2
28
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Петербургский государственный университет
путей сообщения
Кафедра «Электроснабжение железных дорог»
Пояснительная записка к курсовому проекту
по дисциплине «Релейная защита»
Санкт-Петербург
2006
Введение
В системах электроснабжения нередко возникают короткие замыкания и другие ненормальные режимы работы. К.з. возникают вследствие дефектов, старения и загрязнения изоляции токоведущих частей, обрыва и схлестывания проводов при сильном ветре или гололеде. Электрическая дуга в месте замыкания способна вызвать пережоги, оплавление и разрушение электрического оборудования и распределительных устройств, отжиг и обрыв контактного провода. Разрушения оказываются тем значительнее, чем больше ток в дуге и время ее существования. Чтобы к.з. не вызвало большого ущерба, поврежденное электрооборудование необходимо как можно быстрее отключить.
Отключение электрической системы осуществляется коммутационными аппаратами - высоковольтными выключателями, привод которых снабжен специальным механизмом. Для отключения выключателя необходимо осуществить управляющее воздействие на этот механизм.
Автоматические устройства, служащие для выявления к.з. и ненормальных режимов и воздействующие в необходимых случаях на механизм отключения выключателя или на сигнал, называют релейной защитой.
Цель проекта - приобретение навыка расчета параметров аварийных режимов и уставок защит элементов тягового электроснабжения электрических железных дорог переменного тока напряжением 27,5 кВ. В проекте требуется:
рассчитать уставки защит на тяговой подстанции для понижающего трансформатора, шин 27,5 кВ и фидеров тяговой нагрузки;
определить уставки защит постов секционирования (ПС) и пунктов параллельного соединения (ППС) для одной межподстанционной зоны;
построить диаграммы селективности и характеристики срабатывания защит, а также векторные диаграммы аварийных режимов;
разработать функциональные схемы защит фидеров тяговой сети и алгоритмы их работы;
выбрать аппаратные средства реализации функций защит;
построить принципиальные схемы защит трансформатора;
Рекомендуемый порядок расчета уставок защит.
Анализ исходных данных.
Формирование расчетных схем.
Определение способа защиты и состава защит.
Вычисление параметров аварийных режимов.
Расчет уставок защит.
Исходные данные
Шифр задания - 1-2-4-4-1.
Таблица 1. Токи короткого замыкания на вводах подстанции, кА
|
Режим
|
Обозна-
|
Первая цифра шифра задания
|
|
ЭС
|
чение.
|
1
|
|
Максимум
|
Ic,max
|
4,1
|
|
Минимум
|
Ic, min
|
1,3
|
|
|
Таблица 2. Параметры районной нагрузки
|
Наименование
|
Обозначение
|
Вторая цифра шифра
|
|
|
|
2
|
|
Общая мощность, %
|
s=SР.Н/SN
|
20
|
|
Нагрузка фидера, МВА
|
SФ,РН
|
1,5
|
|
Марка провода фидера
|
-
|
AAБ-3 70
|
|
Длина фидера, км
|
LФ, Р.Н
|
30
|
|
Уставка МТЗ фидера, с
|
tф, р.н
|
1,0
|
|
|
Таблица 3. Параметры устройств тягового электроснабжения
|
Наименование
|
Обознач.
