Практическая работа
Задача 1
Проведите анализ основных показателей образования в России за последние годы.
Решение.
Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные).
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
"бакалавр",
"дипломированный специалист",
"магистр".
Формы получения образования: в образовательном учреждении - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.
На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:
- профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;
- состояние материально-технической базы обучения;
- программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;
- качество преподавательских кадров;
- финансовое обеспечение;
- качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;
- приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;
- конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.
Основные показатели образования в Российской Федерации
|
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
|
Валовая добавленная стоимость, созданная в образовании:
|
|
млрд. руб.
|
75.9
|
83.1
|
106.4
|
148.4
|
200.9
|
280.3
|
318.5
|
400.8
|
494.7
|
645.6
|
|
в процентах от ВВП
|
3.2
|
3.2
|
2.2
|
2.0
|
2.2
|
2.6
|
2.4
|
2.4
|
2.3
|
2.4
|
|
Среднегодовая численность занятых:
|
|
|
тыс. чел.
|
6019
|
6033
|
6032
|
5979
|
5954
|
6037
|
6092
|
6125
|
6039
|
6196
|
|
в процентах от среднегодовой численности занятых в экономике
|
9.3
|
9.5
|
9.4
|
9.3
|
9.2
|
9.2
|
9.2
|
9.2
|
9.0
|
9.0
|
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата:
|
|
|
руб.
|
616.6
|
662.6
|
888.3
|
1240.2
|
1833.0
|
2927.3
|
3386.6
|
4203.4
|
5429.7
|
6983.3
|
|
в процентах к заработной плате в экономике
|
64.9
|
63.0
|
58.3
|
55.8
|
56.6
|
67.1
|
61.6
|
62.4
|
63.5
|
65.7
|
|
Основные фонды (на начало года; по полной учётной стоимости):
|
|
млрд. руб.
|
368.7
|
398.7
|
414.5
|
452.6
|
489.6
|
513.0
|
1162.6
|
1163.5
|
1216.8
|
1351.8
|
|
в процентах от общего объёма основных фондов экономики
|
2.8
|
2.8
|
2.9
|
2.7
|
2.4
|
2.1
|
3.8
|
3.6
|
3.2
|
3.1
|
|
Ввод в действие основных фондов, млрд. руб.
|
8.8
|
10.5
|
11.8
|
14.0
|
20.9
|
24.6
|
38.1
|
39.0
|
58.8
|
83.5
|
|
Платные услуги населению в системе образования:
|
|
млрд. руб.
|
11.6
|
17.1
|
28.3
|
41.5
|
56.0
|
72.9
|
95.4
|
122.1
|
152.7
|
192.7
|
|
в процентах от общего объёма платных услуг населению
|
4.2
|
5.4
|
6.4
|
6.9
|
6.9
|
6.7
|
6.7
|
6.8
|
6.7
|
6.9
|
|
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие образования:
|
|
млн. руб.
|
6403
|
7403
|
10655
|
16019
|
22539
|
26053
|
31340
|
41233
|
54029
|
99954
|
|
в процентах от общего объёма инвестиций в основной капитал
|
1.6
|
1.8
|
1.6
|
1.4
|
1.5
|
1.5
|
1.4
|
1.5
|
1.5
|
2.2
|
|
Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов*****:
|
|
млрд. руб.
|
112.6
|
99.7
|
147.6
|
214.7
|
277.8
|
409.4
|
475.6
|
593.4
|
801.8
|
1036.4
|
|
в процентах к ВВП
|
4.8
|
3.8
|
3.1
|
2.9
|
3.1
|
3.8
|
3.6
|
3.5
|
3.7
|
3.9
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. чел.
|
4706
|
4379
|
4225
|
4263
|
4246
|
4267
|
4321
|
4423
|
4530
|
4713
|
|
Численность учащихся, тыс. чел.:
|
|
дневные общеобразовательные учреждения
|
21733
|
21479
|
20879
|
20074
|
19429
|
18440
|
17323
|
16168
|
15185
|
14362
|
|
государственные и муниципальные
|
21683
|
21429
|
20826
|
20013
|
19363
|
18372
|
17254
|
16098
|
15113
|
14291
|
|
негосударственные
|
50
|
50
|
53
|
61
|
66
|
68
|
69
|
70
|
72
|
71
|
|
вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения
|
479
|
491
|
490
|
480
|
480
|
478
|
475
|
463
|
446
|
425
|
|
учреждения начального профессионального образования
|
1667
|
1676
|
1694
|
1679
|
1649
|
1651
|
1649
|
1604
|
1509
|
1413
|
|
Численность студентов, тыс. чел.:
|
|
|
|
учреждения среднего профессионального образования
|
2030
|
2068
|
2176
|
2361
|
2470
|
2586
|
2612
|
2600
|
2591
|
2514
|
|
государственные и муниципальные
|
2011
|
2052
|
2147
|
2309
|
2410
|
2489
|
2502
|
2504
|
2473
|
2389
|
|
негосударственные
|
19
|
16
|
28
|
52
|
60
|
97
|
111
|
96
|
118
|
125
|
|
высшие учебные заведения
|
3248
|
3598
|
4073
|
4741
|
5427
|
5948
|
6456
|
6884
|
7065
|
7310
|
|
государственные и муниципальные
|
3046
|
3347
|
3728
|
4271
|
4797
|
5229
|
5596
|
5860
|
5985
|
6133
|
|
негосударственные
|
202
|
251
|
345
|
471
|
630
|
719
|
860
|
1024
|
1079
|
1177
|
|
|
Таким образом, из приведенной выше таблицы мы видим, что численность студентов растет из года в год, с 1999 года она выросла почти на полмиллиона.
Стоит отметить, однако, что платные услуги в сфере образования также выросли во много раз (более, чем в 10 раз), что несомненно не может отразиться на денежных расходах населения.
В целом можно сказать, что ситуация на образовательном рынке в стране достаточно стабильная и имеет тенденцию к постоянному развитию.
Задача 2
Численность населения на начало года составила 2,5 млн чел. За год родилось 320 тыс.чел., умерло - 280 тыс.чел. Зафиксировано отрицательное сальдо миграции, равное 15 тыс.чел. Численность трудовых ресурсов на начало года 1,5 млн чел. Доля трудовых ресурсов в численности населения в течение года не меняется. Определите численность трудовых ресурсов на конец года.
Решение.
Поскольку доля трудовых ресурсов в численности населения в течение года не меняется, то учитывать естественный прирост населения не имеет смысла. С учетом того, что имеется отрицательное сальдо миграции (механическое движение трудовых ресурсов) равное 15 тыс.чел., то получаем численность трудовых ресурсов на конец года равна 1 500 000 чел. - 15 000 чел. = 1 485 000 чел.
Ответ: Численность трудовых ресурсов на конец года составляет 1 485 000 человек.
|