- 5 -
Курсовая работа
Тестирование информационных систем
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1.1. Понятие «тестирования информационных систем»
1.2. Критерии тестирования
1.3. Принципы тестирования
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
2.1. Тестирование «белого ящика»
2.2. Тестирование «черного ящика»
ГЛАВА 3. ТЕСТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА IEEE STD 829 ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И НАГРУЗОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что основной задачей первых трех десятилетий компьютерной эры являлось развитие аппаратных компьютерных средств. Это было обусловлено высокой стоимостью обработки и хранения данных. В 80-е годы успехи микроэлектроники привели к резкому увеличению производительности компьютера при значительном снижении стоимости.
Основной задачей 90-х годов XX и начала XXI века стало совершенствование качества компьютерных приложений, возможности которых целиком определяются программным обеспечением (ПО).
Современный персональный компьютер имеет производительность большой ЭВМ 80-х годов. Сняты практически все аппаратные ограничения на решение задач. Оставшиеся ограничения приходятся на долю ПО.
Чрезвычайно актуальными стали следующие проблемы:
· аппаратная сложность опережает наше умение строить ПО, использующие потенциальные возможности аппаратуры;
· наше умение строить программы отстает от требований к новым программам;
· нашим возможностям эксплуатировать существующие программы угрожает низкое качество их разработки.
Достаточно много материалов посвящено тому, как создаются информационные системы и реализуются проекты по разработке программного обеспечения. Авторы могут придерживаться различных методологий разработки, спорить о преимуществах того или иного подхода а планировании процессов или документировании процедур, а также гибкости последних, однако общая схема создания информационных систем достаточно проста и состоит как правило из одних и тех же модулей и процессов:
· управление проектом в виде координации усилий проектной команды, направленных на достижение целей проекта оптимальным путем;
· постановка задачи в виде определения требований и последующих работ с ними;
· управление изменениями в проекте: изменение может касаться как непосредственно самих требований к системе, так и затрагивать организационную схему процесса, и могут порождаться либо самим Заказчиком (бизнес-аналитиком) либо являться следствием обнаруженных в ИС дефектов;
· разработка ПО, как непосредственное кодирование программной реализации функциональных требований и проектирование схем хранения и движения информации в ИС;
· тестирование ПО - процесс, решающий задачу верификации соответствия требований выдвинутых к ИС и их программной реализации;
· эксплуатация ПО как сумма задач, направленная на обеспечение технической и технологической поддержки процесса работы ИС, включая поддержку и необходимое системное администрирование.
Как видим, процесс разработки ИС состоит из нескольких взаимосвязанных модулей, которыми уже в свою очередь и оперируют авторы методологий и подходов, смещая приоритеты между направлениями или смешивая задачи нескольких направлений (предлагая, к примеру, осуществление задач тестирования в рамках деятельности по непосредственной разработке программной реализации и т.д.). Суть остается прежней - есть технологическая цепочка процессов разработки информационных систем, модули которого взаимозависимы и не могут функционировать в отрыве друг от друга.
Цель курсовой работы - рассмотреть подробно процесс тестирования как составляющую процесса обеспечения качества разработки ПО, а также теоретически обосновать основные положения данного процесса и проверить их практически на основе разработанной информационной системы «Учебно-методический ресурс».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать литературу по теме курсовой работы;
2. рассмотреть и изучить понятие «тестирование программного обеспечения»;
3. выделить виды тестирования программного обеспечения;
4. изучить основные принципы и критерии, предъявляемые к тестированию программного обеспечения;
5. изучить основные методы тестирования программного обеспечения;
6. протестировать на основе изученного материала информационную систему «Учебно-методический ресурс».
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Первая глава посвящена изучению такого понятия, как «тестирование программного обеспечения».
Вторая глава посвящена изучению методов тестирования, таких как метод «белого ящика» и метод «черного ящика».
В третьей главе рассматривается процесс тестирования фрагмента информационной системы «Учебно-методический ресурс».
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1.1. Понятие «тестирования информационных систем».
