2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Группа 3.4 (11 «Г»)
Тема: Россия в начале XX века до образования Третьеиюньской монархии.
7.12.2009
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: Полуянова С.В. _______________
Групповой руководитель: Магсумов. Т.А. _______________
Оценка за урок _______________
Набережные Челны, 2009 г.
Литература, использованная по теме:
1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 368 с., 16 л. ил., карт.
2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)
7.12.2009
Урок № 5: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел II. Россия на пороге XX в.
Тема: Россия в начале XX века до образования Третьеиюньской монархии.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Вид урока: Урок - Беседа
Цель урока:
1. Познавательная, образовательная цель - повторить основные события произошедшие в период начала царствования Николая II по события роспуска II Государственной Думы.
2. Развивающая цель - содействовать учащимся в понимании хода истории вышеобозначенного периода, логической связки и закреплении пройденных ранее уроков.
3. Воспитывающая цель - формирование у учащихся ценностных отношений к истории, к жизни общества, прогрессу. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности терпимости и права на существование различных точек зрения, толерантности.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: лента времени, модули тем; классная доска, мел, указка, влажная тряпка.
Вид доски на уроке
|
5 ноября 2009 Тема Дом. Задание
План
1. Основные тенденции развития экономики. Промышленный подъем (Юг - угольно металлургический, Баку - нефтяной). Интенсивное железнодорожное строительство (окраины, Транссиб). Концентрация производства и образование монополий картели и синдикаты.
2. Буржуазия зависела от госзаказов, склонна к компромиссам. Инвестиции запада. Отсталость сельского хозяйства, нищета, общинный уклад, отработочная система. Отсутствие среднего класса.
3. 1900 начинается спад производства. Предприятия закрывались, рабочие оказывались ненужными. Инвестиции из за революции иссякли.
4. 1909 - 1913 промышленный подъем. Военные заказы. Образование трестов и концернов.
5. 1894 - начало царствования Николая II и «защита устоев». Усиление власти чиновников, чрезвычайные полномочия, создание органов политического сыска. Поддержка помещиков средствами Дворянского Банка. Денежная реформа Витте в интересах буржуазии. В крестьянском вопросе победила группировка Плеве - поддерживать общину, усиливать надзор за деревней.
6. «Зубатовщина» как попытка решить рабочий вопрос.
7. Внешняя политика России. Тройственный Союз и Антанта. Русско - Японская война 26 января 1905 - август 1905 Портсмутский мир.
8. Общественные движения - Рабочие волнения «Долой самодержавие», крестьянские волнения, образование партии эсеров, становление социал - демократии, земское движение и интеллигенция, «Союз освобождения».
9. Революция. «Новый курс Святополк - Мирского», Гапоновщина, «Кровавое воскресение». Начало революции. Революционное лето - волнения в городах, сельской местности в армии и на флоте. Всероссийская политическая забастовка. Манифест 17 октября. Октябристы. Кадеты. Черносотенцы. Московское восстание. Всплеск крестьянских волнений весной 1906, Карательные акции на Транссибе, проект Кутлера об отчуждении земли за вознаграждение. I Государственная Дума. Революция идет на спад. Новый премьер П. А. Столыпин. II Государственная Дума и переворот.
|
|
|
Основные понятия:
Военно-полевые суды, эсеры-максималисты, экспроприации,
Основные даты:
9 июля 1906 - роспуск первой думы. Выборгское воззвание.
20 февраля 1907 - открытие II Государственной Думы.
3 Июня 1907 - манифест изменивший порядок выборов, переворот, так как издано без одобрения Думой.
Основные персоналии: П. А. Столыпин, Ф. А. Головин.
План урока:
1. Лента времени.
2. Модули пройденных тем.
Домашнее задание: §16, 17, 18 ознакомиться для изучения новой темы.
Ход урока:
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
I. Организационный момент
|
Учитель приветствует учеников.
|
Ученики приветствуют учителя.
|
|
II. Проверка домашнего задания.
|
Откройте пожалуйста тетради а я пройду посмотрю как вы выполнили контрольное задание «Ленту времени».
Отмечаю хорошие работы, делаю замечания по недостаткам. В конце урока все сдайте пожалуйста тетради на проверку, выставлю отметку как за Ленту времени так и за общее ведение тетрадей на уроках истории.
|
Открывают тетради, отвечают на вопросы по датам и заодно повторяют для работы по датам на уроке истории.
|
|
III. Повторение изученных тем, закрепление и освежение остаточных знаний.
|
Записываем в тетради число. И мы начинаем работу согласно плану. Совместно заполняем Ленту времени и вспоминаем что же мы проходили на предыдущих уроках и я готов отвечать на ваши вопросы для восполнения пробелов знаний.
Проделываем эту работу совместно а также рисую схемы в виде модулей объединяющих блоки тем по направлениям:
- внутренняя политика в начале XX века;
- Русско - Японская война;
- Революция.
|
Учащиеся предлагают в соответствии с их Лентой времени заполнить совместную Ленту на классной доске, аргументируя и поясняя даты, их степень значимости для истории. Вместе с учителем помогают раскрытие модулей, предлагая свой план и алгоритм изучения темы, способ лучшей структуры для запоминания.
|
|
IV. Закрепление изученного материала
|
Таким образом, применяя ленту времени на практике, мы можем упорядочить в алгоритм, освежить в памяти даты и события значимые для истории России.
|
Цель урока достигнута в случае наличия Ленты времени у каждого учащегося.
|
|
V. Подведение итогов урока.
|
§16, 17, 18 ознакомиться для изучения новой темы.
|
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
Студент практикант_______________________________
Учитель истории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________
|