МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра общей экономической теории
Политическая экономия
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему:
“Банковская система и ее значение для функционирования рыночной экономики”
Харьков 2006
Содержание
Введение
1. Банковская система
1.1. Банки, их сущность функции, структура банковской системы
1.2.Национальный Банк Украины
1.4. Коммерческий банк
2. Валютный и финансовый рынки Украины
2.1. Рынок финансовых ресурсов в Украине
2.1.1. Предпосылки жизненного функционирования банковской системы
2.1.2. Тесная взаимосвязь банковского капитала с промышленным
2.1.3. Меры Нацбанка по перестройке платежной системы
2.1.4. Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине - вексель
2.1.5. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в Украине
2.2. Валютный рынок Украины
3. Проблемы и развитие банковской системы Украины
Заключение
Список источников информации
приложение 1. Структура банка
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Распределение банков на группы по средним активам
Введение
Банковская система является необходимым условием стабильности разви-тия экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяй-ствования.
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития эко-номики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
В переходный период, от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству, банковская система должна решать не только свои "внутренние" проблемы, но и способствовать реформированию экономики в целом.
Предпосылки жизненного функционирования банковской системы общеизвестны. В отличии от товаро-производительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий, различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое зна-чение приобретает проблема четкого право-вого регулирования банковских от-ношении субъектов предпринимательской деятельности. Немало важным фактором является то, что в нынешнее время в связи с нехваткой квалифицированных кадров и навальным ростом количества банков в эту сферу идут мало подготовленные работники. Поэтому возникает возможность упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью и тогда можно смело говорить, что банковская система находится в равновесии.
Именно поэтому в настоящее время актуальной является тема - банковская система, ее сущность, роль и функции.
Выбранная тема курсовой работы, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Даная тема дает возможность более глубоко ознакомиться и изучить принципы банковской системы Украины, ее роль и воздействие на экономику страны - это в свою очередь дает возможность в некоторой мере овладеть навыками управления ею.
Основными задачами работы является:
1) Дать характеристику современной банковской системы, проследить за ее тенденциями подъема (склада).
2) Пересмотреть ключевые факторы устойчивости и конкурентоспособности банковской системы.
3) Изучить проблемы становления.
4) Дать оценку конкурентоспособности и ликвидности контактов.
Эта проблема сегодня волнует всех. Поскольку коммерческие банки так же быстро распадаются, как и создаются, попробовать ответить на вопрос - "Какому коммерческому банку сегодня можно доверять?".
Цель курсовой работы - рассмотрение банковской системы и ее значения для функционирования рыночной экономики.
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Банки, их сущность функции, структура банковской системы
Банки - одна их древнейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих роль большинства кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального профиля, классические банковские операции - привлечения средств на расчетные (текущие) счета, срочные вклады, предоставление аккумулированных средств в сферу на условиях платности, срочности, возвратности. В настоящее время круг банковских операций существенно расширился, все больше и больше грань меж банковскими и квази банковскими операциями. В целом увеличилось и количество самих банков в мире, равно как и объёмы их капиталов. Самые крупные банки по размерам капитала представлены в таблице.
Таблица 1.
Крупнейшие банки мира по размерам капитала и активам на начало 2004 год [].
|
Название банка
|
Капитал,млрд$
|
Активы,млрд$
|
|
Citigroup (США).
Credit Agricole Group (Франция)..
HSBC Holdings (Великобритания)
Bank of America (США).
JP Morgan Chase & Co (США).
Mizhuho Financial Group (Япония).
Mitsubishi Tokyo Financial Group (Япония).
Royal Bank of Scotland (Великобритания).
Sumitomo Mitsui Financial Group (Япония).
BNP Paribas (Франция)..
Всего
|
66,8
55,4
54,8
44,1
43,1
37,8
37,0
34,6
34,2
32,5
440,3
|
1264,0
1106,0
1034,0
736,4
770,9
1285,5
974,9
806,2
950,5
988,9
9917,3
|
|
|
В соответствии с функциональной специализацией объема и качеством предоставляемых отдельным хозяйством кредитно-финансовых услуг кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом координирующим деятельность кредитных институтов, является центральный банк - эмиссионный банк, выполняющих функции управления процессом организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства. Однако, прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции, Центральный Банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, иным институтам специализирующихся на чисто банковских операциях, в зависимости от подчиненности кредитных институтов, согласно банковскому законодательству иерархической структуре кредитной системы, можно выделить два типа строения банковской системы одно и двухуровневую. Одноуровневая банковская система предполагает преобладание с горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций.