Качество программного продукта характеризуется набором свойств, определяющих, насколько продукт «хорош» с точки зрения заинтересованных сторон, таких как заказчик продукта, спонсор, конечный пользователь, разработчики и тестировщики продукта, инженеры поддержки, сотрудники отделов маркетинга, обучения и продаж. Каждый из участников может иметь различное представление о продукте и том, насколько он хорош или плох, то есть о том, насколько высоко качество продукта. Таким образом, постановка задачи обеспечения качества продукта выливается в задачу определения заинтересованных лиц, их критериев качества и затем нахождения оптимального решения, удовлетворяющего этим критериям. Тестирование является одним из наиболее устоявшихся способов обеспечения качества разработки программного обеспечения и входит в набор эффективных средств современной системы обеспечения качества программного продукта.
С технической точки зрения тестирование заключается в выполнении приложения на некотором множестве исходных данных м сверке получаемых результатов с заранее известными (эталонными) с целью установить соответствие различных свойств и характеристик приложения заказанным свойствам.
Программа - это аналог обычной формулы в математике.
Формула для функции f, полученной суперпозицией f1, f2, … fn - выражение, описывающее эту суперпозицию.
f=f1*f2*f3*…*fn
Если аналог f1, f2, … fn - операторы языка программирования, то их формула - программа.
Существует два метода обоснования истинности формул:
· Формальный подход или доказательство применяется, когда из исходных формул-аксиом с помощью формальных процедур (правил вывода) выводятся искомые формулы и утверждения (теоремы). Вывод осуществляется путем перехода от одних формул к другим по строгим правилам, которые позволяют свести процедуру перехода от формулы к формуле к последовательности текстовых подстановок. Преимущество формального подхода заключается в том, что с его помощью удается избегать обращений к бесконечной области значений и на каждом шаге доказательства оперировать только конечным множеством символов.
· Интерпретационный подход применяется, когда осуществляется подстановка констант в формулы, а затем интерпретация формул, как осмысленных утверждений в элементах множеств конкретных значений. Истинность интерпретируемых формул проверяется на конечных множествах возможных значений. Сложность подхода состоит в том, что на конечных множествах комбинации возможных значений для реализации исчерпывающей проверки могут оказаться достаточно велики.
Интерпретационный подход используется при экспериментальной проверке соответствия программы своей спецификации.
Применение интерпретационного подхода в форме экспериментов над исполняемой программой составляет суть отладки и тестирования.
Отладка(debug, debugging) - процесс поиска, локализации и исправления ошибок в программе. [6, c. 215]
Термин «отладка» в отечественной литературе используется двояко: для обозначения активности по поиску ошибок (собственно тестирование), по нахождению причин их появления и исправлению, или активности по локализации и исправлению ошибок.
Тестирование - это процесс выполнения ПО системы или компонента в условиях анализа или записи получаемых результатов с целью проверки (оценки) некоторых свойств тестируемого объекта. [11, c. 5]
Тестирование - это процесс анализа пункта требований к ПО с целью фиксации различий между существующим состоянием ПО и требуемым (что свидетельствует о проявлении ошибки) при экспериментальной проверке соответствующего пункта требований. [2, с. 13]
Тестирование - это контролируемое выполнение программы на конечном множестве тестовых данных и анализ результатов этого выполнения для поиска ошибок. [7, c. 27]
Порой термины «тестирование» и «отладка» используют взаимозаменяемо, но внимательные программисты различают два этих процесса. Тестирование - это средство обнаружения ошибок, тогда как отладка является средством поиска и устранения причин уже обнаруженных ошибок.
Шаги процесса задаются тестами.
Каждый тест определяет:
· Свой набор исходных данных и условий для запуска программы.
· Набор ожидаемых результатов работы программы.
Другое название теста - тестовый вариант. Полную проверку программы гарантирует исчерпывающее тестирование. Оно требует проверить все наборы исходных данных, все варианты их обработки и включает большое количество тестовых вариантов. В большинстве случаев исчерпывающее тестирование невозможно, прежде всего, из-за ограничения по времени.
Хорошим считают тестовый вариант с высокой вероятностью обнаружения еще не раскрытой ошибки. Успешным называют тест, который обнаруживает до сих пор не раскрытую ошибку.
Целью проектирования тестовых вариантов является систематическое обнаружение различных классов ошибок при минимальных затратах времени и стоимости.
Тестирование обеспечивает:
· Обнаружение ошибок.
· Демонстрацию соответствия функций программы ее назначению.
· Демонстрацию реализации требований к характеристикам программы.
· Отображение надежности как индикатора качества программы.