|
Третья цифра шифра задания
|
|
|
|
4
|
|
Вид тяговой сети
|
-
|
ТПО
|
|
Расстояние, км
(см. рис. 1)
|
L21
|
15
|
|
|
L1
|
15
|
|
|
L22
|
30
|
|
Рабочий ток, А
|
ввода в РУ 27,5 кВ
|
IРУ, раб, max
|
800
|
|
|
фидера подстанции
|
IП, раб, max
|
710
|
|
|
фидера ПС
|
IПС, раб, max
|
350
|
|
|
ППС
|
IППС, раб, max
|
|
|
Трос груп. заземления
|
-
|
АС-70
|
|
Удельные сопротивления тяговой сети, Ом/км
|
z11
|
0,466
|
|
|
z21
|
0,414
|
|
|
z22
|
0,25
|
|
|
z -1,2
|
0,355
|
|
|
zp,2
|
0,059
|
|
|
Таблица 4. Параметры понижающего трансформатора
|
Наименование
|
Обозначение
|
Четвертая цифра шифра задания
|
|
|
|
4
|
|
Тип трансформатора
|
-
|
ТДТНЖ 40000 /110 У1
|
|
Схемы соединения обмоток
|
-
|
Уo/Д/Д
|
|
Мощность, МВА
|
SN
|
40
|
|
Регулирование высшего напряжения, %
|
?Ua
|
±16
|
|
Напряжения обмоток, кВ
|
номинальное
|
UB, N
UC, N
UH, N
|
115
27,5
11,0
|
|
|
максимальное
|
UB, max
UC, max
UH, max
|
133
28,9
12,0
|
|
|
минимальное
|
UB, min
UC, min
UH, min
|
97
26,2
11
|
|
Напряжения опыта КЗ, % для
|
среднего напряжения
|
uk,ВС u,ВН uk,СН
|
10,5
17,5
6,5
|
|
|
максимального регулируемого напряжения
|
uk, ВC, +РО
uk, ВН, +РО
|
11,4
19,3
|
|
|
минимального регулируемого напряжения
|
uk, ВC, -РО
uk, ВН, -РО
|
9,4
17,0
|
|
Потери, кВТ
|
опыта КЗ
|
PКЗ
|
200
|
|
|
опыта ХХ
|
PXX
|
39
|
|
Относит. сопротивл.
|
X*в(1), В
|
0,245
|
|
|
Примечание. Наибольшие рабочие напряжение электрооборудования в сети 220 кВ составляет 252 кВ, а в сети 110 кВ - 126 кВ.
1. Расчет защит понижающего трансформатора
1.1 Анализ исходных данных и принимаемые допущения
Схема главных соединений представлена на рис. 1. Расчет производится для задания с шифром 1-2-4-4-5. Для этого варианта приведены данные по трансформаторам и нагрузке (см. рис. 1).
Принимаем общепринятые допущения для аварийного режима: короткое замыкание (КЗ) металлическое трехфазное, точка КЗ электрически удалена, используется линейная схема замещения, параметры 3-х фазной системы симметричны, учитываются режимы максимума и минимума энергосистемы (ЭС), поперечные сопротивления и продольные активные принимаются равными нулю, определяются периодическая составляющая тока КЗ [1]. Принимаем, что отсутствует подпитка точки КЗ крупными электродвигателями. В качестве метода расчета выбираем приближенный метод комплексных величин в именованных единицах для симметричных трехфазных цепей. При изложенных условиях расчет производится для одной фазы трехфазной системы.
1.2 Формирование расчетных схем
Анализируем возможные режимы работы понижающих трансформаторов. На тяговых подстанциях переменного тока обычно предусматривается в нормальном режиме работа одного трансформатора. В вынужденных режимах, например, при выпадении из работы смежной тяговой подстанции, а также в особых режимах нормальной работы, например, при сгущении поездов, трансформаторы могут работать параллельно на шины 27,5 кВ. С учетом возможной работы энергосистемы в режимах минимума или максимума получаем 4 расчетных схемы для определения токов КЗ на шинах низшего (НН) и среднего (СН) напряжений. Для расчетов КЗ при параллельной работе потребуется определить сопротивления схемы замещения отдельно для каждой обмотки трансформатора.
Для трансформатора необходимо учитывать также наличие на обмотках ВН устройств регулирования напряжения и заводской допуск на величину напряжения короткого замыкания ?uк [7], [20].
1.3 Определение способа защиты и состава защит
Состав защит трансформаторов зависит от его мощности. Необходимы следующие защиты:
двухступенчатая газовая защита (ГЗ) с действием первой ступени на сигнал, а второй на отключение трансформатора со всех сторон;
дифференциальная токовая защита (ДТЗ) с отстройкой от бросков тока намагничивания при включении ненагруженного трансформатора и действующая на отключение всех выключателей трансформатора без выдержки времени с коэффициентом чувствительности не менее 2;
максимальная токовая защита на стороне ВН обладающая необходимой чувствительностью к КЗ на стороне СН и НН и отключающая трансформатор со стороны всех напряжений;
защита от перегрузки (МТЗ ПГ), отстраиваемая от номинального тока нагрузки с выдержкой времени 9с;
защита от перегрева масла (ЗПМ) с выдержкой времени 9 с, работающая на включение обдува трансформатора, с уставкой защиты 0,7 от номинального тока с учетом коэффициентов надежности и возврата.