В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные институты, включая и Центральный Банк, находятся на одном иерархическом шаге, выполняя аналогические функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры.
Украина, как государство бывшего СССР - переходит к новой экономической системе, основанной не на командно-административной, а на рыночных отношениях. Рыночной экономике, необходимо соответствующая банковская система, которая постоянно, постепенно начинает складываться.
Подобный принцип построения характерен в основном, как для стран со слабо развитой экономической структурой, так и для стран с тоталитарно-административными регионами управления. Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношения между банками в двух плоскостях по вертикали и по горизонтали. По вертикали отношения подчинены между Центральным Банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями коммерческими и специализированными банками, при этом происходит разделение административных и оперативных функций связанных с обслуживанием хозяйства. Центробанк остается банком в полном смысле слова только для двух категорий клиентов - коммерческих, специализированных и правительственных структур прием преобладание функций "Банка - банку", управление деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционирование кредитно-финансовых услуг.
Банки - сфера деятельности, которых является торговля деньгами и предоставление связанных с ней услуг юридическим и физическим лицам, в зависимости от специфики выполняемых ими функций, делятся на два вида:
1) эмиссионные
2) неэмиссионные (коммерческие).
Эмиссионные банки - Центробанки наделены правом эмиссии денежных знаков в обращении. В разных странах они называются по-разному: народные, национальные, резервные. Главная задача банков, выполняющих функции центральных, торгующим денежным товаром, только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в том, что выполняют управление эмиссионной, кредитной, расчетной деятельностью банковской системы. Они же являются коммерческими организациями, не органами государственного управления в традиционном понятии этого слова. Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расширило бы денежное вращение страны.
Эмиссионный банк может располагать такими крупными средствами, какими не располагает ни один из крупных банков, так как его пассивы - это средство бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку другим банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становиться - центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитно-финансовые учреждения. Характерными для Центрального банка являются следующие функции:
1) Эмиссия и контроль денежного обращения.
2) Расчетный и резервный центр банков.
3) Управление государственным долгом, наполнение госбюджета.
4) Выполнение роли "кредитора " последней инстанции "Банка - банков".
5) Проведение научных исследований.
Наделение Центробанка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.
Коммерческие банки - занимаются практически всеми видами кредитно-расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хоздеятельности своих клиентов. Первоначально, комбанки создавались как отраслевые. Так в Украине были созданы: Укрлесбанк, Укрстройбанк, Укрмонтажспецбанк, энергобанк и др. Эти банки должны были способствовать решению, прежде всего внутриотраслевых проблем, ускорению темпов научно-технического прогресса на предприятиях, увеличение объемов производства и повышению качества выпускаемой продукции.
Отраслевые министерства и подведомственные им предприятия, созданием своих банков, пытались мобилизировать как можно больше денежных средств на развитие отрасли, и стать независимым от кредитно-финансовой политики, которая проводилась государством через так называемые специализированные банки - Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк.
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков в зависимости от форм собственности. Они подразделяются на частные и государственные. В настоящее время в Украине государственным комбанком является лишь Эксимбанк (Экспортно-Импортный банк). По форме организации, среди частных банков преобладают акционерные, в виде, обществ открытого и закрытого типа. Коммерческие банки, в зависимости от выполняемых операций, бывают универсальными и специализированными. В настоящее время на Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют спектр банковских операций. В зависимости от территории деятельности коммерческие банки делятся на международные, республиканские, региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться, их создание, не поддерживается Национальным Украинским Банком так, как захват ключевых позиций, к которым прежде всего относится банковское дело, представляет большую опасность для себя (экономики), пребывающей в стадии глубокого экономического кризиса.
К республиканским коммерческим банкам относятся банки: " Украина", "Проминвестбанк", "Эксимбанк", "Сбербанк" - имеющие разветвленную сеть отдельных филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов, как правило, определенной области, города, района или же региона.
В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками существуют бесфилиальные банки, многие из них работают успешно. Хотя конкурировать с большими банками все труднее. Одна из основных целей коммерческих банков - это получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов, акционерам создание фондов банка, базой повышения благосостояния работников банка.
