66
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
1. Понятие налога и сбора
Налог - одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Эк. сущность налогов - присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
Налогообложение - взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и сбора:
o И налог и сбор обязательны
o И налог и сбор принудительны
o И налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:
o Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
o Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
o Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
o Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
o Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
2. Функция налогов
Функция налогов - проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.
Выделяют следующие функции:
o Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.
o Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
o Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
o Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
o Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.
3. Элементы налогообложения
По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.
К элементам налогообложения относятся:
o Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог
o Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.
o Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.
o Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
o Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
o Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.
4. Принципы и методы налогообложения
Принцип - базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. Основные:
o Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
o Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
o Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
o Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
o Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.
o Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
o Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.
Методы налогообложения.
Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. В теории известны четыре метода налогообложения:
o Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.
o Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)
o Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт базовая ставка
o Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
5. Способы уплаты налога
Существует четыре основных способа уплаты налога:
o Уплата по декларации. Декларация - документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.
o Кадастровый способ. Кадастровый налог взимается в том случае, если когда объект налогообложения дефиринцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)
o Уплаты налога у источника. Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, по этому уплата налога производиться до получения люлей. (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже уменьшенную на величину налога.
o Уплата в момент расходования. Такой способ характерен для косвенного налога.
6. Классификация налогов
Существует множество подходов классификации налогов, основные из них следующие:
o По субъектам налогообложения:
§ Налоги с организации
§ Налоги с физических лиц
§ Универсальный налог.
o По объектам налогообложения:
§ Прибыль или доходы
§ Налоги на добавленную стоимость
§ Налоги на отдельные виды деятельности
§ Налоги на пользование природных ресурсов
§ Налоги на имущество
o По видам налоговых ставок:
§ Представленные процентной ставкой
§ Взимаемые в абсолютной сумме с единицы налогообложения
§ Комбинированные ставки.
o По уровню восстановления:
· Федеральные налоги. Они устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней а также в государственные внебюджетные фонды.
· Региональный налог. Налоги, которые устанавливаются федеральным законодательством и вводятся в действия законами субъектов РФ, после чего становятся обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Органы власти субъектов федерации в праве вводить эти налоги, регулировать налоговые ставки в определённых налоговым кодексом пределе, а также устанавливать налоговые льготы и порядок взимания этих налогов. Всего 3 таких налога.
· Местные налоги. Налоги, которые устанавливаются федеральным законодательством, производные действия решения местных органов управления, после чего они становятся обязательными к уплате на территории соответствующего муниципального образования. В настоящий момент два таких налога.
o По способу взимания:
· Прямые. То есть налоги, которые взимаются с доходов или имущества налогоплательщика, организации или физических лиц.
· Косвенные налоги. Налоги на товары, работы и услуги, которые взимаются путём включения налога в цену товара. Уплата налогов осуществляется продавцом, но он «перекладывается» на покупателя товара.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
1. Понятие налоговой системы и налоговой политики
Налоговая система - система общественных отношений в сфере налогообложения, урегулированных нормами права, основанная на определенных принципах.
Основные признаки НС:
· Обязат. уч-ом нал отношений явл. гос-во
· Перераспред. хар-р отношений
· Безэквив. отношений
Налоговая система должна решать следующие основные задачи:
· максимально способствовать пополнению бюджета, не ослабляя стимул к расширению потенциала общества.
· Стимулировать рост экономики, являясь предсказуемым элементом государственного регулирования
· Не вызывать недовольства налогоплательщика и не ослаблять авторитет государственной власти
Существуют следующие элементы налоговой системы:
· Налоги и сборы
· Субъекты налогообложения
· Права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового кодекса.
· Принципы организации и функционирования налоговой системы
· Формы и методы налогового контроля
· Ответственность за нарушения налогового законодательства.
Структура налоговой системы может быть представлена тремя под системами:
· Налоговые отношения.
· Подсистема налогового законодательства
· Информационная подсистема.
