2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Группа 3.4 (11 «Г»)
Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны.
10.12.2009
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________
Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________
Оценка за урок _______________
Набережные Челны, 2009 г.
Литература, использованная по теме:
1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 368 с., 16 л. ил., карт.
2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)
10.12.2009
Урок № 8: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел III. Накануне краха.
Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок - Лекция.
Цель урока:
1. Познавательная, образовательная цель - сформировать основные представления у учащихся о положении дел в Европе, в частности на Балканском полуострове; рассказать о причинах конфликта и оформления военно-политических блоков, целей и задач стоящих перед странами-участниками конфликта.
2. Развивающая цель - содействовать учащимся в понимании сложной геополитической обстановки в Европе, при которых война не могла не начаться.
3. Воспитывающая цель - формирование у учащихся чувства долга, гражданственности и защиты Родины от врагов.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: политическая карта Европы, таблица геополитических интересов стран участников конфликта; классная доска, мел, указка.
Вид доски на уроке
|
10 декабря 2009 Тема Дом. Задание
План
политическая карта Европы
таблица геополитических интересов стран участников конфликта
|
|
|
Основные понятия:
Тройственный Союз, Антанта, концессии, аннексия.
Основные даты:
1904 - Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке.
1907 - Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты.
1908 - аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.
1912 - союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. I Балканская война.
1913 - II Балканская война. Сербия и Греция против Болгарии.
15 июня 1914 - убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд.
15 июля 1914 - объявление войны Австро-Венгрией Сербии, начало первой мировой войны.
Основные персоналии: эрцгерцог Франц Фердинанд, Шлиффен.
План урока:
1. Европа накануне войны.
2. Международные конфликты.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон.
План урока развернутый: 1. Европа накануне войны. В начале XX века в Европе завершилось формирование блоков - Тройственного Союза и Антанты. Агрессивность Германии - главный противник Англии в мировой экономике и на море. 1904 - Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке. 1907 - Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты. 1908 - постоянные конфликты, которые трудно разрешить дипломатически.
2. Международные конфликты. 1908 - аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Россия вынуждена была пойти на дипломатическую капитуляцию. 1912 - союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. I Балканская война. Турция потеряла все европейские владения за исключением узкой береговой полосы. 1913 - II Балканская война. Сербия и Греция против Болгарии, которая теряет свои владения и начинает ориентироваться на Тройственный союз. Сербия союзница России - центр притяжения южнославянских народов Австро-Венгрии. «Пороховой погреб» Европы.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон. 15 июня 1914 - убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд в Сараево, столице аннексированной Боснии. Ультиматум Австрии для Сербии, которая соглашается на все условия. 15 июля 1914 - объявление войны Австро-Венгрией Сербии, начало первой мировой войны. Остальные участники по цепной реакции вступили в войну (38 стран). План 2-х фронтов, и молниеносной войны разгромив врага по одиночке. Затяжной характер.
Домашнее задание: §19 прочитать ответить на вопросы, подготовить на пересказ. Письменно ответьте на вопрос 3, с 76.
Ход урока:
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
I. Организационный момент
|
Учитель приветствует учеников.
|
Ученики приветствуют учителя.
|
|
II. Этап проверки домашнего задания.
|
На прошлом уроке мы с вами проходили тему: «Третьеиюньская монархия», пожалуйста ответьте мне на следующие вопросы?
1.Какова была расстановка политических сил в стране после революции и их отношение к правительству?
2. III Государственная Дума нарисуйте схему по новому избирательному закону?
3.Охарактеризуйте отношения правительства Столыпина с Государственной Думой и Государственным Советом?
4. Репрессивные меры правительства?
5.Нарисуйте схему аграрной реформы правительства?
8. Итоги столыпинской политики?
|
Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады.
|
|
III. Изучение нового материала.
|
Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы истории и внешней политики перед первой мировой войной:
1. Европа накануне войны.
2. Международные конфликты.
3. Начало войны. Планы воюющих сторон.
|
Учащиеся записывают число и тему урока. Под запись с перерывами на вопросы и развития памяти и мышления их просят отвечать на вопросы связанные с предыдущими этапами развития внешней политики России, и данной темы тоже.
|
|
IV. Закрепление изученного материала
|
Балканский полуостров не случайно называют «Пороховым погребом» Европы, так как именно в этом регионе пересекались основные противоречия между империалистическими державами и национальными государствами Сербия, Греция, Болгария.
|
Вывод записывается в тетради, за активность на уроке выставляются оценки в журнал.
|
|
V. Подведение итогов урока.
|
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
|
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
Студент практикант_______________________________
Учитель истории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________
|