Прибыль банка представляет собой разность между его валовым доходом и расходом. Валовой доход зависит, прежде всего, от объема его кредитных вложений и инвестиций, размером процентной ставки - по выдаваемым кредитам, от величины и структуры активов банка. Основным источником доходов большинства коммерческих банков являются проценты, взыскаемые с должников за пользование ссудами. Это объясняется тем, что банки являются финансовыми посредниками перераспределения денежных средств между ними, у кого они высвободились и теми, у кого появилась временная потребность.
Размер кредитной ставки за пользование кредитом, определяется в процессе переговоров между банками и заемщиками, при заключении предметного договора. Причем, он не одинаков не только в разных банках, но в одном и том же банке в отношении различных заемщиков. Банки также могут получать доходы от операций с ценными бумагами, но поскольку рынок ценных бумаг начинает формирование в Украине, то и доходы банков от этих операций пока не значительные. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами проводятся банками, имеющими на это лицензии, выданы соответственно НБУ и Минфином Украины. Банки осуществляют для своих клиентов широкий спектр услуг - предоставление гарантий и поручительства клиентам, расчетно-кассовое обслуживание, доверительные консультации, аудиторские, лизинговые, факторинговые услуги, операции с монетарными металлами. Эти операции приносят доход, как правило, в виде комиссионного вознаграждения и других видов оплачиваемых услуг. Доля этих видов в валовом доходе каждого банка не одинакова и зависит от выполняемых операций и их объема. Следует отметить, что часто оказанные услуги при определенных обстоятельствах могут принести не доход, а убытки. Поэтому, комбанки должны довольно осторожно подходить к совершению этих операций. Многие комбанки берут плату со своих клиентов за совершение расчетных операций, переводных, аккредитивных, кассовых. Эта плата должна покрывать все расходы на совершение расчетных операций, в том числе плату банка регионально- расчетного, за осуществление экстренных платежей. Некоторые крупные банки с целью избавления от малых клиентов, которые им часто не выгодны, могут добиваться перевода или своих расчетных счетов в другие банки, путем повышения плана за совершение расчетных операций.
Расходы коммерческих банков, как и в любой другой отрасли, можно подразделить на относительно-постоянные и относительно-переменные. Относительно-постоянные являются расходами банков на заработную плату и начисления на нее, бланки и канцелярские принадлежности, содержание помещений, охраны, амортизационные перечисления и т.д. Правда в долгосрочном плане и эти расходы переменны.
К переменным расходам относят: выплата процентов по вкладам депозитов и межбанковскому кредиту за остатки средств на расчетных счетах. Они зависят, как от объема привлекаемых банками кредитных ресурсов, так и от их стоимости. К этим расходам относятся также плата за услуги региональной и регионального расчетно-кассового центра за совершение расчетных операций, обеспечение наличными деньгами. Переменными могут быть издержки на рекламу, командировочные, почтово-телеграфные расходы и другие. В соответствии с действующей методикой, комбанки определяют прибыль или убытки от своей деятельности. Ежеквартально распределение прибыли банка осуществляется по итогам деятельности за год, в соответствии с решением общего собрания акционеров банка. В течение года прибыль распределяется в виде аванса на основе установленных пропорций. В зависимости от налогового законодательства банки уплачивают налоги в госбюджет и местный с прибыли или дохода. После уплаты налогов и штрафов, налагаемых налоговой инспекцией НБУ и другими органами из прибыли банков, производятся отчисления в его резервный фонд в размере не ниже 5% прибыли остающейся в распоряжении банка, затем производится отчисления в фонды экономического стимулирования банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия на выплату вознаграждений руководству банка. Из оставшейся суммы выплачиваются дивиденды акционерам. Все остальное может быть направлено на индексацию акций или же на прирост условного фонда банка. Убытки по итогам деятельности за год покрывается за счет его резервного фонда, а при его недостаточности за счет уменьшения фонда. При убыточной деятельности банка акционерами или национальным банком, предоставляется альтернативный выбор о решении вопроса, чтобы банк в будущем четко функционировал. Прибыль является важнейшим показателем оценки деятельности коммерческих банков. Она используется аналитиками для определения рейтингов банков на основе их балансов. Ныне за рубежом пока нет общепринятой методики начисления рейтингов комбанков. Поэтому рейтинг рассчитан по разным методикам. Могут существенно различаться, а следовательно различными будут оценки деятельности банков.
