Российская Федерация
Министерство путей сообщения
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения МПС России»
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»
Д. Савватеева
студент группы 745
Деятельность авиакомпании Аэрофлот
Реферат
по курсу «Транспортное обеспечение в СКСиТ»
Руководитель: ксн, доцент О.Г. Злобина
Хабаровск
2007
Оглавление
Введение 3
1. История создания авиакомпании 4
2. История флота 7
3. Аэрофлот сегодня 9
4. Флот авиакомпании Аэрофлот 11
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Введение
Авиакомпания -- термин, определяющий организацию, которая производит пассажирские или грузовые воздушные перевозки. Наиболее известным примером авиакомпании в России является Аэрофлот, который базируется в московском аэропорту Шереметьево.
ОАО «Аэрофломт -- россимйские авиалимнии» (ММВБ:AFLT, РТС: AFLT) -- крупнейшая российская авиакомпания, национальный авиаперевозчик. Штаб-квартира -- в Москве.
Основана 15 июля 1923 года, когда Совет труда и обороны РСФСР принял постановление «Oб организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Название «Аэрофлот» было закреплено за гражданской авиацией СССР 25 февраля 1932 года.
«Аэрофлот» -- член Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
Базовый аэропорт авиакомпании -- московское Шереметьево (терминалы 1 и 2). К 2007 году намечено окончание строительства нового собственного международного терминала «Аэрофлота» Шереметьево.
1. История создания авиакомпании
Вскоре после окончания Гражданской войны в европейской части России, в 1921 новое Советское правительство приняло постановление «Oб организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». 1 мая 1922 года открылись полёты по первой международной авиалинии Москва-Кёнигсберг-Берлин. 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва-Нижний Новгород.
17 марта 1923 было создано Российское общество Добровольного воздушного флота -- «Добролёт» для внутренних и международных перевозок пассажиров, почты и других работ. Парк первых самолётов состоял из немецких «Фоккеров». «Добролет» являлся акционерным обществом. На средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое производство пассажирских самолётов в СССР. Начиная с 1935 и до начала 90-х Аэрофлот эксплуатировал воздушные лайнеры исключительно отечественного производства.
25 февраля 1932 года на базе «Добролёта» было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации страны -- Аэрофлот. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991.
Плакат, призывающий граждан скупать акциии «Добролёта»
Ильюшин Ил-96-300 -- флагман «Аэрофлота»
Для советского человека слова «авиация» и «Аэрофлот» были по сути равнозначными, так как никаких других авиаперевозчиков в стране не существовало. Это обстоятельство добавляло иронии в главный рекламный слоган авиакомпании: «Летайте самолётами Аэрофлота!». Никакими другими самолётами рядовой советский гражданин летать не мог физически.
«Летайте самолётами Аэрофлота!»
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот -- советские авиалинии». В 1976 Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров. В основном Аэрофлот выполнял рейсы по Советскому Союзу, но маршрутная сеть компании охватывала 5 из 6 континентов: Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 70-х многие трансатлантические рейсы Аэрофлота выполнялись через аэропорт Шеннона в Ирландии, так как это был единственный в Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолёты и не находившийся на территории НАТО. В 1989 Аэрофлот вступил в IATA.
Самолёт Аэробус А319 авиакомпании Аэрофлот
Кроме пассажирских перевозок «Аэрофлот» выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав «Аэрофлота» входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжёлых грузов для советской космической программы, обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, исследование природных ресурсов; транспортировка военных грузов и личного состава; исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдалённых областей и другие авиационные работы. Помимо пассажирских лайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолётов и грузовых самолётов. Самолёты Аэрофлота перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.
15 сентября 1983 специальным указом Рональда Рейгана Аэрофлоту было запрещено выполнять рейсы в/из США. Это было связано с инцидентом, когда над территорией СССР был сбит корейский «Боинг», произошедшим двумя неделями ранее. Советские самолёты не приземлялись в Соединённых Штатах до 2 августа 1990.
Боинг 767--300
В начале 90-х Аэрофлот был снова реструктурирован, при этом большую автономию получали отдельные авиаотряды. Это обстоятельство и распад Советского Союза привели к тому, что в 1992 крупнейшая в мире (и в истории) авиакомпания, к концу 80-х перевозившая до 130 миллионов пассажиров, распалась на более чем 300 отдельных авиакомпаний. Некоторые из этих компаний были настолько малы, что их парк не превышал 1-2 самолётов.
В 1994 «Аэрофлот» был реорганизован в акционерное общество и подвергся частичной приватизации. 51 % акций остался за государством. В 90-х авиакомпания по большей части занималась международными перевозками, но по мере того, как мелкие авиакомпании, отколовшиеся от «Аэрофлота», прекращали свою деятельность в регионах, «Аэрофлот» постепенно расширял свою внутрироссийскую маршрутную сеть.