Тестирование не может показать отсутствие дефектов (оно может показывать только присутствие дефектов). Важно помнить это утверждение при проведении тестирования.
Тестирование - важная часть любой программы контроля качества, а зачастую и единственная. Это печально, так как разнообразные методики совместной разработки позволяют находить больше ошибок, чем тестирование, и в то же время обходятся более чем вдвое дешевле в расчете на одну обнаруженную ошибку. Каждый из отдельных этапов тестирования (блочное тестирование, тестирование компонентов и интеграционное тестирование) обычно позволяют найти менее 50% ошибок. Комбинация этапов тестирования часто приводит к обнаружению менее 60% ошибок.
Если у программиста спросить, какой из этапов разработки ПО менее всего похож на другие, он наверняка ответит: «Тестирование». По ряду описанных ниже причин большинство разработчиков испытывают при тестировании затруднения.
· Цель тестирования противоположна целям других этапов разработки. Его целью является нахождение ошибок. Успешным считается тест, нарушающий работу ПО. Все остальные этапы разработки направлены на предотвращение ошибок и недопущение нарушения работы программы.
· Тестирование никогда не доказывает отсутствия ошибок. Отсутствие ошибок может указывать как на безупречность программы, так и на неэффективность или неполноту тестов.
· Тестирование не повышает качества ПО - оно указывает на качество программы, но не влияет на него.
Виды тестирования.
Тестирование - самая популярная методика повышения качества, подкрепленная многими исследованиями и богатым опытом разработки коммерческих приложений. Существует множество видов тестирования: одни обычно выполняют сами разработчики, а другие - специализированные группы. Виды тестирования перечислены ниже:
· Блочным тестированием называют тестирование полного класса, метода или небольшого приложения, написанного одним программистом или группой, выполняемое отдельно от прочих частей системы.
· Тестирование компонента - это тестирование класса, пакета, небольшого приложения или другого элемента системы, разработанного несколькими программистами или группами, выполняемое в изоляции от остальных частей системы.
· Интеграционное тестирование - это совместное выполнение двух или более классов, пакетов, компонентов или подсистем, созданных несколькими программистами или группами.
· Регрессивным тестированием называют повторное выполнение тестов, направленное на обнаружение дефектов в программе, уже прошедшей этот набор тестов.
· Тестирование системы - это выполнение ПО в его окончательной конфигурации, интегрированного с другими программными и аппаратными системами.
Фазы тестирования.
Реализация тестирования делится на три этапа:
1. Создание тестового набора (test suite) путем ручной разработки или автоматической генерации для конкретной среды тестирования (testing environment).
2. Прогон программы на тестах, управляемый тестовым монитором (test monitor, test driver) с получением протокола тестирования (test log).
3. Оценка результатов выполнения программы на наборе тестов с целью принятия решения о продолжении или остановке тестирования.
1.2. Критерии тестирования.
Можно выделить требования к идеальному критерию тестирования:
· Критерий должен быть достаточным, т.е. показывать, когда некоторое конечное множество тестов достаточно для тестирования данной программы.
· Критерий должен быть полным, т.е. в случае ошибки должен существовать тест из множества тестов, удовлетворяющих критерию, который раскрывает ошибку.
· Критерий должен быть надежным, т.е. любые два множества тестов, удовлетворяющих ему, одновременно должны раскрывать или не раскрывать ошибки программы.
· Критерий должен быть легко проверяемым, например, вычисляемым на тестах.
Для нетривиальных классов программ в общем случае не существует полного и надежного критерия, зависящего от программ или спецификаций. Поэтому, как правило, стремятся к идеальному общему критерию через реальные частные.
Классы критериев:
· Структурные критерии используют информацию о структуре программы (критерии так называемого «белого ящика»).
· Функциональные критерии формулируются в описании требований к программному изделию (критерии так называемого «черного ящика»).
· Критерии стохастического тестирования формулируются в терминах проверки наличия заданных свойств у тестируемого приложения, средствами проверки некоторой статистической теории.
· Мутационные критерии ориентированы на проверку свойств программного изделия на основе подхода Монте-Карло.
Структурные критерии (класс I).
Структурные критерии используют модель программы в виде «белого ящика», что предполагает знание исходного текста программы или спецификации программы в виде потокового графа управления. Структурная информация понятна и доступна разработчикам подсистем и модулей приложения, поэтому данный класс критериев часто используется на этапах модульного и интеграционного тестирования.
