1
МОНИТОРИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(методические рекомендации)
Мазалова Е.Г. соискатель института педагогики АПН Украины
Предлагаемые рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе, утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 25.09.2003г.№10/12-2, Концепцией общего среднего образования (12-летняя школа), утвержденной Постановлением совместного заседания коллегии Министерства образования и науки Украины и президиума Академии педагогических наук Украины от 22.11.2001г. №12/5-2.
Их целью является оказание практической помощи руководителям органов управления образованием, заведующим районными (городскими) методическими кабинетами (центрами), руководителям общеобразовательных учебных заведений по внедрению системы мониторинга оценивания качества допрофильной подготовки как на региональном, так и на институционном уровнях.
Одной из приоритетных задач модернизации современного образования является разработка и внедрение системы профильного обучения в старшей школе.
Профилизация обучения - прежде всего средство дифференциации и индивидуализации образования. При такой форме организации учебной деятельности максимально учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Профильное обучение способствует формированию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, созданию педагогических условий для развития их познавательного интереса, профориентационных устремлений обучающихся, целенаправленному выбору ими профессии.
Профильному обучению предшествует допрофильная подготовка, целью которой является формирование устойчивого интереса к познанию, проверка возможностей учащихся в разных областях познавательной и профессиональной деятельности.
При разработке системы мониторинга оценивания качества допрофильной подготовки в общеобразовательных учебных заведениях целесообразно использовать следующий алгоритм:
Подготовительный этап:
· разработка программы, рабочего плана мониторингового исследования (ориентировочная программа исследования представлена в приложении 1).
Рабочий план составляется после разработки программы, но утверждаются они одновременно. Обычно план является организационным разделом программы исследования. Рабочий план предназначается для упорядочения, согласования, координации основных этапов исследования и работ его участников. В нём отражаются все виды работ, сроки, исполнители, ресурсное обеспечение и конечная продукция;
· разработка инструментария мониторингового исследования (анкеты для родителей, учителей, учащихся представлены в приложениях 2,3,4);
· создание на базе районного (городского) методического кабинета (центра), учебного заведения информационного центра, концентрация в нем информации по теме исследования;
· анализ социально-экономической ситуации (изучение экономических показателей района (города), наличие предприятий и рабочих мест для трудоустройства выпускников, численности и возрастного состава населения, демографической ситуации);
· изучение ресурсов образования (преподавательского состава, материальных ресурсов и т.д.);
· взаимодействие со службой занятости (сбор данных о рабочих местах, востребованных профессиях и т.п.).
Проведение оценивания:
Оценивание качества допрофильной подготовки на региональном и институционном уровнях осуществляется, как правило, один раз в календарный год, с использованием в основном количественных показателей, факторов, индикаторов, критериев и т.д. Прежде всего, речь идет о частных показателях.
Частные показатели - это показатели, в которых состояние системы оценивается с помощью данных отчетно-статистической информации. Условно такую оценку эффективности функционирования системы можно назвать объективной.
При этом:
· набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;
· показатели должны адекватно отражать положение дел и носить оценочный характер;
· периодически должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.
В дополнение к объективной оценке существует субъективная оценка, которую дает социологическая составляющая мониторинга (анкетирование, тестирование, интервьюирование, экспертное оценивание и т.д.).
Все показатели объективной оценки характеризуются множеством индикаторов, которые выражаются в относительной форме - в виде удельного веса (процента).
Индикаторы, характеризующие процесс и результаты внедрения допрофильной подготовки на региональном уровне, схема получения данных о состоянии индикаторов, состояние индикаторов, пересчёт индикаторов в приведённые баллы представлены в приложениях 5,6,7,8.
Анализ результатов:
· анализ и обработка информации, полученной на предыдущих этапах;
· выработка рекомендаций по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения на региональном и институционном уровнях;
· доведение полученных результатов до сведения заинтересованных сторон (учителей, учащихся, родителей и т.д.);
· обсуждение итогов оценивания качества допрофильной подготовки на заседании коллегии отдела, управления образования, совещании руководителей учебных заведений.
ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Приложение 1
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема: Допрофильная подготовка и профильное обучение: взгляд глазами родителей, учащихся, учителей.
Проблема: В большинстве случаев решение о том какую профессию выбрать, принимается молодыми людьми, как правило, с учетом мнения родителей. Однако родители далеко не всегда обладают полной и достоверной информацией в вопросах профессиональных требований общества. Кроме того, давая советы, родители далеко не всегда учитывают возможности, а порой и желания своих детей. Все это приводит к тому, что значительная часть выпускников ВУЗов, как правило, не довольны своей профессией и не собираются в будущем работать по специальности.
Обоснование проблемы: Родители в жизни ребенка играют определяющую роль, особенно на начальном этапе жизни. Но и в дальнейшем их влияние на судьбу детей переоценить сложно. Без их участия (совета) не принимается ни одно важное решение, тем более решение о выборе профессии. Поэтому, говоря о допрофильной подготовке и профильном обучении, как основе выбора будущей профессии, необходимо учитывать мнение родителей.
Объект исследования: Родители учащихся 8-9-х классов, учащиеся, учителя общеобразовательных учебных заведений.
Предмет: Отношение родителей, учащихся, учителей к допрофильной подготовке на второй ступени и профильному обучению на третьей ступени обучения.
Цель исследования: Выявить отношение родителей, учащихся, учителей к допрофильной подготовке на второй ступени и профильному обучению на третьей ступени обучения.
Задачи исследования состоят в определении:
· информированности родителей о школьных делах и проблемах;
· отношения родителей, учителей, учащихся к модернизации образования;
· степень участия родителей в жизни детей, в частности, школьной;
· оценки допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений;
· мнение родителей относительно будущего их детей (будущего места жительства, учебы, работы).
Метод исследования: анкетирование.
ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 8-9-Х КЛАССОВ
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1) Ваш пол: М Ж (обведите нужный вариант)
2) Ваш возраст: (напишите) __________ лет
3) Ваше образование:
· общее среднее
· начальное профессиональное
· среднее специальное
· высшее
4) Сколько у Вас детей?
· один
· два
· три
· четыре и более
5) Каковы Ваши жилищные условия:
· собственный дом без удобств
· собственный дом с удобствами
· квартира
· другое (напишите)________
6) Какие из перечисленных факторов в наибольшей степени определяют положение человека в современном украинском обществе? Выберите не более 3-х наиболее важных факторов.
· образование
· профессия
· способности, талант
· деньги
· труд
· культура, воспитание
· наличие связей
· личные деловые качества (активность, предприимчивость, умение общаться с людьми)
· сфера, отрасль труда (промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы и др.)
· место работы (частное, государственное предприятие)
· другое (напишите)______________________
· затрудняюсь ответить
7) Какие из перечисленных элементов жизни для Вас наиболее важны? Выберите не более 3-х наиболее важных элементов.
· материальное благополучие
· хорошие друзья
· интересная работа
· достижение профессионального мастерства
· душевная гармония
· хорошая, крепкая семья
· здоровье
· безопасность
· затрудняюсь ответить
8) Какие проблемы, на Ваш взгляд, сегодня наиболее остры в Вашем населенном пункте?
· социальная защита малообеспеченных слоев населения
· жилищная проблема
· преступность
· пьянство, алкоголизм
· проблемы безработицы, занятости населения
· плохие дороги
· проблемы здравоохранения
· проблемы образования
· состояние окружающей среды, экология
· национальные проблемы
· политическая нестабильность
· другое (напишите) ____________________________________
9) В каких классах учатся Ваши дети?___________________________________________
10) Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети в будущем остались жить в Вашем населенном пункте?