Во второй половине 90-х в «Аэрофлоте» разразился скандал, связанный с присвоением свободных валютных средств авиакомпании в размере 252 миллионов долларов швейцарской фирмой «Андава», основными акционерами которой являлись топ-менеджеры «Аэрофлота» и Борис Березовский. По версии Генеральной прокуратуры, бывшее руководство «Аэрофлота», «введя в заблуждение» генерального директора авиакомпании Евгения Шапошникова, убедило его перевести эти средства на счёт указанной компании. В марте 2004 был вынесен приговор. Подсудимые получили от полутора до 3 лет лишения свободы и были освобождены от отбытия наказания за истечением срока давности и по амнистии. Однако приговор не устроил ни одну из сторон, и через 2 месяца Московский городской суд направил дело на новое рассмотрение.
2. История флота
В советское время почти все самолёты, летавшие в Аэрофлоте производились в СССР. Фактически, все гражданские (и некоторые военные) воздушные суда, работавшие в Советском Союзе, летали под флагом Аэрофлота. Таким образом, Аэрофлот являлся авиакомпанией с самым крупным в мире флотом, включавшим любые типы воздушных судов.
В течение 40-х и начала 50-х основным самолётом в Аэрофлоте был Лисунов Ли-2, советская копия американского двухмоторного самолёта DC-3. Ли-2 производился в СССР по лицензии с 1939.
Позже, Ли-2 постепенно заменялись самолётами Ил-12, запущенными в эксплуатацию в 1947 и Ил-14 (1954). Аэрофлот также активно эксплуатировал бипланы Ан-2. Универсальность этого самого массового в мире биплана позволяла использовать его как для пассажирских, так и для грузовых и почтовых рейсов. Самолёты Ан-2 оставались в Аэрофлоте до 80-х.
15 сентября 1956 Аэрофлот начал эксплуатацию первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. Ту-104 начал работу в Аэрофлоте с маршрута Москва-Иркутск. Первый международный рейс был выполнен по маршруту Москва-Прага.
Ту-114, первоначально использовавшийся для перевозки руководства страны, поступил в эксплуатацию Аэрофлота 1961. Самолёт использовался на самых протяжённых линиях: из Москвы в Хабаровск, Токио, Гавану. Рейс Москва-Гавана на тот момент был самым протяжённым в мире.
В 1962 началась эксплуатация Ту-124, уменьшенной версии Ту-104, на внутрисоюзных линиях и рейсах в Европу. В 1967 эти самолеты заменил Ту-134. Последние модификации Ту-134 до сих пор летают в Аэрофлоте.
В 1967 поступил в эксплуатацию дальнемагистральный самолёт Ил-62. 15 сентября на нем начались регулярные рейсы из Москвы в Монреаль.
В 1972 началась эпоха Ту-154. Всего этих самолётов было построено больше тысячи. Он стал самым популярным пассажирским самолётом в СССР и авиакомпаниях стран социалистического содружества. В авиакомпаниях СНГ Ту-154 по-прежнему является таковым.
Ту-144 Аэрофлота в музее
1 ноября 1977 Аэрофлот начал использование первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144 на линии Москва -- Алма-Ата. Год спустя самолёт был снят с полётов, выполнив всего 55 рейсов.
В 1980 началась эксплуатация первого советского широкофюзеляжного самолёта Ил-86. В наше время эти самолеты используются Аэрофлотом только на чартерных рейсах.
В 1993 началась эксплуатация Ил-96-300 на линии Москва -- Нью-Йорк.
В 1992 Аэрофлот впервые с 50-х стал использовать западную технику. Первым импортным самолётом стал А310. В 1994 Аэрофлот приобрёл несколько Боингов 767. С тех пор Аэрофлот использовал самолёты семейства А320, Боинг 737 а также грузовую версию ДС-10.
В 1998 Аэрофлотом в операционный лизинг сроком на 6 лет были приобретены два Боинга 777--200. В 2006 заказаны 3 новых Боинга 767.
В ноябре 2006 руководство авиакомпании заявило, что предварительный заказ Аэрофлота на 22 Боинга 787, заключённый ранее, аннулирован, так как от Правительства России в нужный срок не поступило необходимой директивы на покупку самолетов.[1] Наиболее вероятным кандидатом на обновление парка дальнемагистральных самолётов авиакомпании является Аэробус со своим А350.