Структурные критерии базируются на основных элементах УГП, операторах, ветвях и путях.
· Условие критерия тестирования команд (критерий С0) - набор тестов в совокупности должен обеспечить прохождение каждой команды не менее одного раза. Это слабый критерий, используется в больших программных системах, где другие критерии применить невозможно.
· Условие критерия тестирования ветвей (критерий С1) - набор тестов в совокупности должен обеспечить прохождение каждой ветви не менее одного раза. Это достаточно сильный и при этом экономичный критерий. Данный критерий часто используется в системах автоматизации тестирования.
· Условие критерия тестирования путей (критерий С2) - набор тестов в совокупности должен обеспечить прохождение каждого пути не менее одного раза. Если программа содержит цикл (в особенности с неявно заданным числом итераций), то число итераций ограничивается константой (часто - 2, или числом классов выходных путей).
Структурные критерии не проверяют соответствие спецификации, если
оно не отражено в структуре программы.
Функциональные критерии (класс II).
Функциональный критерий - важнейший для программной индустрии критерий тестирования. Он обеспечивает, прежде всего, контроль степени выполнения требований заказчика в программном продукте. Поскольку требования формулируются к продукту в целом, они отражают взаимодействие тестируемого приложения с окружением. При функциональном тестировании преимущественно используется модель «черного ящика». Проблема функционального тестирования - это, прежде всего, трудоемкость; дело в том, что документы, фиксирующие требования к программному изделию (Software requirement specification, Functional specification и т.п.), как правило, достаточно объемны, тем не менее, соответствующая проверка должна быть всеобъемлющей.
Ниже приведены частные виды функциональных критериев.
· Тестирование пунктов спецификации - набор тестов в совокупности должен обеспечить проверку каждого тестируемого пункта не менее одного раза. Спецификация требований может содержать сотни и тысячи пунктов требований к программному продукту и каждое из этих требований при тестировании должно быть проверено в соответствии с критерием не менее чем одним тестом.
· Тестирование классов входных данных - набор тестов в совокупности должен обеспечить проверку представителя каждого класса входных данных не менее одного раза. при создании тестов классы входных данных сопоставляются с режимами использования тестируемого компонента или подсистемы приложения, что заметно сокращает варианты перебора, учитываемые при разработке тестовых наборов. Следует заметить, что, перебирая в соответствии с критерием величины входных переменных (например, различные файлы - источники входных данных), мы вынуждены применять мощные тестовые наборы. Действительно, наряду с ограничениями на величины входных данных, существуют ограничения на величины входных данных во всевозможных комбинациях, в том числе проверка реакций системы на появление ошибок в значениях или структурах входных данных. Учет этого многообразия - процесс трудоемкий, что создает сложности для применения критерия.
· Тестирование правил - набор тестов в совокупности должен обеспечить проверку каждого правила, если входные и выходные значения описываются набором правил некоторой грамматики. Следует заметить, что грамматика должна быть достаточно простой, чтобы трудоемкость разработки соответствующего набора тестов была реальной (вписывалась в сроки и штат специалистов, выделенных для реализации фазы тестирования).
· Тестирование классов выходных данных - набор тестов в совокупности должен обеспечить проверку представителя каждого выходного класса, при условии, что выходные результаты заранее расклассифицированы, причем отдельные классы результатов указывают, в том числе ограничения на ресурсы или на время (time out).
При создании тестов классы выходных данных сопоставляются с режимами использования тестируемого компонента или подсистемы, что заметно сокращает варианты перебора, учитываемые при разработке тестовых наборов.
· Тестирование функций - набор тестов в совокупности должен обеспечить проверку каждого действия, реализуемого тестируемым модулем, не менее одного раза. Очень популярный на практике критерий, который, однако, не обеспечивает покрытия части функциональности тестируемого компонента, связанной со структурными и поведенческими свойствами, описание которых не сосредоточено в отдельных функциях (т.е. описание рассредоточено по компоненту).
Критерий тестирования функций объединяет отчасти особенности структурных и функциональных критериев. Он базируется на модели «полупрозрачного ящика», где явно указаны не только входы и выходы тестируемого компонента, но также состав и структура используемых методов (функций, процедур) и классов.
