87
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Социальная работа»
Допущена к защите
Зав. кафедрой «Социальная работа»
д.п.н., проф. Калугина Т.Г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
|
Специализация «Организация социальной защиты населения»
Исполнитель Куликова Е.П.
Группа ЭСЗ- 601
Дата защиты
Оценка
|
Научный руководитель
к.ф.н., доцент Спесивцева О.И.
Рецензент:
Причеснова Т.Я.
|
|
|
Челябинск
2007г.
Оглавление
введение………………………………………………………….……………….3
Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1. Социальная защита населения в годы войны …………………………...7
1.2 Основные государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих …………………………………………...15
1.3 Назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших военнослужащих…………………………………………………...33
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
2.1 Порядок работы органов социальной защиты населения области по назначению членам семей погибших (умерших) военнослужащих и компенсационных выплат……………………………………………………….57
2.2 Реализация на территории Челябинской области постановления Правительства РФ № 75…………………………………………………………67
Заключение………………………………...………………..............................75
Список источников ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………...78
Приложения………………………………………………...............................84
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена под особой защитой государства находились семьи военнослужащих, погибших в боевых действиях.
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. явилась тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Законодательство военного времени было направлено на улучшение материального обеспечения воинов, ставших инвалидами в результате ранений, контузий и заболеваний, полученных на фронте, а также на улучшение материального положения семей погибших воинов.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что продуманная социальная политика государства и ее четкое и эффективное осуществление в военное время имели огромное, неоценимое значение для достижения победы над врагом. Конечно, социальная политика СССР, основанная на принципе государственного патернализма, не была идеальной, но она позволила выжить миллионам наших сограждан в годы войны.
Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, принят целый ряд федеральных законов социальной направленности, однако ни одна социальная проблема в стране не решена на должном уровне.
Члены семей военнослужащих лишаются права бесплатного медицинского обслуживания в военно-медицинских учреждениях. Это в условиях перевода медицины на платную (коммерческую) основу, по сути, лишает их бесплатной медицинской помощи полностью. Отмена льгот, предусмотренных семьям военнослужащих, потерявшим кормильца, заметно ухудшит их положение.
Их лишают преимущественного права на получение земельных участков на жилищное строительство, на прием в садово-товарищеские кооперативы; предоставления кредитных льгот и других выплат; 50-процентной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, за пользование радиотрансляционными точками и т. д. Теперь они должны платить налоги на имущество с физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность по наследству. Это очевидно - внесенные в Закон «О статусе военнослужащих» изменения снижают в целом уровень социальных гарантий и государственной поддержки военнослужащих и членов их семей.
Правительство России утвердило правила обеспечения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца. Минрегионразвития поручено ежегодно утверждать размеры средней стоимости ремонта одного квадратного метра общей площади таких домов по субъектам РФ для расчета средств, выделяемых на безвозмездной основе из федерального бюджета на эти цели. В соответствии с документом, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, имеют право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета один раз в 10 лет. При этом норма общей площади жилого дома для расчета размера средств на проведение ремонта составляет 33 кв. метра на одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метра - на семью из двух человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более.
Необходимо отметить, что социальная защита членов семей военнослужащих отличается от социальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Не много на заданную тему и научных разработок.
Объектом дипломного исследования является законодательное закрепление социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Предметом дипломного исследования - практическая реализация комплекса мер социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Целью дипломной работы является исследование системы законодательного закрепления социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца для выявления особенностей практической реализации всего комплекса мер в Российской Федерации.
Исследовательские задачи дипломной работы:
- проанализировать особенности социальной защиты населения в годы войны;
- изучить основные государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих;
- раскрыть особенности назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших военнослужащих;
- исследовать порядок работы органов социальной защиты населения области по назначению членам семей погибших (умерших) военнослужащих и компенсационных выплат;
- выявить аспекты реализации на территории Челябинской области постановления Правительства РФ № 475.
Методы дипломного исследования: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.
Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении раскрывается проблема научного исследования, ее актуальность, объект, предмет, цель, исследовательские задачи, методы, научная новизна, практическая значимость дипломного исследования и краткий обзор дипломной работы по главам.
В первой главе «Необходимость решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей» раскрывается социальная защита населения в годы войны, основные государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих, назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших военнослужащих
Во второй главе «Организация работы органов социальной защиты Челябинской области по назначению членам семей погибших военнослужащих компенсационных выплат» исследуется, порядок работы органов социальной защиты населения области по назначению членам семей погибших (умерших) военнослужащих и компенсационных выплат, реализация на территории Челябинской области постановления Правительства РФ № 475
В заключении содержатся основные выводы, подведены итоги.