Налоговое законодательство - совокупность нормативов и правовых актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. В России к основным элементам налогового законодательства относятся налоговый кодекс, таможенный кодекс, кодекс об административном правонарушении, уголовный кодекс, федеральные законы, постановления правительства и инструкции федеральной налоговой службы.
Принципы построения налоговой системы России следующие:
· Единство налоговой политики
· Множественность налога
· Единство системы налоговых сборов
· Стабильность налоговой системы.
2. Налоговая политика
Налоговая политика - часть финансовой политики государства.
Налоговая политика - система правовых норм и мер, регулирующих характер, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений, отражающие общественный стой и экономическую структуру страны.
Цель государственной налоговой политики - создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и укрепления доходной части бюджета через создание стабильной и ясной налоговой системы. В настоящее время основным направлением современной налоговой политики России является следующее:
· Достижения стабильности и определённости налоговой системы
· Активизация стимулирующей функции
· Повышение собираемости налога
3. Налоговый механизм и налоговое регулирование
Налоговый механизм - совокупность способов, средств, технических приёмов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исчисляет или уплачивает налог. В налоговый механизм входят:
· Выбор ставки налога
· Применение налоговых льгот
· Расчёт суммы налога
· Порядок уплаты налога.
Налоговый механизм тесно связан с налоговым регулированием. Существует следующие предпосылки возникновения налогового регулирования:
· Наличие в стране значительного числа экономически самостоятельных субъектов, которые на прямую не зависимы от государства.
· Существования государственной власти, выполняющей особые функции
· Наличие у государственной власти особых структур экономического контроля и принуждения.
Налоговое регулирование - деятельность государства по установлению, изменению и отменению налогов и сборов, а также корректировки существенных условий налогообложения. При этом налоговое регулирование является налоговой отчётностью или налоговым учётом.
Налоговое регулирование реализуется следующим способом:
· Установление специальных учётных налоговых доказательств, которые формируют налоговую базу.
· Определение налогового периода.
· Ведение специальной налоговой документации.
4. Виды налогов
В зависимости от уровней их установления:
· Налоговый кодекс - основной элемент законодательства по налогам и сборам. Он состоит из двух частей. Первая часть содержит общее положение об организации налогообложения в РФ. Вторая часть описывает действующие налоги и сборы, за исключением одного, а так же специальные налоговые режимы. В налоговый кодекс постоянно вносятся дополнения и изменения. Налоговый кодекс - часть наборов и сборов, в зависимости от уровней их установления. Федеральные налоги и сборы:
§ НДС.
§ Акцизы
§ Налог на доходы физических лиц
§ Единый социальный налог.
§ Налог на прибыль организации
§ Налог на добычу полезных ископаемых
§ Водный налог
§ Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объекта воднобиологических ресурсов
§ Государственный налог.
· Региональные налоги:
§ Налог на имущество
§ Налог на игорный бизнес
§ Транспортный налог
· Местный налог:
§ Земельный налог
§ Налог на имущество физических лиц
Экономически показатели, характеризующие состояния налоговой ставки.
Финансы используют следующие основные показатели:
· Налоговое бремя. Отношение общей суммы взимаемых налогов и сборов к ВВП. Он показывает, какая часть произведённого общества продукта изымается с помощью налога. В настоящее время в России около 20%.
· Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Показывает степень вовлечённости страны в мировой экономике.
· Соотношение между прямыми и косвенными налогами. В России от прямых налогов относятся к косвенным в отношении 23
· Доля налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней. В 2007 году доля налогового дохода федерального бюджета ~65%, а в региональных и местных это доля.
ВИДЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
1. Налог на добавленную стоимость
Косвенными называют налоги, которые входят в цену товара и перекладываются на конечного покупателя. Косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и так далее.
НДС - вид косвенного налога, непосредственно влияющий на процесс ценообразования. Он представляет собой форму изъятия бюджета части добавленной стоимости, которая создаётся на всех этапах производства. НДС регулируется 21 главой налогового кодекса. Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, а так же лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. Освобождаются от налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, если за три предшествующих последовательных календарных месяцев, сумма выручки от реализации без учёта налога не превысила 2 млн. рублей, за исключением производителей подакцизных товаров. Объект налогообложения по НДС являются:
· Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, а так же передачи имущественного права.
· Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
· Ввоз товара на таможенную территорию РФ и другие не признаются налогообложением:
§ Передача на безвозмездной основе жилых домов и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального значения органом государственной власти и органов местного самоуправления.
§ Передача имущества государственных и муниципальных предприятий выкупаемого в порядке приватизации.
§ Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также бюджетным учреждением.
§ Операция по реализации земельных участков или долей в них.
Не подлежат налогообложению НДС следующие операции:
· Реализация предметов религиозного назначения и литературы религиозными организациями.
· Реализация товара, произведённых организациями инвалидов
· Осуществление банком банковских операций за исключением инкассации
· Реализация изделий народно-художественных промыслов.
· Оказание услуг по страхованию.
· Оказание финансовых услуг в виде займов в денежной форме и другие.
Налоговая база при реализации товара определяется как стоимость этих товаров с учётом акцизов. Налоговым кодексом установлены особенности определения налоговой базы для завершения других операций. Налоговый период по НДС - квартал.
Ставки НДС следующие:
· Ставка 0% применяется в следующих случаях:
§ Реализация товара на экспорт при условии представлении в налоговые органы соответствующих документов
§ Услуги по перевозки пассажиров и багажа за пределы РФ.
§ Реализация товаров и услуг для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и некоторыми другими.
· Ставка 10% применяется при реализации:
§ Основных продовольственных товаров по перечню, утвержденному правительством РФ.
§ Товаров для детей
§ Периодически печатных изданий
§ Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
· Ставка 18% применяется по всем прочим товарам, работам и услугам, включая подакцизные товары.
Сумма налога исчисляется как соответствующее налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уплате в бюджет подлежит сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.
Пример: компания А приобрела материалы от компании Б по отпускной цене 500 тысяч рублей для последующей их переработки и реализации полученной продукции торговому предприятию. НДС по приобретённым материалам составил 500 тыс. * 18%=90 тыс. рублей. Следовательно предприятие заплатило за материалы 500+90=590тыс. рублей. Затем оно полностью израсходовало их при производстве продукции и реализовала готовую продукцию торговому предприятию на сумму 700 тысяч рублей, от куда НДС по реализованной продукции составит 700 тыс. * 18%=126 тыс. рублей, следовательно сумма сделки равна 826 тыс. рублей. НДС к уплате в бюджет будет вычислен следующим органом: НДС от реализации торговой продукции - НДС по приобретённым материалам, итого 126 тыс. рублей - 90 тыс. рублей = 36 тыс. рублей. Предприятие приобрело за 500, а реализовала за 700,следовательно добавленная сумма - 200 тысяч рублей. Если у предприятия нет документов, что в сырье было 90тыс. рублей.
2. Акцизы
Налогоплательщиками акцизов - являются индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие подакцизный товар через таможенную границу России. Основные подакцизные товары:
· Спирт этиловый из всех видов сырья
· Алкогольная продукция
· Табачная продукция
· Легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил
· Автомобильный бензин и другие.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
· Реализация на территории РФ лицами, произведённых ими подакцизных товаров.
· Передача на территории РФ произведённых ими подакцизных товаров за исключением нефти продукции для собственных нужд.
· Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и другие.
Не подлежат налогообложению следующие операции:
· Передача одним структурным подразделением организации для производства другому структурному подразделению этой же организации.
· Реализация подакцизных товаров за исключением нефти продуктов на экспорт.
Налоговая база определяется по каждому виду подакцизного товара отдельно. Она может определяться двумя методами:
· По подакцизным товарам, в отношении которых установленные твердые налоговые ставки налоговая база определяется как объём реализованные подакцизных товаров в натуральном выражении.
· По подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные ставки, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров. Налоговый период - календарный месяц. Налоговые ставки дифференцированы по видам подакцизных товаров:
§ Этиловый спирт - 25 рублей 25 копеек за один литр безводного этилового спирта.