· Комбинированные критерии для программ и спецификаций - набор тестов в совокупности должен обеспечить проверку всех комбинаций непротиворечивых условий программ и спецификаций не менее одного раза. При этом все комбинации непротиворечивых условий надо подтвердить, а условия противоречий следует обнаружить и ликвидировать.
Стохастические критерии (класс III).
Стохастическое тестирование применяется при тестировании сложных программных комплексов - когда набор детерминированных тестов (X, Y) имеет громадную мощность. В случаях, когда подобный набор невозможно разработать и исполнить на фазе тестирования, можно применить следующую методику.
· Разработать программы-имитаторы случайных последовательных входных сигналов {x}.
· Вычислить независимым способом значения {y} для соответствующих входных сигналов {y} и получить тестовый набор {X,Y}.
· Протестировать приложение на тестовом наборе {X,Y}, используя два способа контроля результатов:
1. Детерминированный контроль - проверка соответствия вычисленного значения значению y, полученному в результате прогона теста на наборе {x} - случайной последовательности входных сигналов, сгенерированной имитатором.
2. Стохастический контроль - проверка соответствия множества {}, полученного в результате прогона тестов на наборе значений {x}, заранее известному распределению результатов F(Y). В этом случае множество y неизвестно (его вычисление невозможно), но известен закон распределения данного множества.
Критерии стохастического тестирования:
· Статистические методы окончания тестирования - стохастические методы принятия решений о совпадении гипотез о распределении случайных величин. К ним принадлежат широко известные: метод Стьюдента (St), метод Хи-квадрат (x2) и т.п.
· Метод оценки скорости выявления ошибок - основан на модели скорости выявления ошибок, согласно которой тестирование прекращается, если оцененный интервал времени между текущей ошибкой и следующей слишком велик для фазы тестирования приложения.
Мутационный критерий (класс IV).
Постулируется, что профессиональные программисты пишут сразу почти правильные программы, отличающиеся от правильных мелкими ошибками или описками типа - перестановка местами максимальных значений индексов в описании массивов, ошибки в знаках арифметических операций, занижение или завышение границы цикла на 1 и т.п. Предлагается подход, позволяющий на основе мелких ошибок оценить общее число ошибок, оставшихся в программе.
Подход базируется на следующих понятиях:
Мутации - мелкие ошибки в программе.
Мутанты - программы, отличающиеся друг от друга мутациями.
Метод мутационного тестирования - в разрабатываемую программу P вносят мутации, т.е. искусственно создают программы-мутанты P1, P2…Затем программа P и ее мутанты тестируются на одном и том же наборе тестов {X,Y}.
Если на наборе {X,Y} подтверждается правильность программы P и, кроме того, выделяются все внесенные в программы-мутанты ошибки, то набор тестов (X,Y) соответствует мутационному критерию, а тестируемая программа объявляется правильной.
Если некоторые мутанты не выявили всех мутаций, то надо расширять набор тестов (X,Y) и продолжать тестирование.
1.3. Принципы тестирования
Тестировать программные приложения становится все труднее, поскольку продолжает расти их техническая и функциональная сложность. К сожалению, технология большинства процессов тестирования не успевает за новыми типами приложений. Возникающее несоответствие подвергает риску качество программ и бюджет проекта - процесс тестирования требует пересмотра.
Для большинства проектов этот процесс включает тестирование кода приложения с ожидаемыми результатами. Затем разработчики «фиксируют» приложение до тех пор, пока оно не обеспечит нужный результат. Либо происходит корректировка ожидаемого результата, если возникла ошибка. Такой подход фокусируется на коде приложения и его поведении на множестве тестовых условий. Оказывается, что тщательное тестирование приложения требует большого числа тестовых условий. При таком подходе к тестированию предполагается, что качество приложения является функцией от количества тестов - чем больше тестов, тем лучше качество.
· Неэффективность существующих технологий тестирования.
Традиционный подход был тщательно разработан для пакетных и символьно-ориентированных диалоговых Кобол-приложений, но сегодня системы радикально изменились: произошел переход от монолитных программ к фрагментированным модулям на С, С++ и/или Java. Данный тип разработки увеличивает число компонентов приложения и сложность их взаимодействия, что снижает эффективность тестирования, основанного на коде.
