Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения
Т.Н. Аксёнова
ст. преподаватель филиала ГОУ ВПО
Ставропольского государственного
педагогического института
в г. Будённовске
Русский учитель должен… знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях.
И. Ильина
Новейшая педагогическая антропология - педагогическое самосознание человечества - служит духовной, мировоззренческой, общетеоретической основой реалистической практики образования. Антропологический подход позволит нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе. Становление человеческой субъектности, духовное развитие личности, образование человека - проблемы, стоящие на стыке философских, гуманитарных, социальных наук.
В прежние, не столь отдаленные времена одной из главных задач, стоящих перед всеми педагогами, было воспитание патриотизма, и работа эта проводилась со всеми учениками в самых разных формах. Актуальна ли эта задача в наше время? Безусловно. Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей стране простым утверждением, что Родину нужно любить? На чем должен основываться патриотизм наших детей? Дети должны с нашей помощью научиться не только любить свою родину, ее культуру, но и критически оценивать все коллизии ее непростой истории, разбираться в истории ее культуры.
Не секрет, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, не знают и двух русских народных песен от начала до конца, а если знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними из самых любимых. Дети подрастают, и мы уже не можем ограничиваться только изучением фольклора, потому что история русской культуры -- это не только народное творчество. Это в такой же мере и то, что пришло на Русь вместе с христианством в конце X века.
Христианизация Руси (более 1000 лет тому назад) полностью изменила ее облик и содержание культуры. В течение нескольких веков все виды русского искусства: архитектура, живопись, литература, музыка были в большой степени связаны с церковью, верой, становлением православия.
В беседах, обсуждениях, дискуссиях с учениками разных классов выясняется, что с историей Древней Руси дети более или менее знакомы, но очень плохо знают о том, как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость, привлекает внимание и вызывает восхищение других народов
Неистовая музыка, которая заполонила сейчас радио и телеэфир, ошеломляет, оглушает человека. Она не способна нести в себе созидающее начало, ей сопутствуют лишь душевный разброд и метание. Музыкальный диссонанс исподволь, незаметно травмирует души, вводит их в мир отрицательных ощущений, и в качестве результата мы видим проявление агрессии, жестокость, насилие. Мне кажется, можно говорить об определенном музыкальном зомбировании, когда в традиционную национальную мелодическую, песенную культуру привносятся чуждые России ритмы, созвучия...
Но, к счастью, в нашей жизни сохранились некоторые островки подлинной Гармонии. Отрадно, например, что сейчас появляется интерес к проблеме русской духовной музыки. Она четко разграничена на музыку церковную, звучащую в храме как богослужебные песнопения, и светскую духовную музыку, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Если раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни, быта всех слоев общества, то теперь эта традиция практически утрачена. К сожалению, для новых поколений россиян церковная музыка остается неизвестной, а светская духовная музыка почти перестала развиваться. Но, как мне кажется, сейчас в нашем обществе проснулся интерес к истории Православия, а с ним и к духовной музыке.
После длительной работы с детьми появилось убеждение, что серьезный по объему курс истории русской духовной музыки и древнерусского искусства в условиях средней школы дать достаточно трудно. Наверное, важнее, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые вызвали бы интерес к теме, стимулировали бы дальнейшее самообразование в этой области. Одновременно возникла мысль о необходимости включить знания о духовной музыке в контекст школьной программы по музыке, предоставить детям возможность понять, что развитие музыкальной культуры каждого народа -- это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами. Необходимо поддерживать и развивать потребность духовного общения. И здесь, по-моему, большую роль может сыграть развитие современной светской духовной музыки, которая, заполняя вакуум бездушия, связанный с различными рок-направлениями, послужит мостиком между двумя состояниями человека, между жизнью - живущего вне Бога и жизнью с Богом.
Религия была отлучена от светского образования и тем более -- воспитания, разделяя судьбу церкви, «отделенной от государства». В результате это привело к чудовищному невежеству народа в сфере классической культуры, от которой молодое государство в принципе не отказывалось. Такие термины как «Душа», «Дух», «Духовное воспитание» или «Духовные ценности», которые ныне у всех на слуху, тогда, в начале века, были религиозной крамолой.
В результате уступок реформированные программы бывшего «Пения» и «Рисования» были введены в цитадель просвещения. Появилась точка опоры -- внутренний мир ребенка, который и стал «обустраиваться» воспитанием новых для школьника навыков:
? вглядываются в природу, в прошлое дедушек и бабушек;
? поощряется «оживление» предметов, объектов и далее -- одухотворение мира: природа грустит, плачет, радуется, негодует;
? образ мамы прочувствован, и чувствам этим соответствует адекватный выбор цвета, формы или звучания -- будь то живопись, музыка или поэзия.
