Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты характеристики благотворительной деятельности как социокультурного феномена
1.1 Сущность и содержание благотворительной деятельности
1.2 Основные тенденции развития благотворительной деятельности в РФ
Глава 2 Технологии благотворительной деятельности в Алтайском крае
2.1 Технологии благотворительности на уровне муниципальных образований
2.2 Основные технологии благотворительности в деятельности общественных благотворительных организаций
2.3 Благотворительность коммерческих организаций Алтайского края
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования
Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально - экономической и культурных сферах. К ним, в частности можно отнести появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования и культуры. Все это приводит к развитию негосударственных форм поддержки социальной сферы. В силу этого, требует особого осмысления такого российского феномена российского общества как благотворительность.
С начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер и состав участников благотворительного движения. В России вообще и в Алтайском крае в частности, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.
Возрождение в Российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном осмыслении этого феномена - его основных форм, технологий и перспектив развития.
Все это обуславливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.
Цель исследования: выявить основные технологии развития благотворительности в Алтайском крае.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих основных задач:
1. Проанализировать основные подходы к анализу благотворительности в Алтайском крае.
2. Выявить основные направления благотворительности.
3. Охарактеризовать основные технологии благотворительности в Алтайском крае.
Объект исследования: благотворительность как социокультурное явление в российском обществе
Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности в регионе (на примере Алтайского края).
Гипотезы исследования:
1. Наиболее адекватный анализ благотворительности осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны основных характеристик благотворительности, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества.
2. Благотворительность является социокультурным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно - историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным общественным состоянием.
3. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского общества, так и те, которые формируются и развиваются на уровне региона.
4. На уровне региона в настоящее время благотворительность развита, в первую очередь в форме добровольческого движения, причем проявляющегося в форме одноразовых акций.
Методы исследования:
-анализ научной литературы и Интернет - источников;
-вторичный анализ социологических данных.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- теория социкультурной динамики;
-концепция жизненных сил человека, его индивидуальной социальной субъектности;
В научной литературе, за исключением работ Антонович[1] отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами.
Имеющуюся в нашем использовании литературу можно, с достаточной степенью условности разделить по отраслевому признаку: монографические работы, учебная литература и публицистическая литература.
Глава 1. Теоретические аспекты характеристики благотворительной деятельности как социокультурного феномена
1.1 Сущность и содержание благотворительной деятельности
В научной литературе существует несколько подходов к анализу феномена благотворительной деятельности.
Философский поход к содержанию благотворительности подчеркивает такие важные аспекты как любовь к людям, милосердие и определяет феномен благотворительности как состояние человеческой души и стремление делать добро.
Этический подход к анализу данного феномена подчеркивает связь благотворительности с общечеловеческими ценностями.
И, наконец, социологический подход рассматривает благотворительность как целенаправленную общественную деятельность.
В рамках данного подхода мы и будем характеризовать феномен благотворительности в современном обществе.
Благотворительность образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей [1, с. 28].
Процесс возрождения благотворительности - ответная реакция общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только обнищанием сравнительно большой части населения, но и ослаблением потенциала государства.
В свое время государство значительно сузило свои функции в регулировании и развитии социальной сферы, государственная система патронажа заметно ослабла. Благотворительность возрождается как реакция общества на вызов времени.
Таким образом, можно обозначить наличие объективных предпосылок формирования благотворительности.
Учеными И.М. Модель и Б.С. Модель была осуществлена попытка рассмотреть институт благотворительности как один из элементов гражданского общества, и в доказательство этому были приведены некоторые аргументы.
По их мнению, деятельность социальных институтов,, как указано в «Российской социологической энциклопедии», определяется рядом признаков: во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие тины поведения, что составляет формально-правовую основу деятельности того или иного института; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществления социального контроля.
Первая позиция, позволяющая отнести благотворительные общественные объединения к категории социальных институтов, это наличие у них уставов. Устав - основной документ, лицо организации.
В обосновании второй позиции приводятся следующие аргументы: благотворительные общественные объединения как «типичные представители» некоммерческих общественных объединений граждан интегрировались в социальную структуру общества. Так как эти организации некоммерческие, то их назначение - помогать и государству, и обществу, быть посредником между государством и обществом, между бизнесом и нуждающимися гражданами, организациями, объединениями.