Современные приложения имеют больше возможностей благодаря взаимодействию многих модулей. Число тестовых условий, необходимых для обращения к приложениям этого типа, может превысить бюджет и требования плана. Это происходит из-за неэффективности процесса тестирования, сосредоточенного на исследовании кода законченного приложения. Только организации, способные выдержать такие затраты и гибкий временной график, могут и дальше увеличивать продолжительность тестирования и отношение времени тестирования ко времени разработки.
Как уже отмечалось, традиционные технологии тестирования ориентированы на код законченного приложения (т.е. приложение может тестироваться только после того, как оно собрано). Этот подход оказывается неэффективным с точки зрения как качества выполняемой работы, так и бюджета. Годы исследований показали - устранение ошибок при завершении процесса разработки обходится дороже и требует больше времени, чем их исправление на более ранних стадиях (анализ, проектирование и т.д.) [1]. Риск сбоя программного обеспечения в результате этих изменений также увеличивается на завершающих стадиях разработки приложения. Одновременно с увеличением цены и риска уменьшаются возможности разработчика по внесению изменений. Очевидно, что ошибки следует находить и исправлять как можно раньше.
Идея поиска ошибок в момент, когда закончено кодирование приложения, предполагает размещение момента обнаружения ошибки непосредственно в процесс разработки, где, опять-таки, цена и риск высоки, а вносить изменения уже сложно. Несоответствие между стадией обнаружения, временем и ценой исправления этих ошибок делает существующие процессы тестирования все менее эффективными для современных приложений.
Традиционный подход приводит к выделению половины (а иногда и более) бюджетных средств исключительно на тестирование [2]. Недостаток ресурсов и плана существующих технологий тестирования может сталкиваться с сокращением бюджета и срока разработки, заставляя в худшем случае вообще отказываться от тестирования. Эта ситуация достаточно опасна, если учесть возрастающую роль программного обеспечения в современном бизнесе. Разработчикам нужен новый подход к тестированию, который отвечал бы требованиям сложных приложений и предполагал исправление ошибок как можно раньше. Это дает импульс к преобразованию процесса тестирования: от тестирования по завершении кода, к тестированию на протяжении всего процесса разработки.
· Новый подход к процессу тестирования.
Тестирование должно помочь находить и исправлять ошибки на самой ранней возможной стадии. Пересмотр процесса тестирования включает определение концептуальной структуры, организующей различные технологии тестирования. Среда для этого процесса построена на концепции «стадийной локализации» (stage containment), то есть обнаружении и исправлении ошибок на той стадии, где они и появились.
Пересмотр процесса тестирования включает сопоставление стадии обнаружения ошибки со стадией, на которой ошибка в системе впервые возникла. В результате мероприятия поиска ошибок сдвигаются на ранние стадии процесса разработки, когда вносить изменения проще и дешевле.
При новом подходе тестирование должно стать более производительным и эффективным. Точно определенные приемы поддерживают процесс эффективного тестирования путем применения надежных методов и уменьшения дублирования между тестами на разных стадиях. Соответствие условий тестирования специфике его стадий, так же как и фазам разработки, поддерживает высокое качество тестирования тем, что каждое условие проверяется только один раз. Результатом применения стадийной локализации в процессе тестирования является V-модель, которая определяет структуру мероприятий верификации, утверждения и тестирования на основе спецификаций. Эта структура организует мероприятия разработки - такие, как формальные проверки, обзоры (reviews) и формальное тестирование.
Как практический подход V-модель была проверена и использовалась более 15-ти лет [3]. Эта методика соотносит стадии разработки с отдельными стадиями тестирования. С ее помощью можно точно определить границы применимости и назначения каждого теста по его соответствующей спецификации. Это помогает избежать неэффективности многих приемов тестирования, включая перекрытие тестовых условий и проведение тех же тестов, но на разных уровнях. V-модель содержит три тестирующих действия: верификацию (verification), проверку на корректность (validation) и собственно тестирование (testing).
1. Верификация.
Верификация удостоверяет, что объект работы внутренне не противоречив и соответствует стандартам. Преимущество верификации состоит в обнаружении ошибок на ранних этапах разработки до того, как они попадут на следующую стадию. Это уменьшает затраты. Верификация применима ко всем объектам (как к тестовым моделям, так и к спецификациям). Методы верификации включают экспертные оценки, формальный контроль и проверки на непротиворечивость.
2. Проверка на корректность.
