СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы: Основы предпринимательства
Тема: Менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии
Класс: 10
Время: 45 мин.
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с сущностью и основными составляющими менеджмента.
2. Ознакомиться с понятием «организация».
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать об основах менеджмента в деятельности предприятия.
2. Знать о понятии «организации».
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь воспроизводить понятия о менеджменте в деятельности предприятия.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.
Литература:
1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап
Учитель: Предприниматель может добиться успеха лишь тогда, когда постоянно использует эффективное управление, учитывая все факторы, влияющие на деятельность пред-приятия.
Учитель: Что означает слово «управление»?
Ученики: ???
Учитель: Управление -- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сфор-мировать и достичь цели организации предприятия, произ-водства, фирмы. Об управлении существует целая наука, и называется она менеджмент.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала
Учитель: Что означает этот термин?
Ученики: ???
Учитель: Термин происходит от английского слова menegment и переводится как управление, заведование, организация.
Главная цель менеджмента -- получить желаемые ре-зультаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому не всякое управление является менеджментом.
Менеджмент -- система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Он является, прежде всего, процес-сом управления людьми, которые осуществляют произ-водственно-экономическую деятельность в условиях рынка.
Учитель: Теперь немного истории - как наука менеджмент возник на Западе более 80 лет назад, и основателями его являются американец Ф. Тей-лор и француз А. Файоль.
Менеджмент существенно изменился за время своего существования: он являл собой рационалистическую систему, а ныне перешел на новую -- маркетинговую, или ситуационную, систему.
Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма являлась «закрытой системой» и ее успех на рынке зависел от внутренних резервов: рационализации производ-ства, производительности труда. И решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей фирмы за всеми видами деятельности персонала и четким выполнением указаний сверху.
Учитель: Какие виды менеджмента вы знаете?
Ученики: ???
Учитель: Существуют такие виды менеджмента как: Маркетинговый, или ситуационный, менеджмент стро-ится на новых подходах. Здесь фирма считается «открытой системой», и ее успех связан не столько с внутренними резервами, сколько со способностью вписываться во внеш-нюю среду и приспосабливаться к ней, то есть к сложив-шейся ситуации.
Учитель: Какие основные составляющие вы знаете?
Ученики: ???
Учитель: Основные составляющие менеджмента:
постановка целей (определение цели управления);
планирование (разработка плана управления);
организация (структура управления);
контроль (выполнение контроля управления);
мотивация (заинтересованность работников фирмы в успехе начатого дела);
-- коммуникация (отношения между членами
фирмы).
Менеджмент сегодня -- это постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Нельзя сказать, что существует единая модель менеджмента, так как каждая фирма строит свою структуру управления. В современных условиях система управления должна быть гибкой и простой, чтобы выдержать конкуренцию.
Но система управления не сможет функционировать и добиваться своей конечной цели, если у руля не будет талантливого специалиста по управлению -- менеджера.
Учитель: А кем является менеджер?
Ученики: ???
Учитель: Менеджер -- это не только специалист по управлению, но и человек, ответственный за весь процесс деятельности персонала и фирмы. И его главная задача - не самому выполнить работу, а организовать других для ее выполне-ния. В какой бы области деятельности фирмы он ни зани-мался: производством, рекламой, финансами и т.п., -- он решает следующие задачи:
определяет цели и задачи управления фирмой;
организует структуру управления и подбирает специ-алистов для их выполнения;
поддерживает мотивацию действий и взаимные отно-шения в коллективе;
-- определяет показатели, ориентированные на работу всей организации и в то же время на каждого в отдельности, описывает и интерпретирует результаты и докладывает их своему руководству, подчиненным и коллегам;
-- способствует профессиональному росту коллектива
за счет продвижения по служебной лестнице, повышения
квалификации и т.д.
Можно сделать вывод, что успех той или иной фирмы зависит от того, насколько эффективно идет управление ее хозяйственной деятельностью.
Учитель: Что такое организация?
Ученики: ???