В последнее десятилетие федеральными властями принят ряд законов, регламентирующих деятельность организаций и объединений этого сектора общества, что позволяет «третьему сектору» узаконить формально-правовую основу его деятельности.
Благотворительные общественные объединения располагают некоторыми условиями и средствами для реализации своей деятельности: получают определенные социальные заказы от властей (с соответствующим финансированием), пользуются льготами при аренде помещений, получают организационную и информационную помощь со стороны государственных и муниципальных структур, им разрешена и коммерческая деятельность.
Благотворительность характеризуется наличием цели деятельности, соответствующими функциями и принципами, набором статусов и ролей, обеспечивающих успех деятельности объединения.
Все цели, в которых может осуществляться благотворительная деятельность, четко перечислены в пункте 2.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:
· социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, 1швалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
· подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
· оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
· содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
· содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
· содействие защите материнства, детства и отцовства;
· содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
· содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
· содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
· охрана окружающей природной среды и защиты животных;
· охрана и должное содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Благотворительность как общественная деятельность характеризуется наличием следующих основных функций:
1. Экономическая. - обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе. Восполнение недостатков функционирования рыночных механизмов.
2. Социальная - снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут |адаптироваться в новых условиях жизни. Восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможность потребления общественных благ и самореализации, одновременно - воздействие на общественноё мнение.
3. Политическая - реализация механизмов обратной связи населения и властных структур. Формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права.
Это внешние функции. Есть еще и внутренняя функция - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе, удовлетворение нравственных потребностей благотворителей.
Для определения и характеристики основных форм благотворительности необходимо выделить «типовые» показатели и критерии благотворительности.
К ним относятся:
1) субъект благотворительности - тот, кто осуществляет благотворительную деятельность;
2) объект благотворительности - тот, кому оказывается благотворительная помощь;
3) масштаб благотворительной деятельности;
4) мотивы благотворительной деятельности - то, что, побуждает в ней участвовать;
5) социокультурный статус благотворительности - то, какое место занимает она в социокультурной системе ценностей;
6) духовные основы благотворительной деятельности - идеологические, морально-этические, религиозные источники благотворительности;
7) организационные формы благотворительности.
Основными субъектами благотворительной деятельности выступают: семья, родственники, друзья, знакомые, соседи и местная община, сослуживцы, сотрудники, органы государственной власти и в том числе местной власти, администрация предприятий, организаций, общественные организации, в том числе профессиональные союзы, религиозные организации, частные лица.
Соответственно этому можно выделить следующие формы благотворительности: семейно-родственную, дружескую, общинную, государственную, корпоративную, общественную, религиозную или церковную, частную (табл.1).
Таблица 1 Формы благотворительности
|
Субъект благотворительности
|
Форма благотворительности
|
|
Семья, родственники
|
Семейно-родственная
|
|
Друзья, знакомые
|
Дружеская
|
|
Соседи и местная община
|
Общинная
|
|
Сослуживцы, сотрудники
|
Корпоративная
|
|
Органы государственной власти
|
Государственная
|
|
Общественные организации
|
Общественная
|
|
Религиозные организации
|
Религиозная церковная
|
|
Частные лица
|
Частная
|
|
|
Нужно отметить, что эта типология имеет достаточно условный характер, так как субъекты благотворительности в некоторых случаях, «совмещаются». При «проецировании» данной модели на российскую действительность сразу же обнаруживаются три важных обстоятельства.
Итак, во-первых, функционально-ролевое соотношение субъектов благотворительности в отдельные периоды российской истории различно.
Общественная форма благотворительности возникла только в начале XIX века с учреждением Императорского человеколюбивого общества. Примерно в это же время стала развиваться частная благотворительность. С отменой крепостного права, развитием рыночных отношений в деревне начинает падать роль общинной благотворительности.
Во-вторых, формы благотворительности значительно различались в городе и деревне. Влияло на них и сословное деление общества.
Если в деревне сравнительно большую роль играли семейно-родственная и общинная формы благотворительности, то в городе - государственная, корпоративная и частная. Для мещан большее значение имели государственная и частная благотворительность, для купцов - семейно-родственная, дворян - корпоративно-дружеская.
В-третьих, статистические или аналитические данные по многим формам благотворительной деятельности отсутствуют, есть они в более или менее полном виде только по трем формам благотворительности: государственной, частной и церковной.