Дипломная работа представлена на 110 стр., использовано 51 источников литературы, приложений.
Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1 Социальная защита населения в годы войны
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. явилась тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Победа над фашистской Германией потребовала колоссального напряжения всех сил народа и стоила ему огромных, беспрецедентных в мировой истории жертв. Обстановка военного времени вызвала необходимость превращения страны в единый военный лагерь и перестройку всей ее экономики. Несмотря на неоднозначные оценки существовавшего в СССР политического режима, большинство ученых-историков и граждан современной России отдают должное роли Коммунистической партии - ВКП (б) и И.В.Сталина в деле мобилизации страны на отпор врагу.
Через неделю после начала войны Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного Комитета Обороны, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять все его распоряжения. Ведение войны требовало крупных расходов, что потребовало внесения изменений в государственный бюджет. Ассигнования на военные нужды во второй половине 1941 года по сравнению с первым полугодием возросли на 20,6 млрд. рублей, а на развитие гражданских отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия они уменьшились на 38,1 млрд. рублей.[45, с.118]
Тем не менее, вопросы социального обеспечения не отошли на задний план, а, напротив, на всем протяжении войны были в центре внимания руководства страны. Социальное обеспечение продолжало носить стабильный характер. А пенсионное обеспечение в этот период не только не ухудшилось, а напротив, стало более льготным, а нормы обеспечения - более высокими. В стране были проведены крупные мероприятия по социальному обеспечению граждан, предусматривающие: увеличение размеров пенсий и пособий; распространение действия законодательства о некоторых видах социального обеспечения на более широкие слои населения; введение новых видов обеспечения.
Для военного времени характерной была строгая централизация правотворческого процесса - почти все нормативные акты издавались Советом Народных Комиссаров СССР. Законодательство о социальном, в том числе и пенсионном обеспечении развивалось преимущественно как общесоюзное, а управление этой сферой общественных отношений было отнесено к компетенции союзных республик. Законодательство военного времени было направлено на улучшение материального обеспечения воинов, ставших инвалидами в результате ранений, контузий и заболеваний, полученных на фронте, а также на улучшение материального положения семей погибших воинов.[45, с.230]
В годы войны в целях улучшения обслуживания воинов-инвалидов и семей погибших были осуществлены некоторые организационные изменения, касающиеся порядка назначения и выплаты пенсий. В частности пенсии военнослужащим назначались специальными комиссиями, которые создавались при районных и городских отделах социального обеспечения.[29, с.69] В связи с условиями военного времени были созданы специальные органы по материальному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, установлен особый порядок обеспечения государственными пособиями семей военнослужащих, находящихся в рядах армии, расширен круг обеспечиваемых пенсиями и пособиями, введены новые льготы инвалидам и семьям военнослужащих.
До начала 1943 года функции обеспечения семей военнослужащих пенсиями и пособиями выполнялись органами социального обеспечения, которые одновременно осуществляли пенсионное обеспечение по социальному страхованию и другие функции. В целях улучшения всей работы по материальному обеспечению фронтовиков в начале 1943 года были созданы специальные отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при совнаркомах автономных республик, краевых, областных, окружных, городских и районных исполкомах Советов депутатов трудящихся и управления при СНК союзных республик.[29, с.67] На отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих возлагалось: обеспечение пенсиями и пособиями семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава; предоставление семьям военнослужащих льгот, установленных законодательством; рассмотрение поступивших от них жалоб и заявлений и принятие по ним необходимых мер. Кроме того, на отделы возлагалось трудовое устройство и проведение мероприятий по удовлетворению материально-бытовых нужд семей военнослужащих.
Несмотря на резкий рост государственных расходов на военные нужды, нормы пенсий не снижались. Напротив, по некоторым видам пенсионного обеспечения условия приобретения права на пенсию стали более доступными, а размеры обеспечения более высокими.[46, с.120] В частности при назначении пенсий и пособий служба в Красной Армии и пребывание в партизанских отрядах стали засчитываться как в общий, так и непрерывный трудовой стаж. Этот зачет производился даже в том случае, если работник до призыва на военную службу никогда не работал в качестве рабочего или служащего, а также при условии поступления на работу в течение трех месяцев после освобождения от военной службы.