3. Аэрофлот сегодня
|
«Аэрофлот -- российские авиалинии»
|
|
ИАТА SU
|
ИКАО AFL
|
Позывной Aeroflot
|
|
Дата основания
|
15 июля 1923
|
|
Порт приписки
|
Шереметьево
|
|
Основные пункты назначения
|
Санкт-Петербург
Ростов-на-Дону
Франкфурт-на-Майне
|
|
Альянс
|
SkyTeam Alliance
|
|
Размер флота
|
117 (26-й
|
|
Количество пунктов назначения
|
87
|
|
Штаб-квартира
|
Москва, Россия
|
|
Руководитель
|
Валерий Окулов (генеральный директор)
|
|
|
В 2000 «Аэрофлот» пригласил группу британских консультантов с целью произвести т. н. «ребрендинг» -- смену имиджа. Работа над этим продолжалась довольно долго. Наконец, в 2003 «Аэрофлот» представил новый вариант раскраски своих самолётов и униформы для экипажа. Была запущена крупная рекламная акция.
Туполев Ту-154
Отдельного упоминания заслуживает символика «Аэрофлота». Крылатый серп и молот, бывший неотъемлемым символом авиакомпании с момента её основания, не устраивал команду, занимавшуюся ребрендингом. Более того, неофициально считалось, что клиентам из Западных стран будет «неуютно» пользоваться авиакомпанией, чья символика напоминает им о Советской эпохе. Но опыт показал, что серп и молот, является самым узнаваемым символом компании[Источник?], и его было решено оставить. А на пассажирообороте это никак не отразилось.
«Аэрофлот» провёл также модернизацию своего флота западного производства. Было приобретено 18 самолётов серии А320 для выполнения рейсов по Европе и 11 Боингов 767 для дальнемагистральных рейсов. К 2004 общий размер флота авиакомпании превысил 100 самолётов.
Добившись стабильности на рынке зарубежных перевозок, весной 2004 «Аэрофлот» приступил к активной экспансии на рынок внутренних авиалиний, где лидерство удерживает авиакомпания «Сибирь» (S7). В планы «Аэрофлота» входит подчинить себе 30 % рынка к 2010. В 2006 это значение равно 9 %. Одним из первых шагов на этом пути стала покупка авиакомпании «Архангельские воздушные линии» и превращение ее в дочернее предприятие «Аэрофлот-Норд». В ноябре 2006 стало известно о планах «Аэрофлота» поглотить дальневосточные авиакомпании Дальавиа и САТ.
14 апреля 2006 «Аэрофлот» вступил в альянс SkyTeam. Авиакомпания готовит к запуску собственный терминал в своём базовом аэропорту Шереметьево.
Собственники и руководство
51,17 % акций принадлежит государству (в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), 40,55 % -- в собственности юридических лиц (в том числе около 30 % контролирует Национальная резервная корпорация (НРК)), 8,28 % -- принадлежит физическим лицам.
Генеральный директор компании -- Валерий Окулов.
4. Флот авиакомпании Аэрофлот
«Аэрофлот» является крупнейшим заказчиком SSJ и крупнейшим оператором западной авиатехники в СНГ.
«Аэрофлот» располагает самым крупным воздушным флотом в СНГ, состоящим из 117 самолётов, 102 из которых используются, 14 простаивают и 1 сдан в аренду. Заказан 51 новый самолёт. В январе 2007 все самолёты Ил-86 были выведены из эксплуатации.
|
Самолёт
|
Количество
|
Число мест
|
Примечания
|
|
Airbus A319-100
|
8
|
124
|
|
|
Airbus A320-200
|
10
|
150
|
+3 заказаны
|
|
Airbus A321-200
|
7
|
185
|
+4 заказаны
|
|
Антонов Ан-24/26
|
6
|
52
|
3 самолёта простаивают
|
|
Boeing 767-300
|
11
|
350
|
+3 заказаны
|
|
Ильюшин Ил-62
|
7
|
186
|
Простаивают
|
|
Ильюшин Ил-86
|
12
|
350
|
Выведены из эксплуатации
|
|
Ильюшин Ил-96-300
|
6
|
300
|
+6 заказаны
|
|
SSJ-95
|
|
95
|
+30 заказаны
|
|
Туполев Ту-134
|
13
|
96
|
|
|
Туполев Ту-154
|
29
|
180
|
1 самолёт простаивает
|
|
Яковлев Як-40
|
2
|
32
|
|
|
Ильюшин Ил-76
|
2
|
Грузовой
|
|
|
ДС-10-30Ф
|
4
|
Грузовой
|
|
|
МД-11Ф
|
|
Грузовой
|
+4 заказаны
|
|
|
Деятельность компании Аэрофлот
«Аэрофлот» -- рекордсмен по количеству завоеванных премий «Крылья России»
Авиакомпания «Аэрофлот» занимает среди российских авиаперевозчиков первое место по международным перевозкам и второе по внутрироссийским после авиакомпании S7. В 2005 «Аэрофлот» перевёз 6,7 млн. пассажиров (в 2004 -- 6,9 млн.). Выручка по МСФО в 2005 году составила -- $2220,026 млн., чистая прибыль -- $213,083 млн. В 2006 году авиакомпания перевезла 7,29 млн. пассажиров (с дочерними компаниями -- 8,75 млн.) и 145,3 тыс. тонн почты и грузов. Общая численность персонала компании на конец 2006 года -- 14,3 тыс. человек.