Здесь проверяется, удовлетворяет ли объект требованиям, специфицированным на предыдущей и более ранних стадиях. Преимущество проверки на корректность заключается в отлавливании ошибок до того как они перешли в следующую стадию разработки. Эти методы также применимы ко всем объектам (к тестовым моделям и спецификациям). Используемые здесь приемы могут включать обзоры и формальные проверки, а также прототипирование и моделирование.
3. Тестирование, основанное на спецификациях.
V-модель соотносит стадии тестирования с соответствующими стадиями разработки. Мероприятия тестирования сосредоточены на проверке определенных спецификаций на каждой стадии разработки. Это уменьшает степень наложения тестов и точно определяет рамки и задачу каждого из них. Проверка на основе спецификаций позволяет отслеживать требования на протяжении всего процесса тестирования и предоставляет основу для управления процессом тестирования.
Применимость V-модели.
Значимость V-модели была продемонстрирована в проектах, использовавших несколько различных стилей разработки. В случае быстрой разработки (rapid development) V-модель помогает определить процесс проверки корректности, который необходимо выполнять для каждой итерации разработки. В дальнейшем это увеличивает необходимость определения каждой итерации в терминах «тестовых» требований. Для объектной разработки (object development) V-модель обеспечивает основу для организации тестирования на уровнях класса и компонента.
Реализация V-модели и стадийной локализации включает изменение процессов разработки, организации и технологии - своего рода заповеди, следование которым поможет при планировании и последующей организации проекта. Все вместе эти заповеди позволят относиться к тестированию как к постоянной и построенной на единых принципах деятельности на протяжении всего цикла разработки.
1. Необходимо заранее разрабатывать планы для тестирования.
Начинать думать о тестировании непосредственно перед запуском теста - это недостаток многих проектов. Отсутствие должного планирования часто приводит проект в режим «свалки», когда условия тестов, данные и среда тестирования несогласованны. Это отнимает массу времени и сил, а в итоге мероприятия формального тестирования начинаются позже, да еще и в условиях исчерпанного бюджета. План тестирования должен быть неотъемлемой частью начальных планов проекта. Опережающее планирование помогает организации начать тестирование вовремя и оставаться в рамках плана и бюджета.
2. Определение стадий разработки и тестирования.
Тщательно определенный процесс разработки позволяет описать все детали процесса тестирования. Ясное понимание хода работы на каждой стадии составляет основу для организации разработки и процесса тестирования. Хотя это достаточно общее представление, но без определения конкретных стадий разработчики часто допускают ошибки в коде, а потом и во время тестирования. Чтобы успеть закончить в срок, члены команды разработчиков вынуждены торопиться и о бюджете в этот момент уже никто не вспоминает.
3. Определение критериев входа и выхода.
Критерии хода и выхода определяются для тех моментов, когда стадия начинается и заканчивается. Руководители работ должны определить их во время планирования проекта. Применение критериев улучшает продвижение проекта со стадии на стадию. Выполнение критериев входа и выхода означает, что проект действительно продвигается вперед, а разработчики не просто «заметают» свои ошибки «под ковер» следующей стадии.
4. Необходимо определить условия теста как можно раньше.
Необходимо идентифицировать условия теста еще во время разработки спецификации, а не непосредственно перед запуском теста. Следовательно, спецификация анализа должна включать условия теста для системного тестирования, а спецификация разработки - условия теста для покомпонентного и комплексного тестирования. Определение условий тестирования на протяжении процесса разработки обеспечивает завершенность и возможность проверки спецификаций.
5. Управление метриками тестирования.
Определенный процесс, с критериями входа и выхода, обеспечивает основу для измерений процесса разработки и тестирования. Множество метрик тестирования дает руководителям проекта достоверную информацию о ходе разработки. Метрики тестирования отслеживают количество ошибок, стадию, на которой они обнаружены, и меры для их устранения. Эта информация позволяет руководителям анализировать продвижение проекта, производительность коллективов и необходимость корректирующих действий. К примеру, ошибки, допущенные во время анализа, но обнаруженные в процессе проектирования, могут служить сигналом о недостаточном понимании функциональности приложения.
6. Наличие в группе разработчиков менеджера по тестам и организация независимой тестовой команды.