§ Алкогольная продукция - 173 рубля 50 копеек за 1 литр безводно этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
§ Сигареты - 17,75 рублей
§ Сигареты с фильтром - 120 за 1000 штук +5,5% расчётной стоимости, но не менее 142 руб. за 1000 рублей
§ Пиво с нормативным содержанием объёмной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6% включительно - 2,74 рубля за литр
§ Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил - 194 за 1 лошадиную силу
§ Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно - 2657 за 1 тонну
§ Бензин автомобильный с иным октановым числом - 3629 рублей за тонну.
Сумма акциз - произведение налоговой базы и налоговой ставкой по каждому товару отдельно.
Срок уплаты акцизы - установлен налоговым кодексом и различается по видам подакцизных товаров, например при розничной торговли не позднее 10 числа месяца, следующем за истекшим календарным периодом.
Пример: Ликёроводочный завод реализует алкогольную продукцию массовой долей этилового спирта 40% и объёмов 0,5 литра.
Решение: 1. Рассчитывается величина этилового спирта в подакцизном товаре. 0,5*40%/100%=0,2л
2. рассчитывается величина акциза: 0,2*173,5= 34,7
Рассчитывается ставка
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ С ОРГАНИЗАЦИИ
1. Налог на прибыль организации
Прямой налог - налог, который взимается с доходов либо с имущества налогоплательщика. Налог на прибыль организации - один из основных элементов налоговой системы, он влияет как на инвестиционные процессы, так и на наращивание капитала. Налогоплательщиками признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ через постоянное представительство и/или получающее доходы от источников РФ. Объекты налогообложения признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
К доходам относятся:
· Доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущественных прав.
· Внереализационные доходы, например: доходы от долевого участия в других организациях, от изменения курсовой разницы, валюты и так далее.
Следующие доходы не учитываются при определения доходной базы:
· Имущество, полученное в форме залога и задатка
· Имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти.
· Полученные кредиты
· Средства целевого финансирования
К расходам относятся:
· Материальные расходы
· Расходы на оплату труда
· Амортизация
Следующие расходы не учитываются при налогообложение:
· Выплачиваемые дивиденды
· Пени и штрафы, взимаемые государственными органами
· Взносы в капитал других организаций.
Налоговая база - признаётся денежное выражение прибыли, подлежащее налогообложению. Налоговая база по прибыли облагаемая по отличной от основной ставки, определяется налогоплательщиком отдельно. Прибыль, подлежащая налогообложению определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом признаётся календарный год. Отчётными периодами - первый квартал полугодия и девять месяцев календарного года.
Основная налоговая ставка - 24%, с распределением 6,5% в федеральный бюджет, а 17,5% - в бюджеты субъектов федерации.
Исключения:
· для доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью РФ через постоянное представительство, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: 10% от использования транспортных средств при международных перевозках; 20% - на все остальные доходы.
· К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов ставка
§ 9% - по дивидендам российских и иностранных организаций
§ 15% - по дивидендам российских организациях, полученных иностранными организациями
· К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств применяются следующие ставки:
§ 15% - по процентам с государственных и муниципальных ценных бумаг, эмитированным после 01.01.07.
§ 9% - муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трёх лет до 01.01.07 года.
§ 0% - по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.97 года.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, предусмотрена обязательная оплата авансовых платежей. Налог уплачивается не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода. Предусматривается подача налоговых деклараций.
2. Налог на имущество организаций
Он устанавливается налоговым кодексом, является региональным налогом, по этому вводиться в действие законами субъектов РФ. Налогоплательщиками признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства и/или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Объект налогообложения различен:
· Для российских организаций является объектом движимое и не движимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учёта.
· Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства объектом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств
· Для прочих иностранных организаций объектом являются находящиеся ан территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.