Поскольку методика имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого, прежде всего, следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги балансов позволяют клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои деньги [1].
1.2. Национальный Банк Украины
Национальный Банк Украины - центральный банк страны. Он организован в 1991г. на базе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений.
Он представляет собой систему единого банка и включает - центральный аппарат в г. Киев, Крымское республиканское управление и 24 областных управления. Управление НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. Структурным подразделением Национального банка выступает аппарат инколации. Руководящим органом Центробанка Украины являются Правление, состав которого назначается Президентом и Президиумом Верховного Совета Украины по представлению Председателя Верховного Совета сроком на 4 года. НБУ не является не зависимым, он подчинен Верховному Совету и оперативно подчинен Кабинету министров Украины. Председатель правления НБУ входит в состав кабмина. Верховный Совет ежегодно утверждает основные направления денежно-кредитной политики, а также рассматривает отчет о работе НБУ и утверждает распределение его прибыли. Практику НБУ, его оперативная деятельность по денежно-кредитному регулированию координируется, он с программой действия и практической работы кабмина Украины. Законодательство Украины предопределило построение банковской системы в соответствии с двухуровневым принципом организации.
НБУ является банком 1-го уровня. Он выполняет традиционные функции характерные для Центрального банка государства: является эмиссионным кредитным центром государства, банком-банков и банкиром - правительства. НБУ - предоставлено монопольное право на выпуск денег, в обращении Казначейство Министерства финансов Украины не имеют права эмиссии денег и осуществляет финансирование государственных расходов в пределах поступивших доходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим самым обозначена кредитная основа совокупного денежного оборота Украины. На НБУ возложена ответственность за создание материально-технической базы производства собственной валюты (гривны), он определяет организационно-технические основы осуществления, налично-денежного оборота:
1) правила перевозки, хранения и инкассации денежной наличности
2) правила выполнения кассовых операций банками и хозяйственными
субъектами
3) создает и управляет резервными фондами, банками
4) устанавливает степень платежеспособности денежных знаков, как расчетный Центр страны НБУ устанавливает правила проведения безналичных расчетов с хозяйствующими субъектами, а также гарантирует, расчеты между комбанками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с центральными банками других стран, в международных финансовых учреждениях.
Важнейшей задачей банка выступает налаживание системы международных расчетов межбанковских и в первую очередь со странами СНГ. НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков на территории Украины. Как Банк-банков, он ведет счета коммерческих банков, устанавливает правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. НБУ организует кассовое выполнение бюджета банковской системы Украины, предоставляет кредиты правительству Украины. На него возложено выполнение операций по размещению государственных ценных бумаг, обслуживание внутреннего долга государства. Выдача кредитов правительству осуществляется согласно решения Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета, кроме того, на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины. Он, по соглашению с Кабмином Украины, устанавливает функциональный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы организации, операции с монетарными металлами. На НБУ возложено регулирование банковских операций, связанных с обращением приватизационных ценных бумаг, установление форм депозитов, приватизационных бумаг, установление условий их учета, хранения и погашения. Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена система денежно-кредитного регулирования.
Он подотчетный Верховной Раде и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.
Основные задачи НБУ:
· Обеспечение продолжительности денежной единицы;
· Проведение денежного оборота, расчетов и валютных отношений;
· Защита интересов кредиторов и вкладчиков на основе определения правил регулирования деятельности коммерческих банков и контроля по их соблюдению;
· Содействие развитию экономики, созданию единого рынка Украины и его интеграции в мировую экономику.
В рамках резервной системы он выполняет эмиссионные, кредитные, расчетные и управленческие функции.
На НБУ лежит регулирование деятельности коммерческих банков с целью создания общих условий для функционирования коммерческих банков и введение принципов сомнительной банковской конкуренции. При этом в деятельность коммерческих банков НБУ не вмешиваются. Его регулирующие и контрольные функции направлены на поддержку стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Его выдают в порядке, предвиденном Законом про банки, лицензии на проведение банковских операций, в том числе и в иностранной валюте.