· да, я бы хотел(а), чтобы он(и) продолжили жить вместе со мной
· я бы хотел(а), чтобы он(и) переехали в сельскую местность
· я бы хотел(а), чтобы он(и) переехали в районный центр
· я бы хотел(а), чтобы он(и) уехали в один из крупных городов Украины
· я бы хотел(а), чтобы он(и) уехали в один из городов АРК (например, Симферополь)
· мне всё равно, это их дело
· затрудняюсь ответить
11) Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок после окончания школы продолжил обучение?
· да, однозначно
· скорее да, чем нет
· скорее нет, чем да
· нет, однозначно
· это его личное дело, меня это мало интересует
· затрудняюсь ответить
12) Как Вы думаете, какое образование должен получить Ваш ребенок?
· базовое общее среднее (9 кл.)
· полное общее среднее (11-(12) кл.)
· профессионально-техническое
· высшее
· мне всё равно, это его личное дело
· затрудняюсь ответить
13) Как Вы считаете, необходимо ли проведение в школе допрофильной подготовки?
· да, конечно
· да, для тех, кто хотел бы её получить
· нет
14) С какого класса её необходимо осуществлять?__________________________________
15) В чем, по-Вашему, мнению она должна заключатся?
· рассказ о различных профессиях
· психологические тесты
· проведение спецкурсов, курсов по выбору
· организация углубленного изучения предметов
· обучающие игры
· встречи со специалистами службы занятости
· встречи с известными представителями различных профессий
· другое (Что именно?)____________Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок в старших классах школы получил начальное профессиональное образование?
· да, конечно
· возможно
· это его дело, пусть сам решает
· нет, ему это не надо
· затрудняюсь ответить
16) Как Вы думаете, сможет ли Ваш ребенок учиться в ВУЗе?
· да, без проблем
· сможет, но некоторые трудности у него будут
· сможет, но с большим трудом
· нет
· затрудняюсь ответить
17) Готовы ли Вы платить за учебу?
· да, конечно
· ещё подумаю
· нет
· другое (напишите) _____________
· затрудняюсь ответить
18) Часто ли Вы интересуетесь тем, что происходит у Вашего ребенка в школе?
· да, каждый день
· не очень часто: 1-2 в неделю
· когда подходит конец семестра (года)
· когда меня вызывают в школу или что-то происходит
· другое (напишите)____________Как часто Вы сами являетесь инициатором бесед с ребенком?
· очень часто
· редко
· очень редко
· никогда
19) Как часто ребенок является инициатором этих бесед?
· очень часто
· редко
· очень редко
· никогда
20) Какие проблемы обычно затрагиваются в ходе этих бесед, разговоров?
· личная жизнь
· школьные дела
· материальные вопросы
· другое (напишите) ___________
· затрудняюсь ответить
21) Каково общее положение школы, в которой учиться Ваш ребенок сегодня?
· находится в глубочайшем кризисе и требует коренных изменений
· нуждается в частичных изменениях, реформе
· удовлетворяет образовательным потребностям общества
· изменять ничего не надо (переходите к вопросу 26)
· затрудняюсь ответить
22) В чем конкретно, по Вашему мнению, проявляется кризисное положение школы?
(Отметьте до 3 наиболее важных вариантов):
· недостаточное финансирование и материальное обеспечение школы
· отсутствие внимания к проблемам учителей со стороны властных структур
· низкий престиж учительской профессии
· падение дисциплины учеников
· другое (пожалуйста, напишите что именно): ________________
· затрудняюсь ответить
23) Как Вы думаете, в чем основные причины этого кризиса? Отметьте не более 3 главных причин:
· ослабление дисциплины и порядка в стране
· самоустранение семьи от воспитания детей
· негативное влияние на детей обстановки в семье
· общий экономический (политический) кризис в стране
· коррупция во властных структурах
· падение престижа образования в стране в целом
· консерватизм части учителей, их нежелание и неспособность существенно обновлять методы работы
· другое (напишите, что именно): _______
· затрудняюсь ответить Как Вы обычно реагируете на неудачи своего ребенка в учебе?
