Актуальные проблемы дошкольного образования в сельском социуме.
План:
1. Специфика дошкольного образования в селе.
2. Социальное партнерство ДОУ и других общественных институтов социума.
3. Состояние дошкольного образования в сельской местности
1. Специфика дошкольного образования в селе.
На современном этапе сложилась проблемная ситуация в сфере сельского образования между:
заинтересованностью сельской семьи в получении доступного и квалифицированного образования детей, способного обеспечить их дальнейшее профессиональное и индивидуальное развитие в качественно новых социально-экономических условиях, и неуклонно сокращающимися реальными возможностями сельских школьников в получении конкурентоспособного по качеству образования; усиливающейся вынужденной информационной замкнутостью сельских школ, их учителей и школьников и возрастающей потребностью сельских школ в доступности каналов информации для развития сельского образования; потребностью сельского социума в сохранении его самобытной социокультурной среды, общинной солидарности и культурно-духовного обмена, способствующих социальной адаптации и выживаемости сельских семей в сложных условиях переходного периода, и долговременными негативными социальными последствиями деформации культурно-образовательного пространства на селе, провоцируемой закрытием сельских школ, домов культуры, библиотек, дошкольных учреждений.
Важнейшим социальным институтом, призванным обеспечить социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего Отечества, выступает сельская школа, где архиважная и системообразующая роль принадлежит педагогическому коллективу.
Необходимость подготовки будущего учителя к работе в сельской школе обоснована рядом объективных причин: типологическими особенностями сельского ребенка; спецификой жизнедеятельности сельских школ; преимущественным количеством общеобразовательных учреждений, расположенные в сельской местности (69,8% от числа всех общеобразовательных учреждений России).
Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются окружающей его социокультурной средой. Воздействие факторов этой среды на развитие личности ведет к формированию определенного типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями. Чтобы педагогическому коллективу правильно строить стратегию социально-педагогического сопровождения сельского ребенка, необходимо учитывать наиболее типичные его особенности.
Пространственная ограниченность сельской среды, узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов способствуют повышению уровня монотомии (психологического пресыщения), связанного с ограниченным кругом общения; медленному темпу культурного развития, коммуникативных навыков, речевой культуры и общей образованности; школьник младшего возраста медленнее, чем городской, овладевает речевыми навыками родного языка. Бедность словаря обусловлены бедностью стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности.
Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего общей устойчивостью.
Внимание носит сравнительно пассивный характер. Раннее включение ребенка в трудовую жизнь, с одной стороны, формирует ценностно-целевую установку на практический результат, а с другой - идет за счет подавления и ослабления целого ряда других функций, способствующих его раннему развитию (игровой деятельности, художественному творчеству, интеллектуальной работе, физкультурно-оздоровительной деятельности). Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших, нравственные ценности взрослых. Ассоциативное поведение взрослых служит мощным стимулом для подражания. Близкое знакомство с природой позволяет сельскому школьнику иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы и животном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характер мышления (недоразвитие анализирующего, логического мышления). Отличительным свойством живых, ярких представлений ребенка служит наглядность, предметность (городскому ребенку свойственна более сильно выраженная вербальность, сравнительно меньшая наглядность). Здесь, видимо, кроются и затруднения сельских школьников в восприятии отвлеченных, абстрактных понятий. Ум сельского ребенка обладает сравнительно большей ясностью, полнотой, наглядностью. Ему свойственны созерцательность, отсутствие торопливости и сентиментальности, реалистичность, сдержанность в выражении чувств, непосредственность, открытость, отзывчивость, самостоятельность в быту, склонность к чувствиительному восприятию окружающего мира, он непривычен к быстрой ориентировке в новой ситуации.
Специфическими социальными условиями функционирования сельской школы выступают: слаборазвитость социальной инфраструктуры, изолированность, отдаленность. Потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей, а также взрослого населения обусловила необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических и культурных функций.
Современная сельская школа выступает как селообразующий фактор, как фактор формирования духовных ценностей нации, как образовательный и культурный фактор, как фактор педагогического оздоровления сельской социальной среды, как фактор развития сельскохозяйственного производства.