До войны лицам рядового и младшего начальствующего состава военная служба засчитывалась в общий стаж лишь при условии предыдущей работы или сдачи испытаний на звание среднего начальствующего состава. В непрерывный стаж военная служба вообще не включалась. Размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявших кормильца, были значительно повышены. Повышались на 50% и размеры пенсий инвалидам гражданской войны, военной службы в РККА, бывшим красногвардейцам, инвалидам империалистической войны, а также членам семей этих инвалидов. Размеры пенсий были дифференцированы в зависимости от причины инвалидности и от заработка до призыва в армию. Более высокие нормы устанавливались для тех, кто потерял трудоспособность при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Следует отметить, что пенсионное обеспечение осуществлялось на основе принятых накануне войны актов - постановлениями СНК от 16июля 1940 г. «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и от 5 июня 1941 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям». В годы войны в дополнение к данным постановлениям СНК СССР утвердил две инструкции: от 17 июня 1943 г. №668 «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава» и от 31 января 1944 г. «О порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава». Эти инструкции значительно расширили круг лиц, имеющих право на пенсию.[46, с.101]
Важные изменения были внесены и в законодательство об обеспечении семей военнослужащих государственными пособиями. Принятые 26 июня 1941 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» и связанные с ним нормативные акты расширили круг членов семьи, имеющих право на пособие. Были увеличены и размеры пособий. Право на пособие имели нетрудоспособные члены семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, находившиеся на иждивении военнослужащих. Все нормы, установленные в 1939 году были повышены на 25%. По признаку близкого родства круг членов семьи, имеющих право на пособие или пенсию, до войны ограничивался следующими родственниками военнослужащего: дети, братья и сестры, не имеющие трудоспособных родителей, отец и мать, жена. Во время войны в этот круг были дополнительно включены дед и бабка военнослужащего, не имеющие других родственников, обязанных по закону их содержать. Также в отношении семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава было установлено, что при обеспечении пенсиями и пособиями отчим и мачеха должны обеспечиваться наравне с отцом и матерью, а усыновители и усыновленные наравне с родителями и детьми.
Вышеупомянутая инструкция от 17 июня 1943 г. установила, что усыновленные не только самим военнослужащим, но и его женой обеспечиваются наравне с детьми военнослужащего. Наконец, в круг обеспечиваемых членов семьи военнослужащего были включены также дети жены военнослужащего от ее первого брака, то есть пасынки и падчерицы военнослужащего, находившиеся на иждивении военнослужащего.[45, с.208]
В 1942-1944 г.г. пенсионное обеспечение, установленное для военнослужащих и их семей, было распространено на некоторые категории рабочих и служащих, работавших в районах военных действий и на их семьи. В частности к таковым относились работники морского и речного флота, плававшие в районах военных действий, работники прифронтовых участков железных дорог, работники, состоявшие в рабочих колоннах, занятых на аэродромном строительстве, проводимом командованием ВВС округов, фронтов, работники фронтовых киногрупп и ряд других категорий работников.[29, с.96]
В общей сложности это правило было распространено на 15 категорий рабочих и служащих, выполнявших свои трудовые обязанности в районах военных действий. Такое значительное расширение сферы пенсионного обеспечения, установленного вначале только для военнослужащих и их семей, явилось вполне оправданным, так как работники вышеупомянутых категорий не только участвовали своим трудом в общем деле защиты Родины, но и разделяли вместе с бойцами армии многочисленные трудности и опасности фронтовой и прифронтовой жизни.
Несмотря на большие экономические трудности, руководство уделяло неослабное внимание вопросам охраны материнства и детства. Президиум Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года принял Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Согласно Указу многодетными считались матери, родившие трех-четырех детей, а не семь и более, как это предусматривалось ранее. Впервые было установлено государственное пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей. Этим же Указом предусматривалось увеличение сети учреждений охраны материнства и детства: домов матери и ребенка, специальных домов отдыха для беременных женщин и кормящих матерей, детских садов, яслей.[21, с.96]
С максимальным учетом интересов граждан решались вопросы по социальному и, прежде всего, пенсионному обеспечению на освобожденных от фашистской оккупации территориях. Уничтожение или утрата многих документов обусловили необходимость некоторого упрощения документации, требуемой для назначения пенсий. Выплата пенсий в освобожденных районах возобновлялась со дня освобождения, восстановление выплаты пенсий при отсутствии пенсионного дела и пенсионного удостоверения производилась на основании косвенных данных, а во многих случаях на основании одних свидетельских показаний.