Однако независимо от функционально-ролевых смещений, степени полноты статистических и аналитических данных очевидно следующее: доминирующей формой социальной поддержки для россиян была и остается семейно-родственная. Проходят века, но семья и родственники остаются основным источником социальной поддержки, помощи.
Таким образом, социологический подход позволяет проследить динамику форм, факторов, влияющих на благотворительность, показать специфическое содержание, все внутренние механизмы, которые воздействуют на сохранение отдельных благотворительных форм.
1.2 Основные тенденции развития благотворительной деятельности в РФ
Формирование в XX веке достаточно сильных структур «третьего сектора» есть известная реализация некоторых принципов общественного устройства [1].
«Уровень развития благотворительности как социокультурного явления выражает степень достигнутой меры свободы экономических субъектов самим распоряжаться частью своих доходов для социального воспроизводства.
Это вопросы идеологии, власти и контроля. Объемы налоговых льгот на благотворительную деятельность есть мера, в которой государство допускает свободу граждан реализовывать свою самостоятельность, то есть мера развитости гражданского общества» [1, с. 40].
Ограничивая или не поощряя благотворительность (не предоставляя налоговых льгот), государство укрепляет свои позиции и действует в «своих интересах». У него есть два пути: первый - дать возможность гражданам обобществлять и распределять по своему усмотрению часть подлежащих обобществлению средств, второй - поставить экономического субъекта в такое положение, когда он вынужден осуществлять благотворительность среди принудительных (налоговых) форм обобществления.
Сегодня в России используется несколько модернизированный второй путь: государство рассматривает некоторую часть благотворительных пожертвований в качестве доходов благополучателя и облагает этот «доход» налогами.
В современных условиях благотворительность как знак «социального статуса» входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вместе со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то такого рода «благотворительность» выступает в качестве морально-статусной нормы. «Для государства благотворительность есть особая форма имущественных отношений, связанных с движением материальных ресурсов. Поэтому оно относится к ней весьма заинтересованно как к хозяйственной деятельности и совершенно безразлично к тому, что это в первую очередь этический и культурный феномен, приводящий в движение совсем другого рода ценности - этические и культурные» [3, с. 28].
Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов.
Ими были Детский фонд, Советский фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд других. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности.
Так, советский Детский фонд был создан в 1987 году. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей благотворительную помощь детям - сиротам и инвалидам. Его деятельность формально была построена на принципах благотворительности, то есть сбора пожертвований от населения и предприятий и реализации за счет этого программ безвозмездной помощи. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направленных на разработку и реализацию целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, на формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. Наконец 1993 года в России было зарегистрировано около 9 тысяч общественных объединений. Из них более чем 1,5 тысячи можно отнести к благотворительным [1; с. 70].
К сожалению, обобщенных данных о работе общественных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции благотворительности. Инициативы благотворительных организаций весьма разнообразны.
Одни из них занимаются помощью, поддержкой и социальной реабилитацией безнадежно больных. Например, общество «Мы и вы», благотворительная организация «хоспис».
Другие осуществляют социальную защиту военнослужащих Фонд защиты военнослужащих, а также лиц, принадлежащих к определенной профессии Ассоциация профессионалов риска, Благотворительный фонд защиты журналистов, социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, в том числе помощь душевнобольным, алкоголикам и наркоманам благотворительный фонд «Душа человека», социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов благотворительный фонд «Белый журавлик», педагогическая ассоциация «Китеж».
Существует социальная защита жертв экологических катастроф (союз «Чернобыль»), социальная поддержка многодетных и неполных семей (Союз многодетных матерей, ассоциация «Только мама», ассоциация «Отцы и дети»), помощь беженцам, бездомным и безработным (ассоциация исследователей бездонности и безработицы, комитет по оказанию помощи беженцам). Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 организаций, большая часть которых осуществляет помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям [1, с. 72]. Примером может служить Московский дом милосердия, зарегистрированный в 1991 году как независимый благотворительный фонд, главной своей задачей считающий создание системы долгосрочной помощи нуждающимся, объединение людей доброй воли в заботе о бедных, пожилых, инвалидах.
Сотрудниками Дома милосердия, его активистами разработаны различные программы, в том числе «Доброта без границ», «Территориальные агентства», «Доступный транспорт».
В муниципальных округах города создано 45 территориальных агентств, строящих свою работу на основе гражданской инициативы и социальной активности жителей. Их деятельность организуется на основе труда добровольцев непосредственно по месту жительства, где создается среда взаимопомощи. Для бедных людей открыта сеть столовых бесплатного питания, проводятся недели милосердия, праздничные мероприятия и т.д. В 1994 году московский Дом милосердия оказал различные виды услуг более чем 150 тысячам нуждающимся в них людей [1, с. 72].
