40
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: «ЭтЭЭм»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «Двигатель постоянного тока»
КП 14020365 637
Выполнил: Кузнецов К. И.
Проверил: Пашнин В.М.
Хабаровск
2007Введение
Почти вся электрическая энергия вырабатывается электрическими машинами. Но электрические машины могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.
При проектировании электрической машины приходится учитывать большое количество факторов, от которых зависят её эксплуатационные свойства, заводская себестоимость и надёжность в работе.
При проектировании выбор материалов, размеров активных и конструктивных частей машины должен быть технически и экономически обоснован. При этом следует использовать предшествующий опыт и ориентироваться на данные современных машин. Однако необходимо критически относиться к этим данным, выявить недостатки машин и найти способы их устранения.
Целью данной работы была разработка конструкции двигателя постоянного тока. За основу конструкции была принята машина постоянного тока серии 2П. Проектирование двигателя включает в себя выбор и расчёт размеров статора и ротора, обмоток, изоляции, конструктивных деталей, объединение их в конструктивные узлы и общую компоновку всех его частей.
Материалы, размеры и формы конструктивных деталей должны быть так выбраны и отдельные детали так объединены, чтобы двигатель по возможности наилучшим образом соответствовал своему назначению и был наиболее экономичным в работе и изготовлении.
1 Выбор и расчёт главных размеров двигателя
1.1 - предварительное значение КПД двигателя назначаем в зависимости от его мощности по [рис1.1]. Принимаем среднее значение ?н = 0,8.
1.2 Определяем предварительное значение номинального тока:
А
1.3 Ток якоря:
где значение коэффициента выбираем из табл.1.1., =0,08
А
1.4 Определяем электромагнитную мощность двигателя:
,
кВт
1.5 Диаметр якоря D можно принять равным высоте оси вращения:
Определяем наружный диаметр якоря DН, м:
,
.
1.6 - линейная нагрузка якоря по [рис1.3].
1.7 - магнитная индукция в воздушном зазоре по [рис1.4].
- расчетный коэффициент полюсного перекрытия по [рис1.5].
1.8 Определяем расчётную длину якоря:
,
м
1.9 Определяем отношение длины магнитопровода якоря к его диаметру:
,
.
полученное ? удовлетворяет условию
1.10 Принимаем число полюсов двигателя 2р = 4.
1.11 Находим полюсное деление:
.
1.12 Определяем расчётную ширину полюсного наконечника:
,
.
1.13 Действительная ширина полюсного наконечника при эксцентричном зазоре под главными полюсами
.
2 Выбор обмотки якоря
2.1 Т.к. ток якоря меньше 600 А, выбираем простую волновую обмотку
(2а = 2). Ток параллельной ветви равен:
,
.
2.2 Определяем предварительное общее число эффективных проводников обмотки якоря:
,
.
2.3 Крайние пределы чисел пазов якоря:
,
где t1 - зубцовый шаг, граничные значения которого зависят от высоты оси вращения.
Принимаем t1max = 0.02 м; t1min = 0.01 м. Тогда:
.
Ориентировочное число пазов якоря:
где отношение определяется по табл.2.1
=10
Зубцовый шаг:
2.4 Число эффективных проводников в пазу:
В симметричной двухслойной обмотке это число должно быть четным. Принимаем Nп=24, тогда число проводников в обмотке якоря определяется как .
2.5 Т.к. диаметр якоря меньше 200 мм, пазы якоря выполняем полузакрытыми овальной формы, зубцы с параллельными стенками. Выбор такой конструкции обусловлен тем, что обмотка якоря таких машин выполняется всыпной из эмалированных медных проводников круглого сечения, образующих мягкие секции, которые легко можно уложить в пазы через сравнительно узкие шлицы.
2.6 Выбор числа коллекторных пластин. Минимальное число коллекторных пластин К ограничивается допустимым значением напряжения между соседними коллекторными пластинами. Для серийных машин без компенсационной обмотки .