Для общепромышленных трансформаторов [8, 9] рекомендуется установка максимальных токовых защит (МТЗ), при необходимости с комбинированным пуском (МТЗ КП) или пуском по напряжению (МТЗ ПН) на сторонах СН и (или) НН. С другой стороны, вводы шин тяговой нагрузки должны быть оборудованы либо двухступенчатой дистанционной направленной защитой, дополненной токовой отсечкой, либо двухступенчатой защитой, содержащей максимальную токовую и дистанционную защиты.
Принимаем решение установить на вводе шин 27,5 кВ максимальную токовую и дистанционную защиты с выдержками времени 1,2 с. Максимальную токовую защиту на ВН выполняем с двумя выдержками времени, первая с действием на отключение ввода шин районной нагрузки, вторая с действием на отключение трансформатора со всех сторон.
Защита тяговых шин обычно реализуется на дифференциальной защите, контролирующей токи всех присоединений шин. В простейшем случае для шин устанавливается потенциальная защита (ПЗ), чаще называемой защитой минимального напряжения (ЗМН). В рассматриваемом варианте шины защищаются защитами ввода в РУ 27,5 кВ. Кроме того, устанавливаем ЗМН. Эта же защита должна срабатывать при КЗ на линиях питающих подстанцию, для ликвидации подпитки по тяговой сети со стороны смежной подстанции, т.е. выполнять функции защиты от подпитки (ЗПП).
1.4 Вычисление параметров аварийных режимов
В табл. 5 приведены основные этапы расчета.
Примечания к расчету:
1. Расчетные формулы в основном приведены для одного трансформатора в режиме максимума энергосистемы. Схема замещения приводилась к напряжению обмотки ВН. Приведение к другим напряжениям осуществлялось через отношение средних номинальных напряжений сторон трансформатора.
2. Расчет сопротивлений обмоток трансформатора выполнялся для режимов максимума и минимума ЭС. Особенности режима максимума: питающие подстанцию линии нагружены и имеют наибольшие падения напряжения, а, следовательно, напряжение на обмотках ВН трансформатора минимально. С целью понижения коэффициента трансформации РПН трансформатора устанавливает минимальную отпайку регулировочной обмотки. При этом изменяются потоки рассеяния и напряжение опыта КЗ трансформатора. В результате можем получить минимальное значение сопротивления трансформатора, например ZВС, min.
3. Токи КЗ в режиме максимума определены из предположения, что источник питания обеспечивает номинальное напряжение. В режиме минимума предполагается, что напряжение источника питания повышается до максимального значения сети.
Таблица 5. Расчет токов короткого замыкания тяговой подстанции
|
Наименование
|
Значение
|
Обозначения и расчетные формулы
|
|
параметры трансформатора
|