· никак, это его(их) личные проблемы
· поддерживаю его(их), помогаю решить возникшие проблемы
· другое (напишите) _______________________________________________________
24) С чем обычно связаны эти проблемы?
· плохие оценки
· разногласия с одноклассниками
· разногласия с учителями
· организационные проблемы
· другое (напишите) ___________
· затрудняюсь ответить
25) Стимулируете ли Вы как-то успешную учебу своего ребенка?
· нет, никогда (переходите к вопросу №30)
· иногда
· да, часто
26) Какие методы стимулирования Вы используете наиболее часто?
· моральное стимулирование (похвала и т.п.)
· материальное стимулирование
· другое (напишите) ____________________________________________________
27) Слышали ли Вы о проведении независимого внешнего оценивания качества образования выпускников 11-х общеобразовательных учебных заведений?
· да, я знаю об этом
· вроде кое-что слышал(а), но подробности не знаю
· первый раз слышу об этом
28) Слышали ли вы о профильном обучении в школе?
· да, конечно
· что-то слышала в общих чертах
· первый раз об этом слышу
· другое (напишите)_______________
29) Как Вы относитесь к проведению независимого внешнего оценивания качества образования выпускников 11-х общеобразовательных учебных заведений? (Отметьте вариант, который ближе всего отражает Ваше мнение):
· это совершенно бесполезная идея
· идея хорошая, но ее реализация вряд ли будет успешной
· сама идея нуждается в некоторой корректировке
· идея отличная и даст хорошие практические результаты
· другое (напишите, что именно): ______
· затрудняюсь ответить
· ничего об этом не знаю, первый раз слышу
30) Как Вы считаете, все эти новшества повысят или понизят шанс, Ваших детей при поступлении в ВУЗы?
· эти новшества помогут «уровнять» возможности всех выпускников
· все останется по-старому (напишите, как именно) _____________
· они окажутся в менее выгодном положении
· затрудняюсь ответить
31) Какова, по-Вашему, главная цель современной школы?
· дать определенный объем знаний
· подготовить к обучению в вузе
· развивать личность
· подготовить к выбору профессии
· подготовить к жизни в условиях рынка
· другое (напишите) _____________
· затрудняюсь ответить
32) Как Вы считаете, школа, в которой сейчас учится Ваш ребенок, дает знания, достаточные (в полном объеме) для продолжения учебы в дальнейшем?
· да
· скорее да, чем нет
· скорее нет, чем да
· нет
· затрудняюсь ответить
33) В школе, в которой учится Ваш ребенок, преподаются все предметы?
· нет, не преподаются 1-2 учебных предмета
· нет, не преподаются 3 и более учебных предметов
· думаю, что всё, но точно не знаю
· преподаются все предметы
· понятия не имею
· затрудняюсь ответить
34) Кем, по Вашему мнению, должен стать Ваш ребенок? (напишите профессию, специальность)_________________________________________________________________
35) Пытаетесь ли Вы как-то повлиять на своего ребенка, помочь ему выбрать будущую профессию?
· да, я советую ему (ей), какую профессию стоит выбрать
· это личное дело ребенка
36) Как Вы думаете, ребенок, выбирая свою будущую профессию, должен продолжать дело родителей (ля)?
· да, конечно
· не всегда
· думаю, что нет
· затрудняюсь ответить
37) Ведутся ли в школе Вашего ребенка специальные занятия, помогающие ему (ей) выбрать свою будущую профессию?
· нет, ничего не слышал (а) об этом
· вроде что-то когда-то было
· да, у него (неё) в школе занимаются этим вопросом
38) Как Вы считаете, нужны ли для учеников профориентационные занятия, помогающие им выбрать профессию, специальность?
· да, конечно
· кому-то нужны, а кому-то - нет
· вряд ли, думаю, что нет
· затрудняюсь ответить
39) Что бы Вы посоветовали руководству школы для повышения качества работы по допрофильной подготовке и профильному обучению?___________________________
Благодарим за сотрудничество!
ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
УЧИТЕЛЬ И ЕГО ОЦЕНКА ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1) Ваш возраст: (напишите) ______________________________________________________
2) Ваш пол: М Ж (обведите нужный вариант)
3) Ваше образование:
· среднее специальное
· высшее
· в данный момент учусь (напишите, в каком учебном заведении):_________________________
4) По какой форме обучения Вы учились (в учебном заведении, которое Вы окончили последним)?
· заочная
· очная (дневная форма)
5) Какая у Вас категория?
· специалист
· вторая
· первая
· высшая
6) Какое учебное заведение Вы окончили? (напишите) _____________________________
7) Стаж работы учителем: (напишите)___________ лет
8) Какой (какие) предмет(ы) Вы преподаете? Пожалуйста, напишите все: ____________
9) В каких классах Вы преподаете данные предметы? Напишите: ___________________
10) Есть ли у Вас дети?
· да
· нет
11) Каковы Ваши жилищные условия:
· собственный дом без удобств
· собственный дом с удобствами, коттедж
· квартира
· другое (напишите)_____
12) Какие из перечисленных факторов в наибольшей степени определяют положение человека в современном украинском обществе? Выберите не более 3-х наиболее важных факторов.
· образование
· профессия
· способности, талант
· деньги
· труд
· культура, воспитание
· наличие связей
· личные деловые качества (активность, предприимчивость, умение общаться с людьми)
· сфера, отрасль труда (промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы и др.)
· место работы (частное, государственное предприятие)
· другое (напишите)_______________
· затрудняюсь ответить
13) Какие из перечисленных элементов жизни для Вас наиболее важны?
Выберите не более 3-х наиболее важных элементов
· материальное благополучие
· хорошие друзья
· интересная работа
· достижение профессионального мастерства
· душевная гармония
· хорошая, крепкая семья
· здоровье
· безопасность
· затрудняюсь ответить
14) Какие проблемы, на Ваш взгляд, сегодня наиболее остры в Вашем регионе?
· социальная защита малообеспеченных слоев населения
· жилищная проблема
· преступность
· пьянство, алкоголизм
· проблемы безработицы, занятости населения
· плохие дороги
· проблемы здравоохранения
· проблемы образования
· состояние окружающей среды, экология
· национальные проблемы
· политическая нестабильность
· развал сельского хозяйства
· другое (напишите) _______Каково общее положение Вашей школы сегодня?
· находится в глубочайшем кризисе и требует коренных изменений
· нуждается в частичных изменениях, модернизации
· удовлетворяет образовательным потребностям общества,
· изменять ничего не надо (переходим к №18)
· затрудняюсь ответить
15) В чем конкретно проявляется кризисное положение школы? Отметьте до 3 наиболее важных вариантов:
· недостаточное финансирование и материальное обеспечение школы
· отсутствие внимания к проблемам учителей со стороны властных структур
· низкий престиж учительской профессии
· падение дисциплины учеников
· снижение интеллектуальных способностей учащихся
· другое (пожалуйста, напишите что именно): ___________
· затрудняюсь ответить
16) Как Вы думаете, в чем основные причины кризиса школы? Отметьте не более 3главных причин:
· ослабление дисциплины и порядка в стране
· самоустранение семьи от воспитания детей
· негативное влияние на детей обстановки в семье
· общий экономический (политический) кризис в стране
· коррупция во властных структурах
· падение престижа образования в стране в целом
· консерватизм части учителей, их нежелание и неспособность существенно обновлять методы работы
· другое (напишите, что именно): ________
· затрудняюсь ответить
17) Как Вы относитесь к проведению внешнего независимого оценивания качества образования выпускников 11-х классов ОУЗ? (Отметьте вариант, который ближе всего отражает Ваше мнение):
· это совершенно бесполезная идея
· идея хорошая, но ее реализация вряд ли будет успешной
· сама идея нуждается в некоторой корректировке, после которой ее можно воплощать
· идея отличная и даст хорошие практические результаты
· другое (напишите, что именно): _____
· затрудняюсь ответить
· ничего об этом не знаю, первый раз слышу
18) Как Вы относитесь к идее введения допрофильной подготовки на второй ступени обучения?