Другими словами -- дети стали передавать в цвете, звуках самое важное, но невидимое. Эта невидимая энергия, оказывается, наполняет собою мир, одухотворяя его и одушевляя. Эта энергия создавала атмосферу радости и состояние духовной сосредоточенности на уроках творчества.
Национальное и зарубежное искусство прошлого и настоящего настойчиво входит в жизнь школы; юношеству открывается духовный смысл не только светского, но и религиозного искусства. И если во времена упрощенного атеизма «ученый» мог причислить «Троицу» Рублева почти к бытовому жанру (поскольку человекоподобные существа восседали за столом с чашей посередине), то в 70-е и тем более в 80-е годы панорама художественной культуры, представшая перед детьми, обрела яркую полноту и сложность.
Икона, перестав быть объектом уничтожения, открывает сознанию и чувствам Божественную Красоту и общечеловеческое содержание: святость материнства, гармонию единства, жертвенность страдания, силу милосердия, терпения и, наконец, всеобъемлющую Любовь! Справедливости ради следует подчеркнуть:
? когда двери школы были закрыты для религии, для духовных проблем и тем более для церкви, их удалось открыть Искусству.
? Именно оно принесло в жизнь детей светлый праздник творчества, оно раскрывало душу и просветляло духовное зрение.
? Божественная Красота мира предстала перед детьми как Гармония Мирозданья, как идеально выстроенная «модель», преображающаяся от века к веку.
Охраняя на семи ветрах несмелый огонь драгоценного светильника духовного воспитания, искусство выработало свою систему «расширения объема души», как говорили исследователи детского творчества в 20-х годах, свои методы построения духовного пространства в сознании и чувствах личности.
Искусство вводит в духовное устроение мира постепенно, как бы по спирали, в контексте возможностей возрастного развития, т.е. идя от возможностей восприятия самого ребенка, действительно, весьма различного у маленьких, подростков и юношей. И прежде чем старший возраст выйдет на философский уровень понимания духовных проблем, воплощенных в мировой художественной культуре, искусство «обслужит» малышей и подростков через личное творчество, воспитывая с младых ногтей чуткость и вкус к восприятию духовных ценностей, воплощенных в музыкальном и художественном образах, -- будь он «детским» или «взрослым.
В последнее время появилось много различных программ по музыкальному воспитанию, в некоторых духовной музыке отводилось мало внимания. Например: учебник «Музыка», разработанный на основе принципов художественной дидактики и творческих методов музыкального воспитания, синтезирующий опыт ведущих музыкантов-педагогов - Д.Б. Кабалевского, Е.П. Кабковой, Г.А. Струве, Н.А. Терентьевой.
«Музыка моего народа» - эта тема изучается в первой четверти 3 класса. В ней школьники соприкасаются с истоками возникновения музыки Древней Руси, начиная с древних славян, которые были язычниками и поклонялись природе - солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле, знакомятся со сказками, мифами, легендами и песнями того времени, с таким музыкальным явлением как знаменное пение, которое можно было услышать в церкви[5,10]. Оно придавало церковной службе особую пышность, торжественность и вместе с этим передавало особенности характера русского человека - мужественность, суровость, непреклонность.
«Тема Отечества в народной и композиторской музыке» изучается во второй четверти этого же класса. На самом первом уроке второй четверти ребята знакомятся с колокольными звонами и их предназначениями. Искусство колокольных звонов стало частью русской музыки и придавало ей ярко национальный колорит.
Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Этот учебник - первая ступенька на пути в мир Музыки, в мир Прекрасного. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.
На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Учебник имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь - что стремиться в храм». Рассмотрим более подробно изучение данного раздела на примере первого и четвёртого классов.
В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»[5,40]), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»[5,42]), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви»[5,46].
Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.
(С. Никитин)
Большое внимание уделяется изучению старинного музыкального инструмента - орган, учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви.
В нынешнее непростое время люди поворачиваются лицом к народным, религиозным праздникам. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!». Рождество - это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.
Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин.
Радуйся! Радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся! Радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
С добрыми вестями
Из святого града.
Радуйся! Радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
(Из народных славянских песнопений).
В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь - что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Учащиеся узнают о том, что в честь всех святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн - стихиру.
Земле Русская, граде святый!
Украшай твой дом,
В нём же Божественный
Велий сонм святых прослави.