Заводской допуск напряжения кз
|
0,05
|
?uk
|
|
|
Напряжение опыта кз, приходящееся на обмотку, %
|
10,75
|
uk,B=0,5 (uk,BH +uk,BC - uk,CH)
|
|
|
|
-0,25
|
uk,C=0,5 (uk,CH +uk,BC - uk,BH)
|
|
|
|
6,75
|
uk,H=0,5 (uk,BH +uk,CH - uk,BC)=0,5 (20,0+6,5-12,5)
|
|
Номинальное напряжение энергосистемы, кВ
|
110
|
UN
|
|
Ср.наряжения сторон, кВ
|
питающей сети
|
115
|
UB,cp
|
|
|
тяговой сети
|
27,5
|
UC,cp
|
|
|
район. нагрузки
|
10,5
|
UH,cp
|
|
Режим энергосистемы
|
МАКС
|
МИН
|
-
|
|
Включено трансформаторов
|
2
|
1
|
2
|
1
|
n
|
|
Граничные напряжения обмоток ВН, кВ
|
97
|
126
|
UB,min; UB,max
|
|
Сопротивление ЭС, Ом
|
16,21
|
51,13
|
ZC,min=UB,cp/(1,73·IC,max)
ZC,max=UB,cp/(1,73·IC,min)
|
|
сопротивление сторон 27,5 кВ, Ом
|
трансформатора
|
21,01
|
47,51
|
ZBC,max=U2B,max·uk,BC+PO(1+?uk)/(100·SN)
ZBC,min=U2B,min·uk,BC-PO(1-?uk)/(100·SN)
|
|
|
обмотки СН
|
0
|
0
|
ZT,C=U2B,cp·uk,C/(100·SN)
|
|
|
обмотки ВН
|
21,01
|
47,51
|
ZT,B,min =ZBC,min - ZT,C
ZT,B,max =ZBC,max - ZT,C
|
|
|
от источника до шин
|
27
|
37
|
74,9
|
99
|
Z27,5 min =ZC,min +ZBC,min
Z27,5 min =ZC,min +ZBC,min
Z27,5 max =ZC,max +ZBC,max
Z27,5 max =ZC,max +ZBC,max
|
|
сопротивление на стороне 10 кВ, Ом
|
трансформатора
|
38
|
80
|
ZBH,min=U2B,min·uk,BH-PO(1-?uk)/(100·SN)
ZBH,max=U2Bmax·uk,BH+PO(1+?uk)/(100·SN)
|
|
|
обмотки НН
|
17
|
32
|
ZT,H,min =ZBH,min - ZT,B,min=
ZT,H,max =ZBH,max - ZT,B,max=
|
|
|
от источника до шин
|
43,7
|
54
|
107
|
131
|
Z10,min =ZC,min +ZBH,m
Z10,max =ZC,max +ZBH,max
|
|
токи короткого замыкания, кА
|
на стороне 110 кВ при кз на 27,5 кВ
|
2,35
|
1,72
|
0,97
|
0,74
|
IBC,max=UN/(1,73·Z27,5 min)
IBC,max=UN/(1,73·Z27,5 min)
IBC,min=UB,max/(1,73·Z27,5 max)
IBC,min=UB,max/(1,73·Z27,5 max)
|
|
|
на стороне 27,5 кВ
|
9,8
|
7,19
|
4,06
|
3,09
|
I27,5,max=IBC,max·UB,cp/UC,cp
I27,5,max=IBC,max·UB,cp/UC,cp
I27,5,min=IBC,min·UB,cp/UC,cp
I27,5,min=IBC,min·UB,cp/UC,cp
|
|
|
на стороне 110 кВ при кз на 10 кВ
|
1,45
|
1,18
|
0,68
|
0,56
|
IBH,max=UN/(1,73·Z10 min)
IBH,max=UN/(1,73·Z10 min)
IBH,min=UN/(1,73·Z10 max)
IBH,min=UN/(1,73·Z10 max)
|
|
|
на стороне 10 кВ
|
15,9
|
12,9
|
7,4
|
6,1
|
I10,max=IBH,max·UB,cp/UH,cp
I10,max=IBH,max·UB,cp/UH,cp
I10,min=IBH,min·UB,cp/UH,cp
I10,min=IBH,min·UB,cp/UH,cp
|
|
|
Таблица 6. Расчет дифференциальной защиты понижающего трансформатора
|
НАИМЕНОВАНИЕ ИСХОДНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН
|
ЗНАЧЕНИЯ
|
РАСЧЕТНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
|
|
напряжение обмотки, кВ
|
110
|
27,5
|
10
|
-
|
|
номинальный ток обмоток, А
|
201
|
841
|
|
IN={IB,N; IC,N; IH,N};
IH,N=SN/(1,73•UH,N)
|
|
коэффициент схемы
|
1,73
|
1
|
1
|
Ксх={Ксх,В; Ксх,С; Ксх,Н}
|
|