Обеспечение рыночной стабильности банков - необходимое условие эффективного функционирования экономики. Банк как коммерческое предприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся крупных ресурсов. Законодательством Украины регулирование ликвидности коммерческих банков возможно по национальности, банк с применением методов экономического административного воздействия. Согласно законодательству в своей деятельности, коммерческие банки обязаны соблюдать экономические приоритеты устанавливаемые национальным банком. Решением НБУ устанавливается минимальный размер условного фонда коммерческого банка. Это регулирует количество вновь создаваемых коммерческих банков. С целью обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов, НБУ определяет порядок формирования по прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, устанавливает для них следующие экономические нормативы:
· Минимальный размер уставного капитала;
· Предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;
· Показатели ликвидности баланса;
· Размеров обязательных резервов, которые содержатся в НБУ;
· Максимальный риск на одного заемщика;
· Максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков.
С целью обеспечения экономической продолжительности функционирования банковской системы, НБУ установил так же следующие экономические нормативы деятельности некоторых банков:
· Нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
· Нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
· Минимальный размер обязательных резервов, которые в НБУ;
· Максимальный размер риска на одного заемщика.
При этом Нацбанк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для исполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, которые используются для анализа их деятельности и финансового положения.
Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально доступным размером уставного капитала банка и соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска [2].
Банки обязаны поддерживать постоянное соответствие между объемами привлечения и размещения ресурсов с учетом срока кредитных операций.
При несоблюдении коммерческим банком установленных экономических нормативов и требований ликвидности баланса НБУ имеет право:
· Увеличить размер средств банка, которые находятся в НБУ;
· Ставить вопросы перед основателями банка про проведение мероприятий по оздоровлению финансового положения банка и в необходимых случаях его реорганизации или ликвидации.
Установленные НБУ правила регулирования деятельности коммерческих и кооперативных банков включают порядок формирования коммерческими банками фонда регулирования кредитными ресурсами банковской системы Украины. В целях дальнейшего развития экономических способов управления кредитной системой, повышения эффективности использования кредитных ресурсов, концентрации их на решение приоритетных общественно-государственных программ и задач НБУ создать этот фонд за счет части привлеченной банками ресурсов и депозитов.
Депонирование способов может быть осуществлено частично или полностью в форме вложений в облигации Государственной внутренней ссуды Украины.
Размер средств, которые подлежат депонированию, банк рассчитывает, исходя из остатков использованных средств на 1-е число каждого месяца.
На сегодняшний день НБУ предоставляет давно большие кредиты правительству и в результате несвоевременной выплаты долгов. Долг правительства НБУ составляет 11055 млн. грн. НБУ может выдавать краткосрочные кредиты так же коммерческим и кооперативным банкам за счет существующих в его распоряжении кредитных ресурсов рамках установленного лимита кредитования. Решение вопроса о выдаче кредита принимается на основе анализа финансового положения коммерческого банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования собственных ресурсов и притягивание банком средств на расчетные, текущие, депозитные и другие счета предприятий, организаций и кооперативов и размещения ресурсов.
Кредитование совершается на основе договоров, в которых предусматриваются взаимные обязательства и экономическая ответственность сторон, срок и размеры ссуды, обязанности НБУ по своевременной выдаче кредита, порядок его выдачи и погашения, процентная ставка, условия ее изменения, обязанности коммерческого банка по заставе и своевременному погашению кредита, содержание информации, которая предоставляется НБУ для проверки обеспечения кредита. В таком договоре могут содержаться и другие условия по соглашению сторон.
В качестве обеспечения кредитов могли приниматься гарантии получателя, которые разместятся соответственными денежными и материальными ресурсами, свободными от заставы. Процентные ставки по кредитам, которые предоставляются коммерческим, кооперативным банкам Национальным Банком Украины, утверждающиеся Управлением НБУ.[3,56-59]
Сегодня НБУ имеет корреспондентские отношения с 30-ю иностранными банками. Политика НБУ направленная на постепенную либерализацию валютного рынка Украины, начала давать положительные результаты. Необходимо сказать, что только объем торговли по 3-м валютам (доллары, евро, рубли) в первые месяцы этого года увеличился в 3 раза, по сравнению с прошлым годом. За последние годы НБУ сумел взять под контроль ситуацию на денежно-кредитном рынке Украины. НБУ, придерживаясь монетарной политики, смог вывести Украину из гиперинфляции 1993 г., когда и уровень был выше 10.000 %. В 1994г. снизил уровень инфляции к 401 %, 1995г. - 182 % и уже к денежной реформе уровень инфляции был 79% В данное время, уровень инфляции не превышает 12%, а в 2004 году составил 7,8%.[13] Учётная ставка НБУ при этом за годы его существования колебалась в самых разных пределах, в 2004 она составляла 7,6 % годовых. Подробно она рассматривается в приложении 3. НБУ продвинулся в реализации всех декларированных направлений своей деятельностью, хотя и существуют " белые пятна", но в этом нельзя обвинить только Центральный банк.[1,105-114]
1.3. КОММЕРЧЕСКИЕ Банки
Развитие банков и товарного производства и исторические обращения происходило параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, предусмотренных Законами Украины. Коммерческие банки относятся к особенной категории деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, что освобождаются в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, что становится товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс образования новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть трудности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения необходимых сумм, что предлагаются, и их терминов, прибыльности, и т.п.