Также в качестве примера может быть приведен опыт работы благотворительного фонда «Сопричастность», оказывающего необходимую психиатрическую и психологическую помощь душевнобольным и их родственникам. Работа фонда строится с позиций так называемой социальной психиатрии, предусматривающей попытки интегрировать больного и общество. Для пациентов проводятся консультации специалистов в области психиатрии, психологии, права. Работают клубы родственников, широко распространено движение волонтеров, активно развиваются формы самопомощи и взаимопомощи. Кроме того, фонд работает с людьми пожилого возраста. Разработана специальная программа «Геронтология», включающая такие направления, как оказание социальной помощи на дому, медицинское консультирование, информационное обслуживание, социально-психологическая адаптация к пенсии. В Перовском районе Москвы с 1991 года существует благотворительный фонд «Душа человека» - негосударственная некоммерческая общественная организация помощи лицам с душевными заболеваниями и их семьям. Учредителями выступили 15 частных лиц. Основным содержанием работы фонда стала комплексная программа реабилитации «Душевное здоровье», направленная на помощь и психологическую поддержку душевнобольного человека в период выздоровления и ремиссии. Формы работы: консультации, финансовая помощь инвалидам и их семьям, обеспечение продуктами, лекарствами и одеждой, трудоустройство, организация групп общения, клубов, работа с родственниками.
Фонд регулярно обеспечивает своих подопечных продовольствием и одеждой, организовано ежедневное бесплатное питание 75 человек в диетической столовой, работают три клуба психологической поддержки, проводятся медицинские, психологические и юридические консультации.
В 1993 году Фонд провел акцию «Банковский лекарственный щит». Она заключалась в сборе пожертвований (был собран 1 млн. руб.) и закупке на эти деньги лекарств для душевнобольных. Акция, во-первых, помогла выжить 150 больным; во-вторых, показала, что благотворительные организации могут успешно работать, если к этому делу привлечь как профессионалов в области социальной работы, так и людей доброй воли [2, с. 45].
Традиции российской благотворительности продолжает благотворительный фонд «Метрополь». Еще в начале века он был задуман Саввой Морозовым не только как гостиница, но и как культурный центр. Обстоятельства помешали осуществлению этого проекта, однако гостиница всегда поддерживала связи с ведущими деятелями культуры и искусства, что и определило направленность работы современного фонда «Метрополь» - помощь талантливым деятелям культуры, а в их лице -- поддержка русской культуры в целом.
«Фонд не выделяет денежных средств, а бесплатно предоставляет номера в гостинице для участников и гостей концертов и фестивалей. Фондом были поддержаны фестиваль, посвященный 100-летию Сергея Прокофьева, благотворительные концерты Монсеррат Кабалье и ряд других» [2, с. 216].
Наиболее распространенная форма благотворительности на сегодняшний день - это добровольчество.
Традиции благотворительности в России складывались столетиями и понимались, как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Причем ею занимались на добровольческой основе. И тогда в понятие «добровольный» вкладывался немного другой смысл. Хотя суть его не изменилась.
Вместе с новшествами в различных областях человеческой деятельности в нашу речь часто входят иностранные понятия и термины. Например, сегодня прочно используются понятия фандрейзинг (сбор средств), паблик рилейшнс (связь с общественностью), менеджмент (управление). Эти термины уже становятся все более употребляемыми в их иностранном звучании. Все чаще слышим мы слова волонтёр, волонтерство, что в переводе с английского означает доброволец, добровольчество. В старых словарях русского языка-, понятие «доброволец» имеет несколько отличный смысл от современного значения, сложившегося в практике международного добровольческого движения, а понятия «добровольчество» как такового нет вообще. Но жизнь идёт вперед, старые слова наполняются новым содержанием, становятся привычными.
Термин «добровольчество» означает деятельность на основе доброй воли. Добровольно (без принуждения) люди совершают те или иные действия. Мы многие делаем добровольно, стараясь в своих поступках руководствоваться собственным решением, быть независимыми. Это касается нашего личного времени за пределами служебных и семейных обязанностей. Свое свободное время мы по собственному убеждению используем по-разному: дом, семья, театр, хобби, спорт и многое другое, то есть в целях собственной необходимости или собственного развития.