коэффициент трансформации ТТ
|
60
|
120
|
200
|
Кi={Кi,В; Кi,С; Кi,Н};
|
|
вторичный ток плеча защиты, А
|
5.7955
|
7.0
|
10.51
|
IB={I ОСН,В; I1,В; I2,В};
I ОСН,В=IB,N•Ксх,В/Кi,В
I 1,В=IB,N•Ксх,В/Кi,В
I 2,В=IB,N•Ксх,В/Кi,В
|
|
расчет рабочей обмотки реле ДЗТ-11 по условию отстройки от броска тока намагничивания
|
рекомендуемый коэффициент
|
1,2
|
-
|
-
|
Кр=1,2-1,5
|
|
|
относительное сопротивление ЭС
|
0,05
|
-
|
-
|
X*C= ZC,min /(U/ SN)
|
|
|
уточненный коэффициент отстройки
|
0.87
|
-
|
-
|
K*=2,1-3,7•(X*C+1,15• X*B(1))
|
|
|
принятый коэффициент отстройки
|
1,0
|
-
|
-
|
K=max (K*; 1)
|
|
|
расчетный ток срабатывания защиты, A
|
201
|
I СЗ,РАСЧ,1=К•I1,N;
(I СЗ,РАСЧ,2=К р•I1,N)
|
|
|
расчетный ток срабатывания реле, A
|
5.8
|
I СР,РАСЧ,1= I СЗ,РАСЧ,1·Ксх,В/ Кi,В;
I СР,РАСЧ,2= I СЗ,РАСЧ,2·Ксх,В/ Кi,В
|
|
|
уставка срабатывания, А
|
4,00
|
-
|
-
|
I СР,ОСН>= I СЗ,РАСЧ
|
|
|
намагничивающая сила срабатывания, А
|
100
|
-
|
-
|
FСР
|
|
|
расчетное число витков
|
25,0
|
-
|
-
|
W ОСН,РАСЧ= FСР/ I СР,ОСН
|
|
|
принятое число витков
|
25
|
-
|
-
|
W ОСН<= WР
|
|
минимальный ток срабатывания защиты, A
|
139
|
-
|
-
|
I СЗ,min= FСР·Кi,В/(W ОСН·Ксх,В)
|
|
расчет уравнительных обмоток
|
расчетное
|
-
|
20,7
|
13,8
|
W 1,РАСЧ= W ОСН·I ОСН,В/ I 1,В;
W 2,РАСЧ= W ОСН·I ОСН,В/ I 2,В
|
|
|
принятое
|
-
|
21
|
14
|
W У1; W У2
|
|
погрешность ТТ
|
0,1
|
?
|
|
расчетный ток короткого замыкания
|
1450
|
-
|
-
|
I ВСН,max
|
|
расчет тока небаланса параллельной работы на 27,5 кВ, А
|
от погрешности трансформаторов тока
|
145
|
-
|
-
|
I НБ,РАСЧ=?·I ВСН,max
|
|
|
от регулирования напряжения
|
116
|
-
|
-
|
I»НБ,РАСЧ=?U ?·КТОК, ?·I ВСН,max
|
|
|
от неточности установки витков реле
|
10.5
|
-
|
-
|
I» НБ,РАСЧ={(W 1,РАСЧ-W У1)·КТОК, 1/
W 1,РАСЧ - (W 2,РАСЧ-W У2)·КТОК, 11/
W 2,РАСЧ)}·I ВСН,max=={(13,5-14)·0,5/
13,5 - (8,2-8)·1/
8,2)}·590
|
|
|
суммарный
|
272
|
-
|
-
|
I ВСН,нб=|I НБ,РАСЧ | +|I»НБ,РАСЧ|+
|I» НБ,РАСЧ|
|
|
ток торможения параллельной работы, А
|
на сторонах СН и НН
|
-
|
725
|
1450
|
I С,ТОРМ= I ВСН,max·КТОК, 1;
I H,ТОРМ= I ВСН,max·КТОК, 11
|
|
|
результирующий
|
-
|
-
|
967
|
I ВСН,ТОРМ= I H,ТОРМ-I С,ТОРМ·I 1В/
I 2В
|
|
одиночная работа и кз на 27,5 кВ, А
|
расчетный ток кз
|
-
|
1720
|
-
|
I ВС,max
|
|
|
ток небаланса
|
422
|
-
|
-
|
I ВС,нб={?+?U ?+(W 1,РАСЧ-W У1)/
W 1,РАСЧ)}·I ВС,max
|
|
|
ток торможения
|
-
|
1720
|
-
|
I BС,ТОРМ=I ВС,max
|
|
одиночная работа и кз на 10 кВ, А
|
расчетный ток кз
|
-
|
-
|
1180
|
I ВH,max
|
|
|
ток небаланса
|
290
|
-
|
-
|
I ВH,нб={?+?U ?+(W 2,РАСЧ-W У2)/
W 2,РАСЧ)}·I ВH,max
|
|
|
ток торможения
|
-
|
-
|
1180
|
I BH,ТОРМ=I ВH,max
|
|
тангенс угла торможения
|
0,75
|
-
|
-
|
tg?