Минимальное значение К:
,
Принимаем коллекторное деление:
Максимальное значение К:
где - наружный диаметр коллектора
Число коллекторных пластин:
,
где - число элементарных пазов в одном реальном ( =3).
Данные полученные ранее записываем в таблицу:
|
un
|
К = un·Z
|
|
|
|
|
3
|
120
|
4
|
18
|
3.27
|
|
|
Уточнённое значение линейной нагрузки, А/м
,
,
где
2.7 Скорректированная длина якоря:
2.8 Наружный диаметр коллектора
2.9 Окружная скорость коллектора:
,
2.10 Коллекторное деление tk = 3.27 мм
2.11 Полный ток паза:
.
2.12 Предварительное значение плотности тока в обмотке якоря:
,
где - принимаем в зависимости от диаметра якоря по [рис 1.3].
.
2.13 Предварительное сечение эффективного провода:
,
Для обмоток якоря с полузакрытыми пазами из [табл.2.4] выбираем круглый провод марки ПЭТВ с сечением 0.883 мм2 , диаметром неизолированного провода 1.06 мм и диаметром изолированного провода 1.14 мм.
Число элементарных проводников .
3 Расчёт геометрии зубцовой зоны
3.1 Площадь поперечного сечения обмотки, уложенной в один полузакрытый паз:
где dИЗ = 1.14 мм - диаметр одного изолированного провода;
nЭЛ = 1 - число элементарных проводников в одном эффективном;
WС = 4 - число витков в секции;
un = 3 - число элементарных пазов в одном реальном;
КЗ = 0.7 - коэффициент заполнения паза изолированными проводниками.
Тогда:
3.2 Высоту паза предварительно выбираем по рис 3.1 в зависимости от диаметра якоря:
hП = 25 мм
Ширина шлица bШ должна быть больше суммы максимального диаметра изолированного проводника и двухсторонней толщины пазовой изоляции. Принимаем bШ = 2 мм.
Высоту шлица принимаем hШ = 0.6 мм.
3.3 Ширина зубца:
где BZ = 2 Тл- допустимое значение магнитной индукции в зубцах для частоты перемагничивания 50Гц и двигателя со степенью защиты IP22 и способом охлаждения ICO1;
КС = 0,95 - коэффициент заполнения пакета якоря сталью.
Тогда:
м
3.4 Большой радиус паза:
,
м
3.5 Меньший радиус паза:
,
м
3.6 Расстояние между центрами радиусов:
3.7 Минимальное сечение зубцов якоря:
3.8 Предварительное значение ЭДС:
ЕН = КД•UН
где КД = 0.9 - выбирается в зависимости от мощности двигателя по табл.1.1. Тогда:
ЕН = 0.9•440 = 396 В
3.9 Предварительное значение магнитного потока на полюс:
3.10 Индукция в сечении зубцов (сталь марки 2312):
Bz не удовлетворяет условию Bz ?2. В таком случае пересчитываем так, что бы выполнялось условие Bz ?2:
4 Расчёт обмотки якоря
4.1 Длина лобовой части витка при 2р = 4:
4.2 Средняя длина полувитка обмотки якоря:
lа ср = (lп + lл), м
где lп ? l? = 0.16 - длина якоря приближённая для машин без радиальной вентиляции, м
Тогда:
lа ср = 0.16+ 0.158= 0.318 м
4.3 Полная длина проводников обмотки якоря:
Lма = N?lа ср = 960?0.318= 305.28 м
4.4 Сопротивление обмотки якоря при температуре t = 20 ?С:
4.5 Сопротивление обмотки якоря при температуре t = 75 ?С:
Rda = 1.22Rа = 1.22?1.6 = 1.952 Ом
4.6 Масса меди обмотки якоря:
Мма = 8900?lа ср?N?q0 = 8900?0.318?960?0.83635?10-6 = 2.272 кг
4.7 Расчёт шагов обмотки. Шаг по коллектору для простой волновой обмотки:
Результирующий шаг Y = YК = 59
Первый частичный шаг:
где ? - дробное число, с помощью которого Y1 округляется до целого числа.