Чтобы выжить и развиваться, школа на селе должна стать организатором социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей и родителей, восстановления вековой крестьянской традиции воспитывать всем миром ; инициатором социальной работы с детьми и их семьями; институтом поддержки детских и молодежных объединений села; базовым институтом профильной и допрофессиональной подготовки учащихся.
2. Социальное партнерство ДОУ и других общественных институтов социума.
· в сфере образования
развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности;
поддержание и улучшение качества образования на основе создания единого механизма обеспечения качества, охватывающего все стороны развития образования;
восстановление и развитие в новых условиях воспитательных функций как неотъемлемой части системы образования, ориентированных на приобретение индивидуумом комплекса ключевых компетенций: социальной, поликультурной, языковой, информационной и др.;
разработка и реализация моделей образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей
· в сфере молодежной политики
создание условий для социальной интеграции и адаптации молодого поколения, содействие в профессиональной подготовке и трудоустройстве молодежи в соответствии с полученным образованием, воспитание гражданственности и активной общественной позиции молодых людей;
· в сфере физической культуры и спорта
всестороннее физическое развитие жителей города на основе создания системы физической культуры и спорта, ориентированной на максимально полное удовлетворение потребностей в двигательной активности, занятиях массовым и профессиональным спортом различных категорий населения.
· формирование кадровых ресурсов города, обладающих знаниями и навыками, соответствующими актуальным и перспективным потребностям экономики в условиях перехода к устойчивому развитию;
· обеспечение взаимодействия учреждений сферы образования, молодежной политики, физической культуры и спорта с различными общественными институтами в рамках социального партнерства и организации совместной деятельности;
· оптимизация ресурсного обеспечения на основе развития единого информационного пространства, научного и методического сопровождения профессиональной деятельности специалистов, создания механизма многоканального финансирования, рационального использования материальных ресурсов.
3. Состояние дошкольного образования в сельской местности
По данным 2001 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений. В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г.
В 1990 г. сеть сельских ДОУ и яслей составляла около 40 000 учреждений, из них около 10 000 принадлежали колхозам и совхозам.
Сохраняется устойчивая тенденция сокращения сети сельских ДОУ. В 2001 г. было сокращено 704 ДОУ.
К причинам сокращения числа сельских ДОУ относятся:
· снижение рождаемости в сельских районах;
· проблемы подвоза детей (отсутствие системы “школьных автобусов”);
· падение уровня жизни семей с детьми; отсутствие должной работы с родителями безнадзорных детей и др.
Сохранялась тенденция сокращения охвата детского населения услугами сельских ДОУ (с 1998 г. на уровне 35%).
Вместе с тем появились положительные тенденции по восстановлению и открытию сельских ДОУ в Республике Дагестан (27 ДОУ), Краснодарском крае (4 ДОУ), Свердловской области (35 ДОУ), Республике Северная Осетия - Алания (2 ДОУ). Сохранилась сеть в Ленинградской, Камчатской области и др. Ряд руководителей областей оказывают действенную поддержку сельским и городским ДОУ.
В ряде регионов местные органы власти принимают меры к удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах на основе программ социального партнерства, широко вводится система взаимозачетов, открываются ясельные группы.
На селе сложно организовать группы кратковременного пребывания, отчасти данную проблему решают гибкие формы дошкольного образования “мини-сады” в Курганской, Самарской областях, Республике Марий Эл и др.
Причины негативных явлений следующие:
отсутствие нормативно-правовых документов по оптимизации деятельности учреждений (модель “школа - детский сад”) в условиях реструктуризации сельских малокомплектных образовательных учреждений;
отсутствие опыта у руководителей сельских округов по формированию социального заказа на работу ДОУ в режиме культурно-образовательного или оздоровительного центра;
“ветхость” материально-технической базы сельских ДОУ;
слабое развитие сети сезонных ДОУ, летних детских площадок, функционирующих в основном в период занятости сельского населения (таковые имеются в большинстве республик Северного Кавказа и ряде других регионов);
недостаточная работа попечительских советов сельских ДОУ и муниципалитетов по пропаганде дошкольного образования (см. “Об оказании попечительской поддержки ДОУ в сельской местности” - информационное письмо Управления дошкольного образования Минобразования России от 12.07.2002 №23-16) и др.