· ничего об этом не слышал(а)
· полностью поддерживаю: это решит многие проблемы школы
· идея в общем не плохая, но ее необходимо несколько подкорректировать
· вряд ли это решит проблемы школы
· введение профильного обучения только усугубит положение школы
· затрудняюсь ответить
19) Как Вы относитесь к идее введения профильного обучения?
· ничего об этом не слышал(а)
· полностью поддерживаю: это решит многие проблемы школы
· идея в общем не плохая, но ее необходимо несколько подкорректировать
· вряд ли это решит проблемы школы
· введение профильного обучения только усугубит положение школы
· затрудняюсь ответить
20) Как Вы считаете, следует ли учащимся школ в старших классах давать начальное профессиональное образование?
· да, обязательно и всем
· можно по желанию самих учащихся, хотя вряд ли кому-то это будет надо
· следует, но по желанию учащихся, тем более что желающих будет много
· нет, это ни к чему
· это уже практикуется в нашей школе
· затрудняюсь ответить
21) В чем, по-вашему мнению, заключается профориентационная работа в школе? Напишите, что конкретно, должно предприниматься в рамках профессиональной ориентации школьников __________________________________________________________________
22) Как Вы считаете, в каком классе оптимально начинать занятия по профориентации?
· в 5 классе
· в 6 классе
· в 7 классе
· в 8 классе
· в 9 классе
· в 10 классе
23) Кто должен заниматься допрофильной подготовкой учащихся?
· классный руководитель
· учитель-предметник
· школьный психолог
· социальный педагог
· специалисты службы занятости
· другое ____________________В какой форме должны проводиться эти занятия?
· лекций
· интерактивных форм
· бесед с представителями службы занятости
· просмотра соответствующих видеоматериалов
· факультативных занятий
· спецкурсов, курсов по выбору
· другое _____________________
24) Существует ли в Вашей школе допрофильная подготовка?
· да
· нет
· появилась совсем недавно
· затрудняюсь ответить
25) Кто в Вашей школе занимается проблемами допрофильной подготовки?
· классные руководители
· учителя-предметники
· школьный психолог
· социальный педагог
· специалисты службы занятости
· другое ______________________
26) Какие формы допрофильной подготовки реализуются в Вашей школе?
· ______________________
· ______________________
27) Участвуйте ли Вы в профориентационной работе в Вашей школе?
·
· да
· нет
28) Хотели ли бы Вы профессионально заниматься профессиональной ориентацией, если бы получили соответствующую профессиональную подготовку?
· да, обязательно
· скорее да
· скорее нет
· нет, мне этого не надо
· затрудняюсь ответить
29) Существует ли практика начального профессионального обучения в вашей школе?
· да
· нет
30) Какие профессии могут получить ученики Вашей школы? _______________________
31) Взаимодействует ли Ваша школа со службой занятости Вашего района?
· да, часто
· иногда
· нет
· затрудняюсь ответить
32) В чем проявляется данное взаимодействие? ____________________________________
33) Какова, по-Вашему, главная цель современной школы?
· дать определенный объем знаний
· подготовить к обучению в вузе
· развивать личность
· подготовить к выбору профессии
· подготовить к жизни в условиях рынка
· другое (напишите) _____________
· затрудняюсь ответить
34) Как Вы можете оценить привлекательность профессии учителя для молодежи (молодых кадров)?
