Иран во всех аспектах.
Центральноазиатский регион является не только источником высоких прибылей и влияния, занимая исключительное геополитическое положение и обладая огромными запасами полезных ископаемых, особенно природного газа и нефти, но и источником возможных угроз, как для региональной, так и для мировой безопасности. С древности характерными особенностями Центральной Азии были полиэтничность и многоконфессиональность. Центральная Азия была местом соприкосновения многих народов взаимообмена культур и традиций. Веками сосуществовали, пропагандировались и распространялись разные религии. В наши дни 36. Нельзя исключать того, что данный регион может превратиться в очаг этнических конфликтов.
Нередко говорят о возможной исламизации центральноазиатских республик, о вероятности их превращения в источник исламского экстремизма. В регионе остро стоят проблемы и другого плана. Например, предметом особого беспокойства стало экологическое состояние Каспийского моря, способное повлиять не только на прибрежные районы, но и на состояние мировой экологии в целом.
После распада СССР обострилась социальная напряженность в регионе, ставшая в значительной степени результатом ухудшения экономического положения в новых независимых государствах Центральной Азии. Увеличилась опасность возникновения конфликтов на этнической, национальной, конфессиональной почве. Иран потенциально уязвим с точки зрения внутренних этнических конфликтов и, если произойдет дестабилизация обстановки в любой из центральноазиатских республик, внутренние проблемы региона могут выйти из-под контроля. Все это, естественно, не могло не вызывать обеспокоенности ИРИ, и Центральная Азия стала объектом пристального внимания Ирана, превратилась в одно из основных направлений его внешней политики, что сохраняется и сейчас и открыто признается руководителями иранского внешнеполитического ведомства. Кроме этого, у Ирана сложные отношения с соседями: в регионе Ближнего и Среднего Востока и Персидского залива ему приходится мириться со сложившимся положением, диктуемым арабскими государствами и отчасти Соединенными Штатами, что оставляет Ирану мало места для активной деятельности. Наоборот, Центральная Азия предоставляет ему такие возможности, чего требует и ситуация, складывающаяся вокруг Каспийского моря. Северным провинциям остро необходимы поставки энергии, газа, особенно для нужд населения. Естественно его выгоднее поставлять из района Каспийского моря, чем переправлять с гораздо более отдаленных месторождений на юге страны.
Помимо сохранения стабильности в регионе, недопущения развития национальных движений, Ирану необходимо и установление с центральноазиатскими странами прочных политических, экономических и культурных связей. Естественно, хотели бы в Тегеране и распространения в Центральной Азии исламских ценностей, так как Иран хочет выступать также и в роли лидера исламского мира, но иранское руководство достаточно разумно, чтобы не акцентировать вопросы политики и идеологии в своих отношениях с этими странами. Ни одно из правительств центральноазиатских республик не склонно к установлению у себя исламского порядка, все поддерживают близкие отношения с Турцией, Соединенными Штатами, многие- с Израилем.
4.1 Ирана - Израильский конфликт
15 августа 2004 -- Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет «Шехаб-3». Были проведены демонстрационные испытания ракеты «Шехаб-3» с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность. Ответом на это стали проведённые Израилем 28 июля 2004 испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США и призванной защитить страну от иранской угрозы. 18 августа -- Иран заявил, что нанесет ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере. Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке «Моссад» создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами.
4.2 Отношения Тегерана к Ираку
Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам. Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.
7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны. На сегодняшний день отношения между Ираном и Ираком находятся в стадии враждебности и непонимания так как правительство Ирака контролируется военными войсками США что вызывает в Иране бурю протеста и негодования.
СВЕРХДЕРЖАВЫ И ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА Иран
История взаимоотношений Исламской Республики Иран (ИРИ) со сверхдержавами имеет свою длительную предысторию, которая относится к тому времени, когда в международной практике еще не использовалась сама категория «сверхдержава» и речь шла просто о мировых державах до 1917г. это была царская Россия. С 1918г. ее место заняла Советская Россия, а затем СССР. Из западных держав такой великой державой вплоть до второй мировой войны оставалась Англия. Со времени второй мировой войны вплоть до Иранской революции 1978--1979 гг. такую роль занимали США.
Англия была отодвинута на второй план. До второй мировой войны характер взаимоотношений Ирана с СССР и Англией в значительной мере может быть охарактеризован как противостояние этим державам. Со времени второй мировой войны, когда место Англии заняли США, в предыстории взаимоотношений Ирана с великими державами произошло принципиальноё важное изменение. Продолжалось политическое противостояние Ирана Советскому Союзу, хотя и сочетавшееся с результативным экономическим и техническим сотрудничеством в 60-- 70-е годы. Отношение же Ирана к США стало определяться стремлением США превратить Иран в своего стратегического союзника, стремлением, с готовностью встреченным монархией Пехлеви. С падением монархии Пехлеви и образованием Исламской Республики Иран, завершилась предыстория вопроса и началась история противостояния ИРИ сверхдержавам в лице США и СССР. Это противостояние, хотя и не лишенное объективных причин, имело, прежде всего, внутриполитическую основу, определенную волей имама Хомейни. Будучи облечено в религиозно-политическую форму, указанное противостояние получило свое достаточно полное словесное выражение в следующих внешнеполитических формулах: «Большой сатана» (США), «Малый сатана» (СССР). (Следует пожелание смерти обоим.). Указанные формулы сочетались с концепцией «экспорта исламской революции» как основополагающего принципа внешнеполитического курса ИРИ в первые годы ее существования. Образ действий США в Иране в конце 1978 -- начале 1979 гг. (в частности двусмысленная природа миссии Хайзера), как и события 14 февраля 1979г. (захват ряда сотрудников посольства США и быстрое освобождение их по приказу имама Хомейни, в захвате принимал участие сам М. Ахмадинежад) дает основание считать, что предельный антиамериканизм, проявленный в последующий период, диктовался, прежде всего внутриполитическими целями, то есть стремлением имама Хомейни максимально укрепить на волне этого антиамериканизма власть нового правления -- исламского правления -- внутри страны. Антисоветизм, проявленный исламским правлением в первые годы существования ИРИ, носил, прежде всего, превентивный характер. Это определялось как страхом перед сверхдержавой с коммунистической идеологией, так и в немалой степени был вызван событиями в Афганистане и вводом советских войск в эту страну. Распад СССР и появление на международной арене Российской Федерации как великой державы принципиальным образом изменил геополитическое положение ИРИ: если Советский Союз с его коммунистической идеологией и более чем двухтысячекилометровой границей с Ираном уподоблялся в сознании многих иранцев гигантской скале, нависшей над Ираном, ...........
Страницы: [1] | 2 |
|