Определенную тревогу ученых вызывает эксперимент по реструктуризации сети образовательных учреждений на селе. Отмечается нивелировка проблем ДОУ в зависимости от специфики делегирования полномочий им базовыми школами.
Серьезную озабоченность вызывает состояние учебно-материальной базы. В срочном ремонте нуждаются 37,9% ДОУ, в аварийном состоянии находятся 403 ДОУ, на капремонте - 301 ДОУ. Все виды благоустройства есть лишь в 13857 сельских ДОУ (63%), в городе - 93,9%. В большинстве ДОУ отсутствуют средства на закупку учебно-наглядных пособий, методических материалов, игрушек, оборудования. Отсутствуют должные механизмы поддержки детских садов, в которых воспитываются дети в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (5573 ДОУ), а также ДОУ (в основном сельским), воспитывающих детей малочисленных народов (958 ДОУ).
В настоящее время в сельской местности развивается сеть образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Число таких учреждений в 2001 году составляло 1276 с 34 085 воспитанниками.
По данным опроса слушателей курса “Сельский детский сад: проблемы и перспективы”. свыше 80% управленцев (инспекторов, руководителей ДОУ) положительно оценивают модель “детский сад - начальная школа”. Они также отмечают, что до 2010 года остро может встать проблема модификации ДОУ не только в “детские сады - школы”, но и в оздоровительно-реабилитационные центры, семейные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения дополнительного образования. “Панацеей” респонденты считали реализацию Региональных социальных программ и деятельность Попечительских советов. По их экспертной оценке для ДОУ села малоэффективны “школьные автобусы” и группы кратковременного пребывания, но имеются большие ожидания от компьютеризации для повышения квалификации персонала. При введении долевого финансирования приоритеты отдаются региональному уровню (65%), в меньшей степени муниципальному (45%) и федеральному (49%) уровням поддержки. Специалисты указали на необходимость создания Концепции развития ДОУ села, в т.ч. с учетом потребности в ясельных группах.
На межрегиональном совещании “Состояние и перспективы дошкольного образования в сельской местности” отмечалась важность решения еще целого ряда задач:
· совершенствование оздоровительно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и духовно-нравственных традиций;
· подготовка педагогических и медицинских кадров “широкого” профиля (учитель школы - воспитатель ДОУ - домашний врач и др.);
· повышение квалификации и переподготовка кадров ДОУ для учреждений “школа - детский сад” ;
· ухудшение питания детей, опасное снижение в рационе белков, растительных жиров, витаминов (особенно в районах Крайнего Севера) и др.
Следует отметить повышение профессионального уровня педагогических кадров на селе. Увеличилось количество воспитателей (включая старших воспитателей), учителей-логопедов, инструкторов по физкультуре, других педагогов, и на конец 2001 г. их число составляет 122 936 человек. Ощущается нехватка дефектологов, педагогов-психологов.
Для обеспечения устойчивого развития сельских ДОУ необходима поддержка на всех уровнях.
В связи с этим разработана федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года” (постановление Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858) , среди основных задач которой отмечаются:
· повышение доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями социально-экономических преобразований экономики;
· обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;
· улучшение состояния здоровья населения за счет повышения качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры по предупреждению заболеваний и др.
В ходе реализации программы в 2001 г. введены в строй 155 ДОУ.
Постановлением правительства Московской области от 10.11.2003 г. №645/40 принята Концепция социального развития села в Московской области до 2010 года. В ней указывается, что в целях формирования культурного пространства необходимо создавать гибкие формы дошкольного, дополнительного, начального образования.
По оперативным данным на 01.01.2004 г.: 1) В Российской Федерации насчитывается 47 835 ДОУ, из них 20 837 на селе (за 2003 г. закрыто 539 сельских учреждений). 2) В ДОУ села воспитывается 876 873 ребенка. 3) В городских ДОУ на 100 мест приходится 95 детей и растет очередность. 4) В сельской местности на 100 мест приходится 69 детей. 5) К сожалению, отсутствует статистика по загородным дачам.
Список использованной литературы:
1. Г.А. Федотова, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2004//Вестник КрасГУ
2. //Вавиловские чтения,2006,№6
3. //Йошкар-Ола,2006,12 декабря
4. // Йошкар-Ола,2007,13 февраля
5. //Наша жизнь,2006,27 января
|