Самым главным признаком добровольчества является то, что доброволец, или волонтер, часть своего свободного времени, а следовательно, сил, энергии, знаний, опыта добровольно тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом.
Каждый может вспомнить примеры из своей жизни, когда из лучших побуждений или желания кому-то помочь, к примеру, он собирает детей и увлекает их каким-то интересным делом, или вместе с соседями убирает двор, участвует в работе органов самоуправления, отстаивает интересы бедных, оказывает им социальную помощь. Другой пример, когда человек, собираясь с единомышленниками, решает создать новую организацию в целях решения волнующих общество проблем.
Добровольческие организации могут быть очень маленькими и очень большими и иметь большой бюджет. Такие организации управляются советом директоров, людьми, которые работают добровольно, но пользуются и наемным персоналом. Такие программы получают пожертвования из бизнес-сектора, от частных лиц и государства.
Важным элементом добровольческого сектора является добровольная работа, или отдача своего времени. Добровольная работа -самая главная часть добровольческого сектора. Очень важно отыскивать пути к поощрению людей вступать в добровольческие организации.
Добровольцы оказывают услуги тем, кто в них нуждается, выступают защитниками тех, кто не может защитить себя - забытых * и обездоленных, работают в комитетах и органах самоуправления по месту жительства, организуют группы само- и взаимопомощи, борются за создание общества, в котором каждый сможет почувствовать себя в безопасности и под защитой правосудия.
Добровольчество - деятельность столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих добровольцев, потому что добровольчество - это способ:
- строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
- получить новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным что-то совершить.
Но никакие добровольческие организации, центры, независимо от того, большие они или маленькие, не могут работать без какой-либо основы: различных программ, целей, задач. Любой организации нужны свои технологии работы.
Технологии -- это определённые программы, задачи, цели, на которых основано существование и дальнейшая работа организации. Следовательно, для создания любой организации нужно прежде всего определить, для чего именно нужна данная организация, и на основе этого строить ее дальнейшую работу, а именно технологии, на которые она будет опираться.
Но однократного создания этих технологий недостаточно, для успешной работы организации их нужно изменять, усовершенствовать, подстраивать под настоящее время и под людей.
Социальные технологии - это такие технологии, которые созданы именно для социальных организаций и направлены на социальные проблемы, то есть это технологии для организаций, деятельность которых направлена на помощь различным слоям населения.
В России движении добровольцев только набирает силу. Отсутствие информации о значении добровольного труда не способствует его популярности среди различных категорий населения.
Согласно данным социологических исследований, которые были проведены Благотворительным фондом «Сопричастности» Центром «Информ-проект» в Москве, Челябинске и Екатеринбурге при поддержке Института «Открытое общество», большинство людей не готовы к личному систематическому участию в неоплачиваемых работах, хотя и воспринимают добровольный труд как ценное положительное явление [2, с.35]. Современные добровольцы в основном люди пожилого или, наоборот, молодежного возраста, как правило, женщины.
Это те, кто относится к категории населения с невысоким уровнем доходов, они особо остро переживают дефицит внимания со стороны близких, коллег, государственных и коммерческих структур.
Обычно участие в добровольном труде объясняется ощущением потребности в общении с другими, желанием быть кому-то нужным, своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и способность удовлетворять сопутствующие интересы: возможность получать информацию, повышая уровень образования, заводить знакомства, участвовать в работах, результаты которых можно использовать как приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.
Но парадокс заключается в том, что большинство людей положительно оценивая добровольный труд, выступают категорически против собственного участия в нем, мотивируя отказ отсутствием «заказчика», то есть какой-либо системы организации этого вида деятельности на уровне местного самоуправления (города, района или отдельно взятой формы). Нефинансовые интересы сторон сегодня не популярны. Это объясняется материальными трудностями тех, кто стремится использовать свое свободное время для дополнительного заработка.
К сожалению, большинство сторон, согласно социологическим опросам, вообще не могут сформулировать и необходимые условия, при которых они бы согласились лично участвовать в неоплачиваемых работах. Но основные тенденции, выделенные по результатам исследований, сводятся к следующему: молодежь стремится получить какие-либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - извлечь из добровольного труда обеспечение комфортного эмоционально-психологического состояния, уважительного отношения к своей деятельности.
По данным исследований, три четверти добровольцев - женщины.
