18
I. Система использования блочно - модульной технологии на уроках истории
1. Сущность блочно - модульного обучения
« … превратить деятельность ученика
в его самодеятельность…»
К. Д. Ушинский
Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии - вот то, что, по - моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии.
Сущность блочно - модульного обучения
Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
* содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
* учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
* каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат - это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.
Суть рационализации:
- индивидуализированное содержание обучения;
- выбор учащимися путей и темпа усвоения;
- возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения:
1) модульности;
2) выделение из содержания обучения обособленных элементов;
3) динамичности;
4) паритетности;
5) разносторонности методического консультирования;
6) осознанной перспективы;
7) действенности и оперативности знаний;
8) гибкости.
Каждый ученик - активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика - это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель - ученик - класс. Функция педагога - от информационно-контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодействие ученик - учитель идёт с помощью модуля.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Каждый ученик - активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика - это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель - ученик - класс. Функция педагога - от информационно-контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодействие ученик - учитель идёт с помощью модуля.
Что включает в себя система действий учителя?
Главное - это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ - ИДЦ - ЧДЦ - УЭ.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) - устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) - самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) - повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) - контроль знаний учащихся по всей теме.
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.
Затем пишу методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.
Методическое пособие для учащихся - это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:
- целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);
- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Общий план проведения блочно - модульного урока
1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.
2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала - графа №2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
|
№УЭ, время
|
Учебный материал с указанием задания
|
Руководство по усвоению знаний
|
|
УЭ- 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Уровень знаний по каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.
4) В УЭ-0 - ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике.
Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.
5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся.
6) Далее идет основной этап урока - изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
8) Последний этап - подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
Самое сложное в школьной жизни - это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи. Требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) школьников четко заложены Госстандартом. В Госстандарте заложены два критерия усвоения ЗУН:
1) Обозначен минимум знаний, умений и навыков с учетом возможностей каждого ребенка на удовлетворительную оценку.
2) Даны требования повышенного уровня, по которым ЗУН оценивается на «хорошо» и «отлично».
В своей педагогической деятельности оценивая учащихся, ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала, разработанный Бариновой И.И.
|
1 ступень - усвоение знаний
|
1-й уровень - узнавание, запоминание, воспроизведение
|
|
2 ступень - понимание
|
2-й уровень - пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия.
|
|
3ступень - понимание
|
3-й уровень - умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях
|
|
4ступень - анализ
|
4-й уровень - умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.)
|
|
5 ступень - синтез
|
5-й уровень - умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы.
|
|
6 ступень - оценка
|
6-й уровень - умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.
|
|
|
Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.
Оценочный лист
|
Фамилия, имя
|
УЭ-1
|
УЭ-3
|
УЭ-4
|
УЭ-5
|
УЭ-6
|
УЭ-7
|
итог
|
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль учителя
Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:
* системный анализ урока;
* тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);
* итоговый контроль (по результатам четвертей).
Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.
Что же дает модульное обучение?
Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:
· Что дают мне модульные уроки?
· Отвлекаюсь ли я на уроке?
· Хотели бы вы, чтобы так работали все учителя?
97% учащихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.
2. Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 - 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке.
Причины трудностей на уроке
|
№
|
Что мешает учиться лучше
|
2002-2003
|
2003-2004
|
|
1.
|
Недоступность учебного материла
|
8
|
8
|
|
2.
|
Неумение самостоятельно работать с книгой
|
5
|
4
|
|
3.
|
Отсутствие приемов учебной деятельности
|
0
|
0
|
|
4.
|
Неверие в свои силы
|
15
|
13
|
|
5.
|
Увлечение другими делами
|
29
|
32
|
|
6.
|
Плохие взаимоотношения с родителями
|
5
|
3
|
|
7.
|
Плохие взаимоотношения с учителями
|
3
|
0
|
|
8.
|
Плохие домашние условия
|
12
|
8
|
|
9.
|
Плохое состояние здоровья
|
20
|
19
|
|
10.
|
Потеря интереса к учению
|
7
|
6
|
|
11.
|
Плохие способности
|
12
|
11
|
|
12.
|
Плохие учебники
|
9
|
3
|
|
13
|
Низкая квалификация учителей
|
0
|
0
|
|
14.
|
Оторванность обучения от жизни
|
0
|
0
|
|
15.
|
Отсутствие уважения в школе к учащимся
|
0
|
0
|
|
16.
|
Отсутствие дружбы в классе
|
3
|
0
|
|
17.
|
Отсутствие порядка в школе
|
0
|
0
|
|
18.
|
Собственная лень
|
39
|
41
|
|
|
Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта в учении в 2004 году стала использовать блочно- модульную технологию и отдельные её элементы.
В качестве опытного «полигона» для апробации, я выбрала учащихся 9 классов. Перед началом запуска проекта проанализировала качество знаний по истории в этом классе, уровень овладения учащимися общеучебными умениями и навыками, а также специальными с целью отслеживания динамики изменений.
Использование на занятиях блочно-модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания, все это отразилось на качестве преподавании истории в 9 классе.
Качество знаний, уровень обученности
учащихся 9 классов в 2003- 2004 году
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
|
44%
|
98 %
|
46 %
|
98%
|
51 %
|
100 %
|
|
|
Качество знаний, уровень обученности
учащихся с 2004 по 2007 год (9, 10, 11 классы)
|
Итоги 2004-2005
учебного года 9 класс
|
Итоги 2005-2006
учебного года 10 класс
|
Итоги 2006-2007 учебного года 11 класс
|
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
|
59 %
|
100 %
|
66 %
|
100%
|
67,4 %
|
100 %
|
|
|
Участие в предметных олимпиадах по истории
Призовые места, похвальные грамоты, отзывы на предметных олимпиадах по истории
Трудоустройство выпускников 2007 года
Преподавание истории с использованием блочно-модульной технологии и динамика роста качества знаний
Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Опыт моей профессиональной деятельности был представлен:
- на школьной кафедре гуманитарных наук;
- на районных заседаниях МО учителей истории и обществознания;
- проведены открытые уроки для учителей школы, района
|