Не признаются объектам налогообложения земельные участки, объекты природопользования и некоторые другие. Налоговая база определяется как средне годовая стоимость имущества оп остаточной стоимости, признаваемого объектом налогообложения. Налоговые базы определяются налогоплательщиком самостоятельною налоговый период - календарный год, а отчётные периоды - 1 квартал полугодия и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки устанавливаются законом субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
В настоящее время освобождаются от налога следующие налога:
· Организации уголовно-исполнительной системы
· Религиозные организации
· Общероссийские общественные организации инвалидов
· Имущество коллегии адвокатов
· Государственных научных центров
· Законами субъектов федерации могут устанавливаться и другие льготы.
Сумма налога исчисляются по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчётного периода в размере ? общей суммы налога.
Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроке, установленные законами субъектов РФ.
ДРУГИЕ НАЛОГИ С ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Единый социальный налог
Налогоплательщики:
· Лица, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации, индивидуальные предприниматели, а так же физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
· Индивидуальные предприниматели и адвокаты.
Объектом налогообложения для первой группы признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
Объектом налогообложения для второй группы признаётся доходы от предпринимательской, либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для первой группы налогоплательщиков налоговая база определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Она определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечению каждого месяца нарастающим итогом.
Налоговой базой для налогоплательщиков второй группы определяется как сумма доходов в денежной и натуральной форме от предпринимательской или иной деятельности за вычетом расходов. Налоговый период - календарный год. Отчётный период - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки для первой группы налогоплательщиков применяется следующие налоговые ставки:
|
Налоговая база на каждое физическое лицо
|
Федеральный бюджет
|
Фонд социального страхования РФ
|
Фонды обязательного медицинского страхования
|
итого
|
|
|
|
|
Федеральный
|
Территориаль
ный
|
|
|
До 280 тысяч рублей
|
20%
|
3,2%
|
0,8%
|
2%
|
26%
|
|
От 200 тысяч до 600 тысяч рублей
|
56 тысяч рублей + 7,9% с суммы превышающей 280 тысяч рублей
|
8960 рублей + 1,1% с суммы, превышающей 280 тысяч рублей
|
2240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 тысяч рублей
|
5600 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 тысяч рублей
|
72800 +10% с суммы, превышающей 280 тысяч
|
|
Свыше 600 тысяч рублей
|
81280 рублей
+2% с суммы, превышающей 600 тысяч рублей
|
12480 рублей
|
3840 рублей
|
7200 рублей
|
104800 рублей +2% с суммы, превышающей 600 тысяч рублей
|
|
|
Для второй группы плательщиков установлены другие налоговые ставки, например: с налоговой базой до 280 тысяч рублей, налоговая ставка - 10%.
Порядок исчисления налога:
· Для первой группы по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисления ежемесячных авансовых платежей, исходя из начисленных выплат
· Расчёт суммы авансовых платежей производится налоговыми органами или коллегиями адвокатов для адвокатов.
Уплата ежемесячных авансовых платежей происходит не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётном
2. Налог на игорный бизнес
Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организацией или предпринимателями доходов в виде выигрышей или проведения азартных игр, не являющейся реализацией товаров, работ или услуг. Налогоплательщиков признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объект налогообложения - игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Налоговая база определяется отдельно, как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом является календарный месяц.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ в следующих пределах:
· За один игровой стол, кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы, ставка составляет от 25 тысяч до 125 тысяч рублей.
· А за один игровой автомат ставка от 1500 до 7000 тысяч рублей.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как проведением базы, установленной по каждому объекту налогообложения и ставка налога, установленной для этого объекта. Отчётность подаётся не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налог уплачивается не позднее 20 числа, то есть не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.
РЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ
1. Налог на добычу полезных ископаемых
Для цели этого налога основными видами полезных ископаемых признаётся камень уголь, нефть, природный газ, руды, торф. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на пользование участками недр.
Объектом налогообложения признаётся:
· Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, либо на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ
· Полезные ископаемые, извлечённые из отходно-добывающих производств, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию.
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, а при добычи природного газа - как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговый период - календарный месяц. Налоговых ставок очень много:
· Ставка 0% осуществляется при добычи полезных ископаемых в части нормативных потерь при добычи попутного газа и некоторых других.