Их число особенно велико среди людей пенсионного и предпенсионного возраста, в то время как среди молодых добровольцев (до 30 лет) заметно преобладание мужчин [2, с.390]. И это загадка: если волонтерская деятельность пожилых женщин еще более или менее вписывается в существующие стереотипы (собственное тяжелое положение, особенности воспитания, одиночество), то молодые мужчины менее всего ассоциируются с теми, кто готов в свободное время бесплатно трудиться на благо общества [2].
Среди добровольцев присутствуют люди различных возрастов, что не позволяет объяснить данный феномен только недостатком общения одиноких пенсионеров или юношеским идеализмом и наводит на мысль о том, что на самом деле причины куда более серьезны. Представители двух из перечисленных категорий, действительно, располагают большим количеством свободного времени, которое они могут себе позволить использовать, в том числе и для помощи окружающим.
Однако есть признак, объединяющий большинство волонтеров, - это довольно высокий образовательный уровень (наличие высшего или незаконченного высшего образования отмечается более чем у половины). Но и здесь трудно с уверенностью сказать, где причина, где следствие. Ведь каких-либо существенных отличий культурных предпочтений добровольцев от интересов большинства населения не наблюдается. Духовная «потребительская корзина» волонтеров включает наиболее известные имена: А. С. Пушкин. Л. Н. Толстой. П. И. Чайковский.
Можно привести в качестве примера гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», где используется работа добровольцев. Он создан в феврале 1992 года. Миссия этой организации - оказание медико-социальной помощи наиболее уязвимым группам населения (детям, старикам, инвалидам). Центр вырос из медицинской группы общества «Мемориал», что и определило основное направление его деятельности - помощь жертвам сталинских репрессий. Основная программа Центра в области социальной поддержки и медицины «Помощь на дому» - оказание медицинской и социальной помощи пациентам дома.
Особое значение имеет социальная помощь. Пациенты - старые, больные, часто одинокие люди, нуждающиеся не только в конкретной помощи, но в первую очередь в душевном тепле и участии.
Каждый доброволец - социальный работник - берет шефство над одним или несколькими пациентами, с которыми часто беседует по телефону, совершает совместные прогулки, читает вслух, выполняет отдельные поручения: ищет лекарства в аптеках, сопровождает подопечного в поездках к врачу, на процедуры, в различные учреждения, навещает заболевшего в больнице, доме престарелых.
Центр использует помочь и инвалидов, не выходящих из дома, которые беседуют с пациентами по телефону. Это скрашивает одиночество стариков, помогает им ощутить свою ценность и выйти из изоляции. Трудности общения с подопечными связаны с их психологическими особенностями: у большинства пациентов отмечается нарушение социальной адаптация с психическими отклонениями различной степени выраженности. Для общения с ними нужны доброта, терпение, чувство ответственности. Центр направляет желающих на курсы социальных работников. Проходят семинары, на которых волонтеры узнают о добровольческом движении в разных странах, основах психологии и психологических особенностях данных пациентов. График работы добровольца - индивидуальный. Каждый трудится столько, сколько он может и хочет. Испытательный срок для новичка - 1 месяц. С каждым добровольцем составляется индивидуальный договор.
Другим примером может послужить Центр поддержки добровольных инициатив в городе Лыткарино. Еще в 1992 году городская интеллигенция объединилась в Фонд возрождения исторического и природного наследия города. Программы Фонда - развитие краеведения, изучение местной истории, сохранение и развитие традиционных промыслов - привлекают все больше жителей города и, что особенно важно, молодежи.
В этих программах может найти свое место любая организация, даже та, которая считает своей задачей элементарное выживание своих членов.
Таким образом, основной тенденцией развития благотворительности в Российской Федерации является общий отход государства от решения социальных проблем и развитие, по преимуществу негосударственных форм и технологий благотворительной деятельности.
Глава 2. Технологии благотворительной деятельности в Алтайском крае
2.1 Технологии благотворительности на уровне муниципальных образований
Развитие благотворительности в Алтайском крае подчиняется в общем основным тенденциям развития этого феномена в Российской Федерации. Тем не менее, мы можем констатировать наличие определенных особенностей развития этой деятельности в нашем регионе. Одной из них является то, что государство, в лице муниципальных образований, активно участвует в процессе благотворительной деятельности.
Главной отличительной чертой развития благотворительности органов местного самоуправления является социальная ответственность территориальных органов местного самоуправления.