Важную долю в доходах «Аэрофлота» занимают платежи иностранных авиакомпаний за пролёт их самолётов над территорией России (указанные платежи не делятся между всеми авиакомпаниями России, а поступают в «карман» одного «Аэрофлота»). По словам заместителя генерального директора «Аэрофлота» по корпоративному и стратегическому развитию Сергея Харитонова, в год компания получает от них $110-120 млн.[2] Платежи за пролёт поступают в бюджет «Аэрофлота» ещё с 70-х годов XX века и, как ожидается, могут быть отменены к 2013 в рамках вступления России в ВТО (Россия -- единственная страна в мире, которая взимает такие платежи)[3].
Маршрутная сеть
В зимний период 2005/2006 «Аэрофлот» выполняет рейсы в 45 стран мира, в том числе шесть стран СНГ, осуществляет посадки в 82 пунктах, из них 56 пунктов за рубежом, 8 пунктов в странах СНГ и 23 пункта в России.
К пунктам назначения «Аэрофлота» относятся города: Амман, Амстердам, Анапа, Анкара, Анталия, Архангельск, Астрахань, Афины, Баку, Бангкок, Барнаул, Барселона, Бейрут, Белгород, Белград, Берлин, Бишкек, Братислава, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Варшава, Вашингтон, Вена, Венеция, Вильнюс, Владивосток, Волгоград, Гавана, Гамбург, Ганновер, Гонконг, Дамаск, Дели, Днепропетровск, Дубай, Дюссельдорф, Екатеринбург, Ереван, Женева, Загреб, Иркутск, Каир, Калининград, Карловы Вары, Кемерово, Киев, Копенгаген, Краснодар, Красноярск, Ларнака, Лондон, Лос-Анджелес, Луанда, Любляна, Минеральные воды, Магадан, Магнитогорск, Мадрид, Малага, Милан, Минск, Москва, Мумбай, Мурманск, Мюнхен, Нарьян-Мар, Нижневартовск, Нижний Новгород, Ницца, Новосибирск, Нью-Йорк, Омск, Осло, Париж, Пекин, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Прага, Рига, Рим, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самара, Сеул, Симферополь, Сиэтл, София, Сочи, Стамбул, Стокгольм, Таллин, Ташкент, Тбилиси, Тегеран, Тель-Авив, Токио, Торонто, Тюмень, Улан-Батор, Уфа, Франкфурт-на-Майне, Хабаровск, Ханой, Хельсинки, Цюрих, Челябинск, Шанхай, Южно-Сахалинск.
Прочие факты
«Аэрофлот» не раз страдал от политики Холодной войны. Авиакомпания начала полёты в США в 1968, с тех пор полёты по решению высшего руководства США прекращались трижды: в 1979 в ответ на вторжение СССР в Афганистан; в 1981 в ответ на действия СССР в Польше; в 1983 в ответ на уничтожение корейского Боинга над Курилами. В последнем случае полеты прекратились на 7 лет.
Супруга президента России Владимира Путина Людмила в молодости работала стюардессой в Ленинградском объединённом авиаотряде.
«Аэрофлот» фигурирует в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» и «Превосходство Борна».
Жизнь и работа советских лётчиков показывается в отечественных фильмах:
· Экипаж
· Мимино
Размах крыльев
27 февраля 2005 Ту-154, принадлежащий «Аэрофлоту», «случайно» совершил посадку на рулёжную дорожку в аэропорту Барселоны. Рулёжка находится в 250 метрах от ВПП и сама является бывшей ВПП.
Дочерние авиапредприятия:
· «Аэрофлот-Норд»
· «Аэрофлот-Дон»
Заключение
Одна из лучших авиакомпаний России - это авиакомпания Аэрофлот. Ежегодно большое количество людей пользуются услугами этой авиакомпании. Является одной из самых надежных и комфортабельных авиакомпаний. В 2005 году авиакомпания Аэрофлот улучшило свое сервисное обслуживание, ввели новую униформу бортпроводников. Благодаря этим новшествам повысился спрос на авиакомпанию, увеличилось количество пассажиров. Были введены дополнительные рейсы не только зарубежом, но и по России.
Аэрофлот располагает большой парковой зоной и большим количеством авиалайнеров. Благодаря тому, что авиакомпания занимается большим количеством пассажирских перевозок и грузоперевозок, помимо этого так же на их долю приходится большое количество чартерных рейсов. Все это помогает повысить пассажиропоток и получать дополнительные денежные средства и развиваться в дальнейшем. Air Line - это воздушные авиалинии, куда входят многие российские авиакомпании и в том числе Аэрофлот.
|