2
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Финансы и кредит»
Эссе
На тему: Налоговая система Испании
Выполнила:
Студентка «4-1ЭФ» группы
Экономического факультета
Мальцева Я.В.
Руководитель:
Кандидат юридических наук, доцент
Пышкина Н.Л.
Нижний Новгород
2003
Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. В течение последних десятилетий Испания по своему эко-номическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. Этому способствовала не только стабильность политической ситуации, но и благоприятный для инвестиций налоговый курс правительства. Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.
Налоговая система Испании значительно реформировалась в последние годы. В нее вносились изменения, применительно к требованиям ЕС, совершенствовалась законодательная база с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков.
Испания имеет несколько сходное с Российской Федерацией администра-тивное деление. Страна делится, на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них -- Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользу-ются правом самим вводить различные виды региональных и местных на-логов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налого-вые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоя-тельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федераль-ным законам в области налогообложения.
В соответствии с административно-территориальным делением налого-вая система Испании трехступенчата.
Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций.
Высшим органом власти, устанавливающим налоги, являет-ся парламент (кортесы), высший орган, управляющий налоговой системой, -- Министерство экономики и финансов. По-следнее выпускает разъяснения и инструктивные письма в от-ношении применения налоговых законов, а также отвечает на запросы налогоплательщиков по отдельным нестандартным случаям и ситуациям. Такие ответы служат руководством для налоговых органов, хотя как налогоплательщики, так и налого-вые органы могут оспорить их в суде, если считают не соответ-ствующими действующим налоговым законам.
Непосредственно сбором налогов занимаются налоговые органы, имеющие главную контору в Мадриде и региональные управления в столице каждой провинции. Отдельные департа-менты налоговой службы управляют сбором прямых и косвен-ных налогов.
В 1994 г. в Испании была проведена частичная налоговая реформа с це-лью укрепить финансовую базу регионов. Некоторые федеральные налоги были переданы в ведение территорий. После этого осталось пять видов ос-новных федеральных налогов.
На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц.
С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также как и в России. Налогооблагаемая база в Испании шире, чем в большинстве европейских стран. Так, помимо заработной платы, до-ходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивиден-дов от капитала, в нее включаются пенсии, пособия по безработице. Не об-лагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные сти-пендии, выигрыши в лотереи, разовые пособия при увольнении с работы.
Из налогооблагаемого дохода вычитается до 20 тыс. песет в год на каж-дого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет. Из годового дохода ис-ключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% и не свыше суммы 250 тыс. песет. Частично вычитаются до-кументированные расходы на лекарства.
Для исчисления налога к доходу добавляются 2% от стоимости недвижи-мого имущества.
Подоходный налог уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет в первом случае 400 тыс. песет в год, во втором -- 800 тыс. песет. Далее с ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная -- 20%, максимальная -- 56%. Последняя применяется при доходах свыше 9 550 тыс. песет в год у одного человека или свыше 11 000 тыс. песет -- у семейной пары.
Нельзя не отметить, что 16 ставок подоходного налога создают значи-тельные неудобства в расчетах. В настоящее время в Испании разрабатыва-ются предложения о сокращении их числа. Система многих развитых стран (в том числе России) из 3--5 ставок налога более целесообразна.
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|