Общепринятого определения социальной ответственности в международной практике не существует, что дает повод понимать этот термин каждому по-своему. Это, в свою очередь, мешает установлению и закреплению правильного понимания термина среди российских бизнесменов и не дает компаниям быть по-настоящему социально ответственными.
Основными муниципальными организациями, осуществляющими благотворительную деятельность на уровне государственных муниципальных образований стали ТОС и ТСЖ.
В качестве примера, нами будет охарактеризована благотворительная деятельность ТОС «Западный» Петровского микрорайона Г. Барнаула.
Благотворительная деятельность в рамках Петровского микрорайона города строится по плану Совета и программ администраций района и города с учетом всех категорий населения. Основная направленность работы Совета по социальной защите и поддержке населения - конкретные решения вопросов по оказанию социальной, моральной, материальной и психологической помощи населению микрорайона.
Особое внимание уделяется социально не защищенной категории граждан: инвалиды, одинокие и одиноко проживающие престарелые пенсионеры, многодетные и опекаемые семьи, безработные и другие, совокупный доход которых ниже прожиточного уровня, установленного в Алтайском крае.
За отчетный период обратилось в Совет по социальным вопросам 340 человек. Оказана помощь 270-ти, остальным даны разъяснения.
При определении выделения помощи конкретному человеку, Совет, комиссия руководствуется Законом Алтайского края «О благотворительной деятельности», городской программы «О мерах по социальной поддержке населения г. Барнаула».
Различная социальная помощь оказана 3482-м жителям микрорайона на сумму 108455 рублей.
Оказана единовременная материальная помощь малообеспеченным семьям на прохождение курса лечения и приобретение лекарственных препаратов, на продукты питания, на приобретение одежды и обуви, на приобретение школьных принадлежностей и учебников, на долевое участие в ремонте подъезда, в установке входных металлических дверей в подъездах, на возмещение расходов на похороны и др.
В месячник пожилого человека было посещено 129 квартир одиноких и одиноко проживающих пожилых людей микрорайона.
Адресно поздравлены с Днем пожилого человека 45 одиноких престарелых людей с вручением подарков.
В особом внимании нуждаются инвалиды микрорайона.
Забота, внимание, теплые слова - вот самое главное для них.
По инициативе инвалида-колясочника Шарыпова Валерия Николаевича - председателя Краевой общественной организации инвалидов «Преодоление», жителя нашего микрорайона, создана в микрорайоне инициативная группа инвалидов.
ТОС оказывает большую моральную помощь и поддержку инвалидам, поддерживает связь с людьми, которым требуется психологическая и эмоциональная помощь.
Собственным опытом, мужеством, жизнелюбием, энтузиазмом помогает людям обрести себя.
По просьбе инициативной группы был организован и проведен вечер отдыха «Пусть он будет самым добрым, приходящий Новый год» с чаепитием.
Такие мероприятия помогают людям сблизиться, узнать друг друга. Вместе легче преодолеть жизненные проблемы.
С Новогодними праздниками поздравлены на дому одинокие и с тяжелой формой заболевания инвалиды микрорайона в количестве 46 человек.
50 новогодних подарков было вручено детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей.
С привлечением спонсорской помощи были поздравлены Новогодними подарками 50 активных жителей микрорайона.
На привлеченные средства предпринимателей, оказана различная социальная помощь 1268-ми жителям микрорайона на сумму 38220 рублей.
316 жителей микрорайона были адресно поздравлены с различными праздничными датами. Это участники и ветераны ВОВ, члены домовых и уличных комитетов, правления ТСЖ и ЖСК, активные жители микрорайона.
Социальная работа Совета строится в тесном контакте с Комитетом социальной защиты района и Территориальным Центром помощи семье и детям.
71-му малообеспеченному жителю микрорайона оказаны бесплатные услуги парикмахера, массажиста, лечебной физкультуры через Территориальный Центр социальной помощи семье и детям.
129 жителей микрорайона приняли участие в различных культурно-массовых мероприятиях, организованных Комитетом социальной защиты и Территориальным центром социальной помощи.
Социальная комиссия много времени уделяет подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий, посвященных как праздничным датам, так и событиям местного значения.
Для различных категорий взрослого населения было организовано 12 культурно-массовых мероприятий с участием 2374-х человек.
Были проведены праздники:
посвященный Дню Защитника Отечества «Воинская доблесть»;
посвященный Дню 8 Марта «Пусть март подарит Вам цветы»;
«Новогодний серпантин» - открытие снежного городка и др.