Расходы на пенсии и пособия инвалидам войны и труда осуществлялись бескредитно, что позволяло осуществлять их выплату независимо от доходов бюджета.
Например, бюджет 1943 года, естественно, не мог предусмотреть ассигнования на выплату пенсий инвалидам, находящимся во временно оккупированных территориях. Тем не менее, когда Красная Армия освободила эти районы, требуемые на эти цели 90 млн. рублей были изысканы и выплаты стали производиться без единой задержки. На всем протяжении войны советское правительство неуклонно увеличивало ассигнования на социальное обеспечение. В частности, по сравнению с 1944 годом расходы на социальное страхование в 1945 году увеличились на 34,9%, на социальное обеспечение - на 12,8%.[24, с.44]
Многие воины возвращались с фронта с серьезными ранениями, контузиями и нуждались в разностороннем социальном обслуживании. Помощь этой категории инвалидов имела большое значение в деле укрепления морально - политического единства фронта и тыла. Руководители предприятий и организаций обязаны были в кратчайшие сроки предоставлять инвалидам Отечественной войны, направляемым органами социального обеспечения, соответствующую работу и обеспечивать им необходимые производственные, жилищные и бытовые условия. В результате большой и целенаправленной работы государственных органов к началу 1943 года 70% инвалидов войны было трудоустроено.[24, с.94]
Однако война продолжалась, и страна испытывала острый недостаток в трудовых ресурсах. 20 января 1943 года СНК СССР принял постановление «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны». В результате осуществления предусмотренных этим постановлением мер в 1943 году в народное хозяйство вернулось свыше 450 тысяч инвалидов. На 1 марта 1944 года во всех отраслях народного хозяйства РСФСР было занято около 94% инвалидов Отечественной войны 3 группы. Работая на предприятиях, в совхозах и колхозах, они своим самоотверженным трудом вносили свой вклад в победу над врагом. Особая забота проявлялась об инвалидах войны с тяжелыми заболеваниями и функциональными нарушениями.[24, с.136]
В соответствии с вышеупомянутым постановлением профтехшколы системы соцобеспечения были реорганизованы в профессиональные школы-интернаты для обучения инвалидов Отечественной войны. В деле обучения и рационального трудового устройства инвалидов в годы войны значительную роль играла кооперация инвалидов, имевшая огромную сеть артелей и предприятий.
В период войны важную роль играли организованные в 1942 году дома-интернаты. Были созданы учреждения двух видов: трудовые интернаты общего типа и интернаты больничного типа для инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. В центре внимания государства находилась забота о детях, оставшихся без родителей и больных детях. Несмотря на сложнейшие условия военного времени, детская безнадзорность не допускалась.[45, с.220]
Без всякого преувеличения можно утверждать, что продуманная социальная политика государства и ее четкое и эффективное осуществление в военное время имели огромное, неоценимое значение для достижения победы над врагом. Конечно, социальная политика СССР, основанная на принципе государственного патернализма, не была идеальной, но она позволила выжить миллионам наших сограждан в годы войны. Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, принят целый ряд федеральных законов социальной направленности, однако ни одна социальная проблема в стране не решена на должном уровне.
Может быть, есть смысл объективно оценить опыт работы органов социальной защиты, как в военный, так и в послевоенный период и использовать его в современных условиях? Ведь людям нужны не красивые слова и благие намерения, а реальная помощь в трудных жизненных ситуациях.
1.2 Основные государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих
Во все времена под особой защитой государства находились семьи военнослужащих, погибших в боевых действиях.
К членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - члены семей) относятся:
а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;
б) несовершеннолетние дети;
в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
д) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Правовые нормы их социальной защиты содержатся в ряде законодательных актов.
Так, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для членов семей погибших (умерших) военнослужащих установлены следующие меры социальной защиты:
- право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
- запрет на выселение членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями;
- сохранение после гибели (смерти) военнослужащего права на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- преимущественное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на прием в садоводческие товарищества (кооперативы);
- право на получение льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков;
- право на производство органами местного самоуправления капитального ремонта индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета;
- освобождение от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога;
- уменьшение совокупного дохода, полученного членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, в налогооблагаемом периоде на сумму дохода, не превышающую за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- сохранение за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более (исключение составляют случаи, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак), права на получение жилой площади, льгот по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонентской плате за пользование ими, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина) независимо от форм собственности и принадлежности занимаемого жилого помещения. А при проживании их в домах, не имеющих центрального отопления, они имеют право и на обеспечение в первоочередном порядке с предоставлением скидки в размере 50 процентов по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки;
- исключение общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека из площади жилых помещений при расчете платежей по оплате общей площади жилых помещений и коммунальных услуг семьям погибших (умерших) военнослужащих, проживающим в домах государственного жилищного фонда, а также в приватизированных жилых помещениях;
- сохранение за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, права на льготы по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего;
- предоставление родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, права на бесплатную медицинскую помощь и преимущественного права на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.[2,с.42]
Помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих2 нормы о социальной защите семей погибших участников боевых действий содержатся в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ) "О ветеранах" (ст.21), в пенсионном законодательстве, в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, а также ведомственных нормативных актах.
Льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» для семей погибших военнослужащих, распространяются на нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.[5, с.13]
В соответствии со ст. 50 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.[7, с.5]
В соответствии со ст. 53 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом иждивенчество детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств.[7, с.7]
Законодательством установлены два различных основания, при наличии которых члены семьи умершего гражданина, проходившего военную службу, считаются состоявшими на иждивении умершего:
а) полное содержание умершим кормильцем членов семьи. Под полным содержанием членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и т.п.). Члены семьи должны получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником их средств существования;
б) помощь умершего кормильца членам семьи, являющаяся для них постоянным и основным источником средств существования. Под постоянным и основным источником средств существования понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца (т.е. эта помощь была не разовой, единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи. Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).[7, C.40]
Нахождение членов семьи умершего военнослужащего на его иждивении подтверждается справкой, выдаваемой жилищно-эксплуатационной организацией либо администрацией района или города по месту жительства.
В тех случаях, когда жилищно-эксплуатационная организация либо администрация района или города не располагает данными о нахождении членов семьи на иждивении умершего военнослужащего, либо затрудняется вынести такое заключение, факт нахождения (либо не нахождения) на иждивении устанавливается путем ознакомления с материальным положением семьи умершего военнослужащего представителями военного комиссариата района и жилищно-эксплуатационной организацией либо администрацией района или города.
Результаты ознакомления с материальным положением оформляются заключением, в котором должны быть указаны следующие данные: длительность совместного проживания членов семьи с умершим военнослужащим и ведения с ним совместного хозяйства; источники и размеры доходов каждого из них (в том числе от личного подсобного хозяйства); характер и размер материальной помощи, оказываемой умершим военнослужащим этим членам семьи, а в отношении родителей, кроме того, имеют ли они других детей, возраст, трудоспособность этих детей, характер и размер оказываемой ими материальной помощи родителям. В подтверждение указанных данных к заключению при необходимости приобщаются соответствующие документы (талоны почтовых переводов, расчетные листы к денежным аттестатам, копии исполнительных листов и др.).
Заключение о семейно-имущественном положении членов семьи умершего военнослужащего подписывается указанными выше представителями, а выводы о том, находились ли члены семьи на иждивении умершего военнослужащего, подтверждаются подписью военного комиссара района.
Факт нахождения членов семьи на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего при отсутствии подтверждающих документов может устанавливаться в судебном порядке, если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным (статьи 247, 248 ГПК РСФСР).
В соответствии с п.4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для назначения пенсии, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.[20, с.187]
Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией, органом местного самоуправления) справки о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.
Заявление об установлении факта нахождения на иждивении члены семьи умершего кормильца должны подавать в суд по месту своего жительства (ст.249 ГПК РСФСР). В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том числе о нахождении на иждивении, могут быть возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом лиц, так и иных граждан и организаций, когда по закону они вправе обратиться в суд в защиту интересов других лиц. Дело об установлении факта нахождения на иждивении может быть возбуждено также по заявлению прокурора.
В соответствии со ст.250 ГПК РСФСР в своем заявлении заявитель должен указать, для какой цели ему необходимо установить факт нахождения на иждивении, а также привести доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.[45, с.223]
В соответствии с п.2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. № 69, права и льготы, установленные членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, указанных в ст.21 Федерального закона «О ветеранах», реализуются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209.[5, с.13]
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании следующих документов:
а) справка о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим);
б) свидетельство о смерти;
в) документы, подтверждающие родственное отношение к погибшему (свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
г) пенсионное удостоверение (либо справка о праве на пенсию по случаю потери кормильца).
Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах».[5, с.13]
Льготы по налогообложению семей погибших военнослужащих определены п.3 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, освобождаются от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога; совокупный доход, полученный членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, уменьшается в налогооблагаемом периоде на сумму дохода, не превышающую за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.[2, с..44]
Законодательством Российской Федерации установлены следующие льготы для семей погибших военнослужащих по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет:
а) освобождение членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, от уплаты налогов на имущество физических лиц. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего (п.1 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);[10, с.4]
б) освобождение родителей и супругов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. Льгота предоставляется указанным лицам на основании справки о гибели военнослужащего, выданной соответствующими государственными органами (п.1 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);[10, с.4]
в) освобождение членов семей погибших военнослужащих от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, за выдачу свидетельства о праве на наследство жилого дома, квартиры, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире после его смерти; за выдачу свидетельства о праве на наследство имущества погибших военнослужащих (подпункт «б» п.5 ст.5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»);
г) освобождение членов семей, потерявших кормильца, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по искам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца (подпункт 4 п.2 ст.5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»);[10, с.5]
д) освобождение от налогообложения имущества лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка (ст.4 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения»);
е) освобождение членов семей, потерявших кормильца, от налогообложения на транспортные средства, переходящие им в порядке наследования. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца (ст.4 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения»);
ж) освобождение от налогообложения доходов семей погибших военнослужащих, связанных с получением ими компенсационных выплат в связи с гибелью военнослужащих при исполнении ими своих служебных обязанностей (подпункт 3 ст.217 Налогового кодекса РФ);
з) право родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, на налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих, если они не вступили в повторный брак (подпункт 2 п.1 ст.218 Налогового кодекса РФ).
Семьи погибших военнослужащих имеют право на первоочередное получение жилья. Оно закреплено ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 6 которой установлено, что в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга по спасению человеческой жизни, по охране государственной собственности и правопорядка.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей» Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 1197-68 данная правовая норма распространена на все семьи военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших в ходе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями. Предоставляемое в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 ЖК РСФСР, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее занимаемого. Если занималась отдельная квартира или более одной комнаты, то соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат.
Аналогично в соответствии с п.3 ст.108 ЖК РСФСР решается вопрос в отношении служебных жилых помещений. Семьям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, при выселении из общежитий предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям ст. 97 ЖК РСФСР. Предоставляемое в связи с выселением другое жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Помещение, предоставляемое выселяемому, должно быть указано в решении суда о выселении.
Семьи погибших военнослужащих в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» и п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеют право на 50-процентную оплату жилья и коммунальных услуг, а также за пользование телефоном, коллективной антенной и радиотрансляционной точкой.
Порядок реализации данного права определен Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 мая 1998 г. № 76 - ФЗ.
Согласно Положению, указанные льготы предоставляются членам семей погибших военнослужащих на основании удостоверяющих право этих граждан на льготы справок, ежегодно выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение указанных граждан и заверенных печатью и подписью начальников уполномоченных органов. Справки предъявляются в жилищно-эксплуатационные организации, жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, товарищества собственников жилья (кондоминиумы), предприятия связи федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие предприятия, учреждения и организации, предоставляющие льготы, а также осуществляющие сбор платежей граждан за соответствующие услуги.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», семьи погибших военнослужащих имеют право на получение разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков.[5,c.11]
Порядок предоставления указанных кредитов определен постановлением Правительства РФ от 13 января 1999 г. № 51 «О порядке предоставления льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков членам семей военнослужащих, потерявших кормильца».
Данным постановлением установлено, что льготные кредиты за счет средств федерального бюджета на строительство индивидуальных жилых домов семьям погибших военнослужащих предоставляются в рамках реализации федеральной целевой программы «Свой дом», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 753. При этом максимальная величина кредита может достигать 100% стоимости общей площади жилья по социальной норме с учетом сложившейся средней стоимости 1 кв. м жилья в соответствующем регионе.
Согласно разъяснению Сбербанка России от 17 февраля 1993 г. № 01-120/03-161, семьи погибших военнослужащих и приравненные к ним лица освобождаются от уплаты процентов за пользование кредитом на строительство индивидуального и кооперативного жилья, а также на строительство садовых домов и благоустройство садовых участков и другие цели в соответствии с ранее принятыми законами и постановлениями бывшего правительства СССР, для чего следует заключить дополнительное соглашение.[25]
Ссуда на кооперативное жилищное строительство (включая и сумму первоначального взноса в ЖСК) выдается единовременно путем перечисления на счет жилищно-строительного кооператива.
При заключении договора на получение кредита в договоре указывается полная сумма выдаваемого кредита, в срочном о ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 |
|