Создание коммерческих банков и других кредитных учреждений на паевых или акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их рационального использования на нужды развития отрасли, подотрасли народного хозяйства, группы предприятий или региона.
Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих банков могут быть юридические лица и граждане, за исключением народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Установлено, что доля каждого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35 процентов размера уставного капитала. Необходимо иметь в виду, что при создании иностранных банков и банков с участием иностранного капитала один из иностранных учредителей обязательно должен быть банком. На практике перечень учредителей весьма широк.
Среди них - министерства, ведомства, другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, союзы (объединения) кооперативов, кооперативы, общественные организации. При этом не поддерживается инициатива создания отраслевых банков.
Учредители, акционеры вступают в банк на добровольных началах. Общее руководство деятельностью коммерческих банков осуществляют собрания пайщиков, акционеров и советы банков, избираемые из их представителей. Управляют текущей деятельностью правления, образуемые советами банков. Уставами банков обычно предусматривается, что члены правления не могут быть одновременно членами Совета. Собрание, Совет и Правление Банка должны руководствоваться законодательством Украины, действующими экономическими нормативами и правилами совершения денежно-расчетных операций.
Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. НБУ для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. [15]
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали в большей мере торговлю (commerce), товарообмен и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, сохранения и другие операции, которые были связаны с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию, возникновению запасов сырья и готовых продуктов, выплате зарплаты и т.д. сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин «коммерческий банк» утратил свое значение. От понятия «деловой» характер банка, до его ориентации на обслуживание всех видов хозяйственных агентов, от рода их деятельности.
Сегодня коммерческий банк может предложить клиенту до 200 видов различных банковский продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций разрешает банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при очень неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции ежедневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, международные или трастовые операции). Но есть определенная база, без которой банк не может существовать и нормально функционировать. К таким операциям, которые конструируют банк, относятся:
прием депозитов;
прием денежных платежей;
выдача кредитов.
Систематическое выполнение обозначенных функций и образовывает тот фундамент, на котором зиждется робота банка. И хотя проделывание каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и выполняется определенной командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки владеют уникальной возможностью создавать условия платежа, что используется в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов. Имеется в виду открытие и ведение чековых и других расчетов, что служит основой для безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отрегулированной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков как организаторов этих расчетов.
Создание платежных условий тесно связано с депозитной функцией кредитования клиентов банка. Депозит может возникать в двух случаях: в результате внесения клиентом денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отражаются на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до требования, то они из наличных перешли в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если деньги зачислены на депозит, то общая сумма количества денег в государстве увеличивается, потому что банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение, которое происходит при снятии клиентом имеющихся со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Возможность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется, центральны банком, что через систему обязательных резервов управляет динамикой кредитов.
Вторая просторная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, являются посредником между хозяйственными единицами, которые накапливают и нуждаются в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму сбережения денег в виде разнообразных депозитов, которые обеспечивают целостность денежных средств и удовлетворяют потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма сбережения денег более приемлема, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - это тоже очень удобная и во многих случаях неизменная форма финансовых услуг, которая позволяет учитывать нужды конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия ссуды стандартизованы).
Кроме выполнения базовых функций, банк предлагает клиентам огромное количество других финансовых услуг. Например, банк осуществляет разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банка на доверительной основе, покупкой для клиента ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполнением гарантийных функций по облигационным выпускам.[15,45]
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные. По форме организации среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.
Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам. Акционерными обществами закрытого типа, а также паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Национальном банке Украины.
Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. В настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные).
В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (Первый украинский международный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся банк "Украина" АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие разветвленную сеть отделений и филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.[12]
2. ВАЛЮТНЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНКИ УКРАИНЫ
2.1. Рынок финансовых ресурсов в Украине
В переходный период (от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству) банковская система решила не только свои "внутренние" проблемы, но и способствовала реформированию экономики в целом.