Стали использовать разнообразные формы работы, это экскурсии, посещение музея, театра.
Традицией стали выставки народного творчества населения микрорайона. 18 жителей микрорайона приняли активное участие в выставке, посвященной 40-летию Черемушек.
Вся деятельность Совета по работе с ветеранами ВОВ и тружениками тыла была посвящена 60-летию Победы.
Проведена работа по составлению списков участников ВОВ и тружеников тыла, проживающих на территории микрорайона.
Вручено на дому 103 юбилейных медали «60 лет Победы в ВОВ 1945 - 1945 гг.».
Адресно вручено 124 продуктовых набора.
15 участниц войны и вдов военнослужащих погибших в годы ВОВ были поздравлены на дому с Международным женским днем 8 Марта с вручением подарков.
Стало уже традицией поздравлять с различными юбилейными датами участников и ветеранов ВОВ микрорайона с вручением подарков.
Совместно с коллективами школ №№ 68 и 80, детским садом № 131, комнатами школьника «Метеор» и «Энергия» по общему разработанному плану была подготовлена большая, торжественная, праздничная программа на открытой площадке «Поклонимся далеким тем годам», посвященная всем участникам войны, труженикам тыла, жителям блокадного Ленинграда, бывшим узникам концлагерей, проживающих на территории микрорайона.
Советом, при широком участии общественности продолжается работа по обновлению и составлению социальных карт на каждую семью, по которым выявляет и берет на учет нуждающихся в социальной помощи жителей микрорайона.
Из-за пассивности и безразличного отношения некоторых членов домовых комитетов, к сожалению, есть подъезды в домах, в которых не составлены социальные карты, а значит и не учтены нуждающиеся в социальной поддержке жители.
Большие задачи стоят перед Советом. Много работы с населением предстоит на присоединившейся территории.
Целью Совета по работе с детьми и подростками является организация работы среди подростков и детей по профилактике правонарушений, предупреждению безнадзорности и беспризорности, по защите прав и интересов несовершеннолетних. Работа с детьми и подростками микрорайона ведется по трем направлениям: культурно-спортивная, социальная и профилактическая работа.
В 2006 году для детей было организовано и поведено 33 мероприятия, в которых приняло участие 1377 детей. Это, ставшие уже традиционными: Новогодний праздник для детей инвалидов. Открытие снежных городков. Конкурс «А, ну-ка, парни!», посвященный Дню Защитника Отечества. Празднование Международного женского дня, Дня семьи, Дня защиты детей, Дня матери. В комнатах школьника «Метеор» и «Энергия» работали выставки детского творчества, посвященные 60летию Победы. Совет организовал экскурсии для детей в краеведческий музей, планетарий, в экологический лицей. В прошедшем году Совет впервые участвовал в Всероссийской «Весенней недели добра». Мы провели мероприятие для ветеранов ВОВ на базе ДОУ№131 «От детских сердец к ветеранским сединам». Воспитанники детского сада показали ветеранам концерт и вручили сувениры из бисера, сделанные руками детей из комнаты школьника «Метеор». Ансамбль «Визави» выступил с концертной программой перед ребятами из детского дома во Власихе и передал им около 40 художественных книг.
173 ребенка представляло микрорайон в районных и городских соревнования и выставках. На культурно-спортивную работу среди детей Совет выделил 9705 рублей.
Мы можем гордиться успехами наших детей в 2005 году. Ансамбль свободной пластики «Визави», отметивший свой 5 летний юбилей в 2005 году, стал дипломантом Всероссийского фестиваля «Юность» в г. Москва. Девушки из «Визави» и юные футболисты, участвовали в представлении Железнодорожного района на карнавальном шествии на площади имени Сахарова, посвященном Дню города. В к/ш. «Метеор» открыли кружек начального технического моделирования, а в конце года его воспитанники уже демонстрировали свои работы на городской выставке.
Совет занял второе место в районном смотре-конкурсе по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно массовой работы по месту жительства.
На территории микрорайона действует 14 спортивных секций, 4 клуба, 4 футбольных дворовых команды. В них занимается 540 детей.
- 6 Секций баскетбола -120 человек
- Спортивные танцы -20 человек
- военно-спортивный клуб -50 человек
- 2 шахматных клуба - 90 человек
- лыжные гонки -20 человек
- ...........
Страницы: [1] | 2 |
|