· высокая (выше, чем большинство других профессий)
· средняя (как и другие профессии)
· низкая (ниже, чем большинство других профессий)
· затрудняюсь ответить
35) Какими главными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный учитель? Просьба отметить не более 3-х вариантов
· строгость
· широкий кругозор
· доброжелательность, чуткость
· хорошее здоровье
· чувство юмора
· требовательность к себе
· требовательность к ученикам
· терпимость по отношению к инакомыслию
· умение управлять учениками
· готовность к пересмотру своих взглядов и восприятию нового
· общительность, умение наладить отношения
· другое (напишите) __________________
· затрудняюсь ответить
36) Какими из этих качеств Вы обладаете? Можете выбрать любое количество вариантов, отражающих Ваши личные качества:
· строгость
· широкий кругозор
· доброжелательность, чуткость
· хорошее здоровье
· чувство юмора
· требовательность к себе
· требовательность к ученикам
· терпимость по отношению к инакомыслию
· умение управлять учениками
· готовность к пересмотру своих взглядов и восприятию нового
· общительность, умение наладить отношения
37) Как Вы думаете, профильное обучение в учебных программах, формах и методах обучения должно в большей степени опираться на…: Выберите вариант, который в большей степени отражает Ваше мнение
· традиционные, проверенные временем подходы к обучению
· на все новое, что появляется в сфере образования
· другое (напишите, что именно) ____
· затрудняюсь ответить Есть ли у Вас возможность воплощать в образовательном процессе новые авторские программы и методы обучения?
· да, у меня нет с этим трудностей (переходите к вопросу №42)
· в общем возможность есть, но есть и значительные трудности
· у меня нет такой возможности
· затрудняюсь ответить
38) Что Вам мешает?
· считаю, что традиционные методы более эффективны
· нет опыта, опасаюсь сделать ошибку
· нет знаний, литературы
· нет поддержки со стороны коллег - им это безразлично
· препятствия со стороны коллег - они против новшеств
· нет поддержки со стороны руководства
· просто нет желания, стимула
· другое (напишите) ___________
· затрудняюсь ответитьКакие в основном методы обучения и воспитания Вы применяете в своей педагогической деятельности?
· стараюсь пользоваться традиционными и проверенными методиками
· в основном склонны применять традиционные методы, но иногда используете инновации, если считаете их разумными
· стараюсь применять все новое, что появляется в педагогической науке и практике
· затрудняюсь ответить
39) Какие способы повышения квалификации Вы используете?
· чтение новой литературы по своей специальности
· чтение специальных педагогических изданий (журналы, газеты)
· самостоятельно разрабатываю учебные программы спецкурсов, методики
· посещение открытых уроков опытных учителей
· курсы повышения квалификации
· учусь заочно в вузе, аспирантуре
· получаю второе высшее образование
· другое (напишите)_______________
· ничего из вышеперечисленногоКогда Вы в последний раз посещали курсы повышения квалификации?
· никогда не посещал(а) такие курсы
· в течение последнего года
· в течение последних 5 лет
· в течение последних 10 лет
· более, чем 10 лет назад
· затрудняюсь ответить
40) Как бы Вы могли оценить заинтересованность учащихся в учебе?
· большинство учатся без желания
· многие не проявляют желания учиться, стремящихся к учебе не так уж и много
· не заинтересованных в учебе довольно много, но большинство все-таки учатся с желанием
· большинство учеников искренне желают учиться
· затрудняюсь ответить
41) Что, на Ваш взгляд, мешает ученикам учиться лучше, с интересом?
· собственная лень
· сложная учебная программа
· проблемы в семье
· низкие интеллектуальные способности
· отсутствие стимула, перспективы применить в будущем свои знания
· другое (напишите, что именно):______Как бы Вы могли в целом оценить интеллектуальное развитие учащихся Вашей школы? Пожалуйста, напишите долю учеников (в % от их общего числа), которые бы, по-вашему, мнению, в принципе смогли учиться в ВУЗе в силу своих интеллектуальных способностей:
· напишите: __________%
· затрудняюсь ответить
42) Как бы Вы сами могли оценить свой профессионализм?