Учитель: Это группа людей, дея-тельность которых сознательно координируется для дости-жения общей цели или целей. В основном все организации сложные, так как имеют не одну цель, а несколько взаимо-связанных целей.
Например, предприятие состоит из нескольких подразделений: отдела снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбытового подразделения и т.д. У каждого из них своя цель. У отдела снабжения -- заключение договоров по поставкам сырья, материалов, запчастей, комплектующих элементов; у отдела основного производства -- производство продукции и сдача ее на склад; у отдела вспомогательного производст-ва -- обеспечение ремонтом основного производства и его обслуживание. То есть каждое подразделение имеет свою конкретную цель, и эти цели для всей организации взаимо-связаны и взаимозависимы между собой для достижения общей цели.
Сложные организации имеют также общие характерис-тики: общие ресурсы, зависимость от внешней среды, гори-зонтальное разделение труда и вертикальное разделение труда. В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда.
Учитель: Какие формы разделения труда вы знаете?
Ученики: ???
Учитель: Первая -- это разделение труда на компоненты, то есть горизонтальное разделение труда. Например: «Я гайки делаю, а ты для гаек делаешь винты». Вторая -- вертикальное разделение труда, оно опре-деляет работу по координированию действий сверху вниз, чтобы, допустим, не наделать гаек больше, чем винтов.
Вертикальное разделение труда приводит к формирова-нию уровней управления, которых может быть несколько в зависимости от параметров предприятия. Но независимо от количества уровней управления руководители предприятия делятся на три категории, которые определяются функция-ми управления. Например, на техническом уровне (низовое звено) руководители занимаются ежедневными операция-ми и действиями, необходимыми для обеспечения эффек-тивной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведую-щий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой и т.д. На управленческом уровне руководители заняты управ-лением и координацией внутри организации, они согласо-вывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Это руководители среднего звена: заведующий отделом, декан, управляющие, в армии от лейтенанта до полковника и т.д. Руководители на институционном уровне заняты разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием целей, адаптаци-ей организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, обществом. К этому уровню относятся руководители высшего звена: председатель Совета, президент, вице-президент, генералы в армии, министры в среде государст-венной деятельности, ректоры и т.д.
К основному элементу управления следует отнести и структуру управления организации.
Линейная структура управления наиболее распростране-на. В ней четко и ясно распределены права и обязанности всех работников. Линейное управление работает по линии прямого подчинения сверху донизу. Через него руководите-ли доводят до каждого исполнителя свои распоряжения, осуществляют контроль за их выполнением. Линейное руководство обеспечивает единство управления предприя-тием от директора до рабочего, согласованность действий администрации и исполнителей. При таком управлении менеджерам-руководителям - директору, его заместителям, начальникам производств, цехов, участков, мастерам и бригадирам -- предоставляется вся полнота власти по отно-шению к подчиненным.
В линейной структуре разделение системы управления на составные части осуществляется по производственному признаку. При таком построении в системе управления наиболее полно выражены единоначалие и иерархия. Эта система логически наиболее стройная и определенная, но вместе с тем наименее гибкая. Каждый из органов управле-ния обладает в ней полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих специальных знаний.
Учитель: Преимущества:
четкая система взаимных связей;
ясно выраженная ответственность;
быстрота реакции на прямые приказания.
Недостатки:
отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями;
повышенная зависимость работы от наличия на мес-те менеджера высшего звена, его деловых качеств.
Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, поставщики, правительст-венные учреждения, финансовые организации и источни-ки трудовых ресурсов. Внешние факторы воздействия на организацию подразделяются на два типа: прямого и косвенного. К факторам прямого воздействия относятся поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты, то есть те, которые непосредственно могут влиять на опера-ции предприятия. К косвенным -- состояние экономики, научно-технического прогресса, социально-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и события в других странах.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель:
Сегодня вы познакомились с понятиями о менеджменте в деятельности предприятия. А также об организация и уровни управления на предприятии.
VI. Задание домашнего задания
Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 8 и § 9. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель:
Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!
|