· 4,8% при добычи руд чёрных металлов
· 7,5% при добычи минеральных вод
· 8% при добычи руд цветных металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней
· 16,5% при добычи нефти
· 135 рублей за 1 тысячу кубических метров природного газа
Количество добытого ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от вида полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объёма. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставки процентная доля налоговой базы. Сумма налога уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Не признаются объектом налогообложения:
· Общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.
· Добытые геологические коллекционные материалы
· Полезные ископаемые, добытые в особо охраняемых природных объектах.
Оценка стоимости полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
· Исходя из сложившегося состояния у налогоплательщика цен реализации. Здесь стоимость полезных ископаемых определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости его одной единицы, а стоимость единицы рассчитывается как отношение выручки от реализации к количеству реализованных полезных ископаемых.
· Исходя из расчётной стоимости добытых полезных ископаемых. То есть понесенных затрат.
2. Вводный налог
Вводный налог - это федеральный налог, он относится к ресурсным платежам, поскольку взимается с водных объектов.
Налогоплательщиками признаются орг-ии или физ-ие лица, осущ-ие спец-ое или особое водопользование.
Объектом налогообложения признаются след-щие виды пользования водными объектами:
1. забор воды их водных объектов
2. исп-ие акваторией водных объектов
3. исп-ие водных объектов для целей гидроэнергетики
4. исп-ие водных объектов для целей лесосплава
Налоговая база при заборе воды опр-ся как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При исп-ии акваторией водных объектов налоговая база опр-ся как площадь предоставленного водного пространства. При исп-ии водных объектов для целей гидроэнергетики налоговая база опр-ся как кол-во произведенной за налоговый период электроэнергии. Пи исп-ии водных объектов для целей лесосплава налоговая база опр-ся как произведение объема сплавляемой древесины, выраженного в 1000 м3 и расстояние сплава, выраженного в км деленного на 100.
Налоговый период - квартал
Налоговые ставки - дифференцированы по бассейнам рек, озер и морей и эк-м районам. Например: при заборе воды из поверхностных водных объектов реки Волги в центральном эк-м районе налоговая ставка сост-т 288 руб. за 1000 м3 забранной воды. Налоговая ставка за 1 км2 используемой акваторией черного моря 49800 руб. в год. При исп-ии водных объектов для целей гидроэнергетики налоговая ставка для реки Енисей 13,7 руб. за 1000 кв/часов электроэнергии.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самост-но. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и соотв-щей ей налоговой ставке. Налог подлежит уплате не позднее 20 числа месяца след-го за налоговым периодом.
3. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользованиями объектами водных биологических рес-в
Это федеральные сборы, плательщиками которого признаются орг-ии физ-ие лица, в том числе индивид-ые п/п-ли, получающие соотв-щую лицензию на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических рес-в.
Объектом обложения признаются объекты животного мира и водных биологических рес-в в соотв-вии с перечнем.
Ставки сбора зависят от вида объектов животного мира и водных биологических рес-в
|
Наименование объекта животного мира
|
Ставка сбора в руб за 1 животное
|
|
Медведь бурый
|
3000
|
|
Благородный лень
|
1500
|
|
Соболь
|
120
|
|
Норка
|
30
|
|
Фазан
|
20
|
|
|
|
Наименование объекта водных биологических рес-в
|
Ставка сбора в руб за 1 тонну
|
|
Треска
|
3000
|
|
Краб камчатский
|
100000
|
|
Горбуша
|
3500
|
|
Сайра
|
20
|
|
Судак
|
1000
|
|
|
Сумма сбора опр-ся в отношении каждого объекта как произведение соотв-го кол-ва объекта и ставки сбора. Сумму сбора уплачивают в виде разового и регулярного сбора или при получении лицензии. По истечению срока действия лицензии организации в праве обратиться за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям.
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Налог на имущ-во ф/л
Это местный налог, устанавливается федеральным законодательством и вводится в действие решениями местных органов власти, после чего становится обязательным к уплате на тер ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|