Слушая стихиру, предлагается посмотреть на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших»[5,26].
Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Илья Муромец не только былинный герой, он - русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец (икона: «Преподобный Илья Муромский Чудотворец», А.П. Бородин «Богатырская симфония», М. Мусоргский «Богатырские ворота»).
Подробно знакомятся учащиеся с братьями Кириллом и Мефодием, которые известны как создатели славянской азбуки, которая названа кириллицей. Церковь признала их святыми и празднует их память 24 мая. (Икона: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»)
Мы благодарны просвещенью.
Наука - Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Также как и в предыдущих классах уделяется место праздникам. (Воскресение. Икона, молитва «Ангел вопияще» муз. П. Чеснокова, Ф. Шуберт «Аве Мария»)[5,32].
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)
Тематика уроков в классах среднего звена разработана таким образом, чтобы обеспечить их преемственность с материалом, известным детям по предыдущим занятиям:
? Пятый класс - Истоки и источники русской духовной музыки -- Сравниваются духовные песнопения с хорошо знакомыми русскими народными песнями, особо подчеркивая их явное сходство с песнями славления, плачами, лирическими песнями. С помощью тщательно подобранных слайдов, музыкального сопровождения рассказывается как пришло христианство на Русь, как влияло оно на развитие русской культуры, а вместе с тем подчеркивается тема влияния древнерусского искусства на бессмертные творения великих русских композиторов.
? Шестой класс - Русская духовная музыка в церковном богослужении - все уроки по русской духовной музыке посвящены общей теме, которая выбрана не случайно. Православное богослужение в России складывалось веками, и вместе с формами церковной службы формировались жанры русской духовной музыки. На занятиях по этой теме необходимо также подчеркнуть нарастание в русских духовных песнопениях песенных традиций Руси, отображения в них особого национального восприятия мира, нравственных ценностей, особенностей образа жизни русских людей, складывающихся из века в век.
? В седьмых классах основная тема на уроках -- Нравственные основы христианской религии и их воплощение в русской духовной музыке. Цель этих уроков -- попытаться довести до сознания учеников те нравственные ценности, которые стали основой русского национального характера, а также выявить незримую связь культурного развития народов нашей страны с народами других стран. Огромный след в сознании учащихся оставляет сравнительное слушание органной музыки И.С.Баха, духовных произведений С.Рахманинова и П.Чайковского, старинной русской духовной музыки.
? В восьмых классах на уроках духовной музыки речь идет о христианской музыке народов мира, о современных ее течениях. И все эти уроки объединяются общей темой -- Влияние экуменического движения Экуменизм, экуменическое движение (от лат. аесшпешсиз - вселенский, греч. - обитаемая земля) - возникшее в XX веке движение за объединение всех христианских церквей, ставящее своей целью усиле-ние влияния религии, выработку общехристианской со-циальной программы, пригодной для верующих, жи-вущих в странах с разным социальным строем. на содержание духовной музыки. Главное -- не только воспитать у детей гордость за свою отечественную культуру, любовь и бесконечное уважение к ней, но и дать почувствовать, что они -- жители Земного шара, очень маленькой планеты, что их культура -- часть мировой культуры.
В предмете «История музыки» для меня основным всегда был раздел русской музыки. Когда я встретилась с работами И. Кошминой, автором экспериментальной программы по русской духовной музыке для начальных классов общеобразовательной школы, я поняла, что пришло время расширять эту тему и в средних учебных заведениях - знакомить учащихся с церковной и светской духовной музыкой, с историей возникновения и традициями в этой области музыки, с историей религии.
Любопытно, что новое поколение - юные семнадцатилетние учащиеся - с удовольствием поют духовную музыку, которая, надеюсь, находит в их душах отклик: они проникают в мир слова, чувствуют это слово в соединении с мелодией; они даже внешне изменились. В этом сказывается благодатное воздействие духовной музыки.
Для исполнения духовной музыки важны не столько превосходные вокальные данные, сколько умение понять высокий духовный смысл произведения, суметь его выразить...[1,29]
Я мечтаю о том, чтобы добро наработало в себе столько сил, чтобы хватило потеснить зло, и я счастлива тем, что могу своей музыкой хоть немного помочь добру.
Список литературы
1. Александрова В., Есть внутренняя музыка души… Музыка в школе №3 1990.
2. Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2, 1999 - 48с.
3. Киселева Н. Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе № 2, 1999 - 51с.
4. Кошмина И. Наследие духовной культуры. №4, Искусство в школе - 38с.
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка. 1 - 4 классы. М., «Просвещение» 2002.
|