|
|
коэффициент угла торможения
|
1
|
-
|
-
|
КОТС
|
|
расчет витков тормозной обмотки
|
расчетное при параллельной работе
|
-
|
5,2
|
W ВСН,ТОРМ= КОТС·I ВСН,нб•W 2,РАСЧ/
(I ВСН,ТОРМ· tg?)
|
|
|
расчетное для одиночной работы при кз на 27,5 кВ
|
-
|
6,8
|
-
|
W ВС,ТОРМ= КОТС·I ВС,нб•W 1,РАСЧ/
(I ВС,ТОРМ· tg?)
|
|
|
расчетное для одиночной работы при кз на 11 кВ
|
-
|
-
|
4,5
|
W ВН,ТОРМ= КОТС·I ВН,нб•W 2,РАСЧ/
(I ВН,ТОРМ· tg?)
|
|
|
принятое
|
-
|
7
|
-
|
W ТОРМ>=max(W ВСН,ТОРМ; W ВС,ТОРМ;
W ВН,ТОРМ)
|
|
расчет чувствительности защиты при 2-фазном кз на стороне 11 кВ в минимальном режиме при параллельной работе
|
расчетный ток кз, А
|
340
|
340
|
680
|
I В,min= I ВСН,min· КТОК, ?
I C,min= I ВСН,min· КТОК, ?
I H,min= I ВСН,min
|
|
|
ток плеча защиты, А
|
8.53
|
11.34
|
32.8
|
I В,РАБ=0,87·
I В,min·Ксх,В/Кi,В;
I C,РАБ=0,87·I C,min·(U В,max/U C,max)·Ксх,C/ Кi,
|
|
|
рабочая намагничивающая сила, А
|
451
|
-
|
F ВHC,РАБ= I В,РАБ•W ОСН+I C,РАБ· W У1
|
|
|
тормозная намагничивающая сила, А
|
-
|
79
|
-
|
FВСН,ТОРМ= I C,РАБ• W ТОРМ
|
|
|
рабочая намагничивающая сила срабатывания реле, А
|
120
|
-
|
-
|
FРАБ,СР(F ВHC,РАБ; FВСН,ТОРМ)
по кривой торможения реле
|
|
|
коэффициент чувствительности
|
-
|
-
|
3,8
|
К Ч,ВСН=F ВHC,РАБ/FРАБ,СР
|
|
одиночная работа
|
минимальные токи кз, А
|
-
|
740
|
560
|
I ВС,min; I ВН,min
|
|
|
коэффициент чувствительности
|
-
|
4.6
|
3.5
|
К Ч,ВС=0,87· I ВС,min/ I СЗ,min
К Ч,ВН=0,87· I ВН,min/ I СЗ,min
|
|
|
1.5 Расчет уставок дифференциальной защиты трансформатора
Суть расчета: обеспечить отстройку от внешних КЗ на шинах НН и СН в режиме максимума ЭС, и обеспечить требуемый коэффициент чувствительности для режима минимума ЭС при КЗ в зоне действия защит. В данных условиях рекомендуется применение реле ДЗТ-11, содержащего тормозную обмотку и обеспечивающую отстройку от внешних КЗ (рис. 4, рис. 5). Наиболее целесообразно включить тормозную обмотку на сумму токов плеч защиты сторон СН и НН. Увеличение числа витков тормозной обмотки улучшает отстройку от внешних КЗ, но ухудшает чувствительность защиты при параллельной работе.