Тогда:
Второй частичный шаг:
Y2 = Y - Y1 = 59 - 30 = 29
5 Определение размеров магнитной цепи
5.1 Предварительное значение внутреннего диаметра якоря и диаметра вала:
5.2 Высота спинки якоря:
Магнитная индукция в спинке якоря:
где - площадь поперечного сечения спинки якоря;
Kc = 0,95;
Тогда
Bj не удовлетворяет условию . В таком случае делаем перерасчет внутреннего диаметра якоря Do:
5.3 Принимаем сталь марки 3411 толщиной 0.5 мм, у которой известно
Кс = 0.95; ?г = 1.2; bp = 0.07812 м
Ширина выступа полюсного наконечника равна
5.4 Ширина сердечника главного полюса:
5.5 Индукция в сердечнике:
5.6 Сечение станины:
где ВС = 1,3 - индукция в станине, Тл.
5.7 Длина станины:
lC = lг + 0.4D = 0.285 + 0.4?0,16 = 0.221 м
5.8 Высота станины:
5.9 Наружный диаметр станины:
5.10 Внутренний диаметр станины:
dC = DH - 2hC = 0.31 - 2?0.0278= 0.254 м
5.11 Высота главного полюса:
где ? = 0.015м - предварительное значение воздушного зазора по [рис 5.2.]
6 Расчётные сечения магнитной цепи
6.1 Сечение воздушного зазора:
S? = b??l? = 0.0781?0.285 = 0.0222 м2
6.2 Длина стали якоря:
6.3 Минимальное сечение зубцов якоря из п.3.7:
S=0.00665 м
6.4 Сечение спинки якоря:
Sj = lс.•hj = 0.27•0.0175 = 0.0473 м2
6.5 Сечение сердечников главных полюсов:
Sr = Kc•lr•br = 0.95•0.285•0.0469 = 0.0127 м2
6.6 Сечение станины из п. 5.6.:
SC = 0.00614 м2
7 Средние длины магнитных линий
7.1 Воздушный зазор ? = 0.015 м.
7.2 Коэффициент воздушного зазора, учитывающий наличие пазов овальной формы на якоре:
7.3 Расчётная длина воздушного зазора:
7.4 Зубцы якоря для пазов овальной формы:
7.5 Спинка якоря:
7.6 Сердечник главного полюса:
Lr = hr = 0.017 м
7.7 Воздушный зазор между главным полюсом и станиной:
LС.П. = 2lr·10-4+10-4 = 2·0.285·10-4+10-4 = 0.000157 м
7.8 Станина:
8 Индукция в расчётных сечениях магнитной цепи
8.1 Индукция в воздушном зазоре:
8.2 Индукция в сечении зубцов якоря:
8.3 Индукция в спинке якоря:
8.4 Индукция в сердечнике главного полюса:
8.5 Индукция в станине:
9 Магнитное напряжение отдельных участков магнитной цепи
9.1 Магнитное напряжение воздушного зазора:
9.2 Коэффициент вытеснения потока:
9.3 Магнитное напряжение зубцов якоря:
FZ = 2HZLZ = 2•38800·0.0242 = 1877.92 А
9.4 Магнитное напряжение спинки якоря:
Fj = HjLj = 1000·0.0451 = 45.1 А
9.5 Магнитное напряжение сердечника главного полюса:
Fr =2HrLr = 2•460·0.017 = 15.64 А
9.6 Магнитное напряжение воздушного зазора между главным полюсом и станиной:
FС.П = 1.6·Br·LС.П•106= 1.6·1.26·0.000157·106 = 316.512 А
9.7 Магнитное напряжение станины:
FС = HСLС = 550·0.1247 = 68.585 А
9.8 Суммарная МДС на пару полюсов:
F? = F? + FZ + Fj + Fr + FС.П + FC = 1456.77 + 1877.92 + 45.1+ 15.64 + +316.512+198.273 = 3780.527 А
9.9 МДС переходного слоя:
F?Zj = F? + FZ + Fj = 1456.77+1877.92+45.1 = 3379.79 A
Аналогично производится расчёт для потоков равных 0,5; 0,75; 0,9; 1,1; 1,15 от номинального значения. Результаты расчёта сведены в таблицу 1.