Во-первых, она обеспечила экономически оправданное (в кратко- и долгосрочном планах) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку, ценообразования и ценовых пропорций.
Во-вторых, банковский сектор поддерживал в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в том числе создавая препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита бюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых (но иногда и недостаточных) условий для этого - независимость Национального банка во взаимоотношениях с Правительством.
В-третьих, банки создали условия для открытия экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и "портфельных" инвестиций, рабочей силы, способствовать переходу к конвертированности национальной валюты.
В-четвертых, банкирство, согласно назначению, не только обеспечивало финансовую дисциплину, но и учить клиентуру (население, предприятия, государство) считать деньги, что в результате приводит к умению экономически мыслить, развивая предприимчивость у субъектов национальной экономики.
2.1.1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЖИЗНЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Общеизвестно, что, в отличие от товаро-производительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе. Расходы и время на создание нового продукта в ней значительно меньше, чем, например, в промышленности, где решающую роль играют качество и структура основного капитала, сложности в изменении технологий, сформированные корпоративные связи. В этом видится один из аргументов в пользу опережающего темпов реформирования кредитно-финансовой системы, банковского сектора и, как следствие, использование его в качестве "локомотива" трансформирования экономики. Расширение предложения услуг клиентуре (как предприятиям, так и населению) со стороны финансовых институтов должно способствовать формированию денежного рынка и рынка капиталов, облегчению приватизации, оптимизации системы распределения и использования ресурсов, изменению ценовых пропорций в экономике.
Очевидно, что более динамичный и направленный ход реформ в денежно-кредитной сфере позволял бы всей экономике преодолевать переходный период менее болезненно. Инфляционные следствия дефицита бюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы заранее, до либерализации цен, осуществился переход взаимоотношений между Национальным банком и Правительством на качественно новые начала - оформление кредитов Правительству ценными бумагами, проведение более определенной структурной политики.
Устойчивость денежной системы зависит от общих условий макроэкономического равновесия между накоплением и инвестиционным спросом и от механизма перелива капиталов, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Кроме того, падение покупательной способности денег связано с возникновений в экономике устойчивых монополистических связей. Таким образом, инфляция имеет, прежде всего, не денежный, а финансово-воспроизводственный и производственный характер. Поэтому борьба с ней должна осуществляться путем общего оздоровления экономики, практического создания новой экономической среды.
2.1.2. Тесная взаимосвязь банковского капитала с промышленным
Иная проблема - неоправданно тесная привязка банковского капитала к промышленному. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий. Стремление последних создать "карманные" банки вполне понятно. Интересы учредителей состоят не только в получении дохода на вложенный капитал, но и в намерениях повысить качество и оперативность в банковском обслуживании самих основателей. Нельзя не учитывать то, что иных "свободных средств", а потому и источников формирования уставного капитала для вновь создаваемых банков в государственной экономике просто не существует. Но подобного рода "участие" госпредприятий не редко приводит к потере банками самостоятельности, заинтересованности в работе с независимой клиентурой. Система "особенных" отношений с клиентом-учредителем, естественно, не способствует добросовестной организации банковской практики, позволяет использовать преференцированный доступ к ресурсам банка.
2.1.3 Меры Нацбанка по перестройке платежной системы
Главной проблемой банковской системы Украины в начале 90-х гг. было преодоление галопирующей инфляции и стабилизация национальной денежной единицы - купоно-карбованца. Очевидно, что в таких условиях исключительно монетарными факторами преодолеть инфляцию невозможно, то есть стабилизация денежной системы невозможна без стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной национальной валюты. В этом состояла сложность проведения денежной (гривневой) реформы.
Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины, сложившаяся в конце 1993 г., может быть охарактеризована, как гипер-стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с инфляцией, среднемесячные темпы которой в 1993 г. составляли 42%. В то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре 1993 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в экономике Украины.
Национальный банк Украины принимает неотложные меры по перестройке платежной системы, которые можно разделить на технологические (внедрение электронных платежей), институционные (создание региональных клиринговых расчетных центров), организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что повысит их ответственность за организацию расчетов, включая дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства, ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти процессы, тем дольше нам придется обращаться к экстраординарным мерам - взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением............
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|