Фактором, усложняющим расчет, является необходимость отстройки от бросков тока намагничивания. В отличие от реле РНТ, реле ДЗТ-11 плохо отстраивается от бросков тока намагничивания при включении ненагруженного трансформатора. Обычно увеличивают ток срабатывания защиты, что ведет к уменьшению чувствительности. Для достижения компромисса требуется более тщательный расчет отстройки от бросков тока намагничивания с учетом насыщения стержней магнитопровода, характеризуемого относительным сопротивлением X*в(1), В. Фрагмент расчета показан в табл. 6. Ниже приводятся некоторые пояснения к расчету.
1. Выбор номинальных первичных токов трансформаторов тока (ТТ) осуществляется с учетом максимальных рабочих токов сторон трансформатора. Схемы соединения ТТ выбираются таким образом, чтобы компенсировать фазовый сдвиг в 30 эл. градусов, характерный для линейных токов сторон с различной схемой соединения обмоток. Схема подключения обмоток реле ДЗТ-11 для рассматриваемого примера показаны на рис. 3. Коэффициенты токораспределения Кток, ?, Кток, ?, Кток, I, Кток, II учитывают неравенство токов КЗ в месте повреждения и токов в соответствующих обмотках трансформатора (см. рис. 2).
2. Коэффициент схемы Kсх вычисляется как отношение линейного тока (тока в плече защиты) к току во вторичной обмотке ТТ. В случае, если он имеет неодинаковые значения для различных плеч, то выбирается наибольший из тех, которые контролируются измерительными органами.
3. Расчет числа витков рабочей Wр и уравнительных WУ1, WУ2 обмоток производится в два этапа. На первом вначале определяется расчетное число витков основной стороны Wосн по условиям «тонкой» (Iсз, расч1) и «грубой» (Iсз, расч2) отстроек от броска тока намагничивания. Затем, по условию обеспечения равенства намагничивающих сил при номинальной нагрузке на стороне СН или НН, рассчитывается расчетное число витков W1расч для стороны СН и W2расч - для стороны НН. На втором этапе определяются витки рабочей и уравнительных обмоток реле, расчет которых зависит от схемы включения реле (см. рис. 3). В приведенной схеме на каждое плечо защиты включена только одна из рассматриваемых обмоток. Округление числа витков обмоток проводится таким образом, чтобы получить минимальное значение тока небаланса реле.
4. Расчет тормозной обмотки и определение коэффициента чувствительности производится для 3-х режимов. Первый - КЗ на стороне 10 кВ при параллельной работе на шины 27,5 кВ. Второй и третий при одиночной работе трансформатора при КЗ на стороне НН или СН.
5. При расчете тока небаланса реле токи внешних КЗ приводятся к стороне ВН трансформатора. Учитывается, что регулирование напряжения осуществляется только на стороне ВН.
6. Результирующий ток торможения при КЗ на стороне 10 кВ при параллельной работе вычисляется с учетом торможения токами сторон НН и СН и приводится к обмотке торможения стороны НН трансформатора. При расчете тормозной обмотки Wторм тангенс угла торможения tg?? при рабочей намагничивающей силе, превышающей 200 А равен 0,75. В противном случае необходимо определить tg?` по характеристикам торможения реле ДЗТ-11 исходя из значения максимальной намагничивающей силы расчетной обмотки Fраб, max.
7. Коэффициент чувствительности при параллельной работе трансформаторов определяется отношением намагничивающей силы при металлическом КЗ FВНС, раб к максимальной намагничивающей силе на границе срабатывания Fраб, ср. Последняя определяется по значениям FВНС, раб и намагничивающей силы тороможения FВНС, торм по тормозным характеристикам реле. В остальных режимах коэффициенты чувствительности равны отношению токов КЗ к току срабатывания защиты.
В результате первичного расчета, приведенного в табл. 6, получен крайне низкий коэффициент чувствительности(Кч,ВСН =1), увеличить его можно за счет увеличения рабочей и уменьшения тормозной намагничиваюшей силы. Этого можно добиться за счет увеличения коэффициентов трансформации высокой и средней обмоток. Вторичный расчет, проведенный после выбора соответствующи ...........
Страницы: [1] | 2 |
|