Таблица 1 - Расчёт характеристики намагничивания машины.
|
№
п/п
|
Расчётная
величина
|
Расчётная формула
|
Ед.
вел.
|
0,5Ф?Н
|
0,75Ф?Н
|
0,9Ф?Н
|
Ф?Н
|
1,1Ф?Н
|
1,15Ф?Н
|
|
1
|
ЭДС
|
Е
|
В
|
-
|
-
|
-
|
396
|
-
|
-
|
|
2
|
Магнитный
поток
|
|
Вб
|
0.00655
|
0.009975
|
0.01197
|
0.0133
|
0.01463
|
0.015295
|
|
3
|
Магнитная индукция в воздушном зазоре
|
|
Тл
|
0.3
|
0.45
|
0.54
|
0.6
|
0.66
|
0.69
|
|
4
|
МДС воздушного зазора
|
|
А
|
728.385
|
1092.578
|
1311.093
|
1456.77
|
1602.447
|
1675.286
|
|
5
|
Магнитная индукция в зубцах якоря
|
|
Тл
|
1
|
1.5
|
1.8
|
2
|
2.2
|
2.3
|
|
6
|
Напряженность
магнитного поля
|
НZ
|
|
240
|
1600
|
13400
|
38800
|
144000
|
224000
|
|
7
|
Магнитное напряжение зубцов
|
FZ = 2HZLZ
|
А
|
11.616
|
77.44
|
648.56
|
1877.92
|
6969.6
|
10841.6
|
|
8
|
Магнитная индукция в спинке якоря
|
|
Тл
|
0.7
|
1.05
|
1.26
|
1.4
|
1.54
|
1.61
|
|
9
|
Напряженность
магнитного поля
|
Нj
|
|
96
|
270
|
460
|
1000
|
2200
|
3600
|
|
10
|
Магнитное напряжение в спинке якоря
|
Fj = Hj Lj
|
А
|
4.3296
|
12.177
|
20.746
|
45.1
|
99.22
|
162.36
|
|
11
|
Магнитный поток
главного полюса
|
Фr = ?гФ?
|
Вб
|
0.00798
|
0.01197
|
0.014364
|
0.01596
|
0.017556
|
0.018354
|
|
12
|
Магнитная индукция в серд. глав. полюса
|
|
Тл
|
0.63
|
0.95
|
1.13
|
1.26
|
1.39
|
1.45
|
|
13
|
Напряжённость
магнитного поля
|
Нr
|
|
89
|
215
|
330
|
460
|
940
|
1300
|
|
14
|
Магнитное напряжение серд. глав. полюса
|
Fr = 2HrLr
|
А
|
3.026
|
7.31
|
11.22
|
15.64
|
31.96
|
44.2
|
|
15
|
Магнитная индук.
в возд. зазоре между гл. пол. и стан.
|
ВС.П = Вr
|
Тл
|
0.63
|
0.95
|
1.13
|
1.26
|
1.39
|
1.45
|
|
16
|
Магнитное напряж.