· я - настоящий профессионал своего дела
· достаточно высоко, хотя в моей работе есть недостатки
· средне - не могу себя назвать отличным специалистом, но и есть такие учителя, которые работают значительно хуже меня
· вряд ли могу претендовать на звание хорошего специалиста
· затрудняюсь ответитьКак Вы считаете, какое место в системе образования занимает ученик? Выберите один вариант, который в наибольшей степени отражает Ваше мнение.
· ученик - это ученик: он должен знать свое место, уважать и во всем слушаться учителя, добросовестно выполнять все свои обязанности
· ученик - это активный субъект образовательного процесса: его мнение всегда необходимо учитывать, он имеет полное право на свое мнение
· ученик - это «коллега» учителя: его мнение и позиция должны учитываться, но если только они не противоречат сложившимся правилам
· другое (напишите, что именно): ______
· затрудняюсь ответить
43) Как бы Вы могли преимущественно охарактеризовать свои отношения с коллегами- учителями?
· преимущественно дружественные
· преимущественно формальные
· преимущественно конфликтные
· другие (напишите, какие именно): __
· затрудняюсь ответить
44) Как Вы можете в целом охарактеризовать свои отношения с руководством школы?
· преимущественно нейтральные
· преимущественно формальные
· преимущественно конфликтные
· нестабильные, постоянно меняющиеся
· затрудняюсь ответить
45) Хотели бы Вы принимать участие в принятии важных решений, касающихся жизни школы?
· да, обязательно
· возможно в некоторых случаях
· нет, мне это не нужно
· затрудняюсь ответить
46) Принимаете ли Вы участие в принятии этих решений?
· да, в силу необходимости
· да, без проблем
· да, но мне приходится пробиваться сквозь стену непонимания и незаинтересованности
· нет, у меня не получается добиться того, чтобы меня услышали
· нет, и мне это не надоВыписываете ли Вы периодическую литературу?
· да
· нет
47) Какую именно?
· журналы (напишите, какие именно):_________________________________________
· газеты (напишите, какие именно):___________________________________________
48) Хотели ли бы Вы получать литературу по допрофильной подготовке, в т.ч. по профориентации?
· да
· иногда
· нет
· затрудняюсь ответить
49) Какие, по-Вашему мнению, профессии сегодня наиболее востребованы в Вашем регионе? Отметьте те профессии, трудоустройство по которым не вызовет особых затруднений:
· экономисты, бухгалтера
· менеджеры
· юристы
· программисты
· психологи
· учителя
· работники сферы услуг
· работники торговли, продавцы
· инженеры
· рабочие
· другое (напишите, какие именно): _____
· затрудняюсь ответить
50) Какие, по-Вашему мнению, профессии сегодня наиболее востребованы в регионах АРК? Отметьте те профессии, трудоустройство по которым не вызовет особых затруднений:
· экономисты, бухгалтера
· менеджеры
· юристы
· программисты
· психологи
· учителя
· работники сферы услуг
· работники торговли, продавцы
· инженеры
· рабочие
· другое (напишите, какие именно): _____
· затрудняюсь ответить
51) Какие, на Ваш взгляд, профессии сегодня наиболее престижны? Пожалуйста, отметьте не более 4 вариантов:
· экономисты, бухгалтера
· менеджеры
· юристы
· программисты
· психологи
· учителя
· работники сферы услуг
· работники торговли, продавцы
· инженеры
· рабочие
· другое (напишите, какие именно): _____
· затрудняюсь ответить
52) Знакомы ли Вы с Концепцией профильного обучения в старшей школе?
· да, я её хорошо знаю
· видел(а) как то, знаю общую идею, но не детали
· знаю о её существовании, а не содержание
· первый раз о ней слышуВ чём заключается основная суть этой Концепции, её главная идея? (Напишите, пожалуйста)________________________________________________________
53) Как Вы считаете, насколько эффективно данная Концепция реализуется на практике в Вашей школе?
· никак не внедряется
· кое-что реализуется, но главная её задача - нет
· основные направления Концепции реализуются вполне успешно, необходимо доработать детали
· Концепция успешно реализуется< ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|