возд. зазора между гл. полюсом и стан.
|
FС.П = =1.6·106·Br·LС.П
|
А
|
158.256
|
237.384
|
284.8608
|
316.512
|
348.1632
|
364
|
|
17
|
Магнитная индукция в станине
|
|
Тл
|
0.65
|
0.98
|
1.17
|
1.3
|
1.43
|
1.5
|
|
18
|
Напряжённость
магнитного поля
|
НС
|
|
91
|
230
|
370
|
550
|
1180
|
1600
|
|
19
|
Магнитное напряжение станины
|
FС = HСLС
|
А
|
11.3477
|
28.681
|
46.139
|
68.585
|
147.146
|
199.52
|
|
20
|
Сумма магн. напряж. всех участков магнит. цепи
|
F? = F? + FZ + Fj + Fr + +FС.П + FC
|
А
|
916.9603
|
1455.57
|
2322.619
|
3780.527
|
9198.5362
|
13286.95
|
|
21
|
Сумма магн. напряжений участков переходного слоя
|
F?Zj = F? + FZ + Fj
|
А
|
744.3306
|
1182.195
|
1980.399
|
3379.79
|
8671.267
|
12679.25
|
|
|
По данным таблицы строятся характеристика намагничивания
B?=f (F?)и переходная характеристика B?=f (F?Zi)
Рисунок 1. Характеристика намагничивания и переходная характеристика
10 Расчёт параллельной обмотки возбуждения
10.1 Размагничивающее действие реакции якоря:
Fqd = 180 А.
10.2 Необходимая МДС параллельной обмотки:
FВ = F? + Fqd = 3780.527 + 180 = 3960.527 А
10.3 Средняя длина витка катушки параллельной обмотки:
lср.в. = 2(lr + br) + ?(bКТ.В + 2?ИЗ), м
где bКТ.В = 0.03 - ширина катушки, м;
?ИЗ = 0.75?10-3 - толщина изоляции, м.
Тогда:
lср.в. = 2(0.285 + 0.0469) + 3.14(0.03 + 2?0.75?10-3) = 0.67 м
10.4 Сечение меди параллельной обмотки:
где КЗ.В = 1.1 - коэффициент запаса;
m = 1.22 - коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления меди при увеличении температуры до 75?С.
Тогда:
Окончательно принимаем стандартный круглый медный провод марки ПЭТВ с сечением qВ = 0.283 мм2, диаметром без изоляции d = 0.6 мм и диаметром с изоляцией dИЗ = 0.655 мм.
10.5 Номинальная плотность тока принимается:
JВ = 4.45?106 А/м2
10.6 Число витков на пару полюсов:
10.7 Номинальный ток возбуждения:
10.8 Полная длина обмотки:
LB = p?lСР.В?WB = 2?0.67?3145 = 4214.3 м
10.9 Сопротивление обмотки возбуждения при температуре ?=20?С:
10.10 Сопротивление обмотки возбуждения при температуре ?=75?С:
RB75 = m?RB20 = 1.22?261.25 = 318.73 Ом
10.11 Масса меди параллельной обмотки:
mм.в. = 8.9?lв.ср.?Wв?qв?103 = 8.9?0.67?3145?0.283?10-6?103 = 5.307 кг
11 Коллектор и щётки
11.1 Ширина нейтральной зоны:
bН.З = ?- bР = 0.126 - 0.0781 = 0.0479 м
11.2 Ширина щётки для простой волновой обмотки:
bЩ = 3.5tК = 3.5?0.00327 = 0.0115 м
Окончательно принимаем стандартную ширину щётки: bЩ = 0.0125 м. Длина щётки lЩ = 0.025 м.
11.3 Поверхность соприкосновения щётки с коллектором:
SЩ = bЩ?lЩ = 0.0125?0.025 = 0.0003125 м2
11.4 При допустимой плотности тока JЩ = 11?104 ,А/м2, число щёток на болт:
Окончательно принимаем NЩ = 1.
11.5 Поверхность соприкосновения всех щёток с коллектором:
?SЩ = 2р?NЩ?SЩ = 4?1?0.0003125 = 0.00125 м2
11.6 Плотность тока под щётками:
11.7 Активная длина коллектора:
lК = NЩ(lЩ + 8?10-3) + 10?10-3 = 1(0.025 + 8?10-3) + 10-2 = 0.043 м
12 Потери и КПД
12.1 Электрические потери в обмотке якоря:
Рmа = I2Rda = 16.7272?1.952 = 546.16 Вт
12.2 Электрические потери в параллельной обмотке возбуждения:
РМ.В = I2ВН?RВ75 = 1.2592?318.73= 505.21 Вт
12.3 Электрические потери в переходном контакте щёток на коллекторе:
РЭ.Щ = I?2?UЩ, Вт
где 2?UЩ = 2 - потери напряжения в переходных контактах, В.
Тогда:
РЭ.Щ = 16.727?2 = 33.454 Вт
12.4 Потери на трение щёток о коллектор:
РТ.Щ = ?SЩ?РЩ?f?VК, Вт
где РЩ = 3?104 Па - давление на щётку;
f = 0.2 - коэффициент трения щётки.
Тогда:
РТ.Щ = 0.00125?3?104?0.2?14.392 = 107.94 Вт
12.5 Потери в подшипниках и на вентиляцию определим по рис.13.1.:
РТ.П + РВЕНТ. = 105 Вт.
12.6 Масса стали ярма якоря:
12.7 Условная масса стали зубцов якоря с овальными пазами:
12.8 Магнитные потери в ярме якоря:
Pj = mj?Pj, Вт
где Pj - удельные потери в ярме якоря, Вт/кг:
где Р1.0/50 = 1.75 - удельные потери в стали для В = 1.0 Тл и f=50 Гц, Вт/кг;
f = - частота перемагничивания, Гц;
? = 2.
Тогда удельные потери:
Общие магнитные потери в ярме якоря:
Pj = 83.553?16.97 = 1417.89 Вт
12.9 Магнитные потери в зубцах якоря:
PZ = mZ?PZ, Вт
где - удельные потери, Вт/кг.
Тогда общие магнитные потери в зубцах якоря:
PZ = 7.14?34.63 = 247.26 Вт
12.10 Добавочные потери:
12.11 Сумма потерь:
?Р = Рmа + РМ.В + РЭ.Щ + РТ.Щ + (РТ.П + РВЕНТ.) + Pj + PZ + РДОБ =
= 546.16 + 505.21 + 33.454 + 107.94 + 105 + 1417.89 + 247.26 + 96.37 = 3059.284 Вт
12.12 КПД двигателя:
Рисунок 2.Электрическая машина постоянного тока.
1 - пробка винтовая; 2 - крышка; 3 - лабиринт: 4 - масленка; 5 - подшипник; 6 - лабиринт; 7 - траверса; 8 - щит подшипниковый; 9 - коллектор; 10 - станина; 11 - якорь; 12 - винт грузовой; 13 - вентилятор; 14 - щит подшипниковый; 15 - лабиринт; 16 - подшипник; 17 - лабиринт; 18 - вал; 19 - полюс добавочный; 20 - полюс главный; 21 - конденсатор; 22 - коробка выводов; 23 - болт для заземления.
Заключение
Проектирование электрической машины представляет собой сложную задачу. Для её разрешения требуются глубокие теоретические знания, многие опытные данные и достаточно подробные сведения о назначении машины и условия, в которых она будет работать.
В результате расчёта был спроектирован двигатель на заданную мощность. Был произведен выбор и расчет размеров статора и ротора, обмоток, изоляции, конструктивных деталей.
Список литературы
1. Пашнин В. М. Электрические машины: Методические указания к курсовому проекту. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. - 40 с.: ил.
2. Сергеев П. С. и др. Проектирование электрических машин. Изд. 3-е, переработ. и доп. М., “Энергия”, 1969.
3. Копылов И. П. Проектирование электрических машин: Учеб. пособие для вузов. - М.: Энергия, 1980. - 496 с., ил.
|