Тестирование включает нахождение ошибок в работе специалистов, а это всегда было делом неблагодарным. Менеджер, ответственный за тестирование и независимый коллектив специалистов отделяют процесс обнаружения ошибок от процесса разработки приложения. Это разделение ответственности за качество кода и его тестирование помогает не пропустить условий тестирования или ошибок, оставаясь при этом в рамках временного графика или бюджета.
7. Вовлечение заказчика в процесс разработки.
Разработчики проекта должны вовлечь заказчика в процесс разработки и тестирования. Это возможно в рамках описываемой методики тестирования, где условия теста появляются вместе со спецификацией. При этом необходима независимая команда разработчиков, осуществляющих тестирование. Вовлечение заказчиков в работу по определению условий тестов позволяет коллективу рассматривать выдвигаемые заказчиком критерии как условия тестирования, а не как чьи-то субъективные пожелания. Условия тестирования определяются целью работы, пожелания - нет. Коллектив также выиграет от включения заказчиков в процесс тестирования, поскольку это поддерживает их заинтересованность на протяжении всего процесса разработки.
8. Организация команд в рабочие бригады.
Рабочая бригада является формой организации коллектива, апробированной в производственной практике многих отраслей. Можно трактовать рабочую бригаду как команду разработчиков, которые коллективно ответственны за весь процесс создания определенной части приложения. Рабочие бригады устанавливают внутри проекта точные границы ответственности каждого сотрудника за качество приложения. Более прогрессивные организации сознают преимущество командной, а не индивидуальной работы, и поэтому коллективы стремятся подчинить отдельных разработчиков общим задачам.
9. Определение архитектуры тестирования.
Тестирование включает изучение многочисленных факторов функционального и технического поведения приложения и экспериментирование с ними. Архитектура тестирования призвана обеспечить совместно используемые подходы и стандарты для управления данными тестирования, регрессивного тестирования, управления ожидаемыми результатами и другими факторами. Архитектура тестирования должна быть расширением общей технической архитектуры. Она упрощает выполнение тестов и позволяет уделить больше времени результатам тестов и внесению необходимых изменений.
10. Необходимо эффективно использовать инструменты тестирования.
Тестирование, несомненно, может быть весьма трудоемким процессом. Инструменты тестирования автоматизируют отдельные стороны этого процесса и, таким образом, помогают сэкономить время и усилия. Заинтересованные коллективы должны рассматривать эти инструменты как часть своих планов тестирования, архитектуры тестирования и среды разработки. Преимущество такого подхода может быть существенным.
Функциональная и техническая сложность современных приложений бросает вызов возможностям процессов тестирования, которые традиционно сосредоточены только на тестировании кода. Коллективам разработчиков проектов требуется процесс тестирования, построенный на новых принципах, что и позволит преодолеть эти сложности. Описанный выше процесс объединяет мероприятия тестирования на протяжении процесса разработки вместо концентрации усилий на тестировании после того, как код написан. Этот усовершенствованный процесс тестирования предлагает концептуальную структуру для организации различных методов и подходов тестирования, включая обзоры, проверки и формальное тестирование. Таким образом, можно повысить эффективность тестирования.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ.
2.1. Тестирование «белого ящика»
Известна: внутренняя структура программы.
Исследуются: внутренние элементы программы и связи между ними.
Объектом тестирования здесь является не внешнее, а внутреннее поведение программы. Проверяется корректность построения всех элементов программы и правильность их взаимодействия друг с другом. Обычно анализируются управляющие связи элементов, реже - информационные связи. Тестирование по принципу «белого ящика» характеризуется степенью, в которой тесты выполняют или покрывают логику (исходный текст) программы. Исчерпывающее тестирование затруднительно.
Особенности тестирования «белого ящика».
Обычно тестирование «белого ящика» основано на анализе управляющей структуры программы. Программа считается полностью проверенной, если проведено исчерпывающее тестирование маршрутов (путей) ее графа управления.
В этом случае формируются тестовые варианты, в которых:
· Гарантируется проверка всех независимых маршрутов программы.
· Находятся ветви True, False для всех логических решений.
· Выполняются все циклы (в пределах их границ и диапазонов).
· Анализируется правильность внутренних структур данных.
Недостатки тестирования «белого ящика»:
· Количество независимых маршрутов может быть очень велико. Например, если цикл в программе выполняется k раз, а внутри цикла имеется n ветвлений, то количество маршрутов вычисляется по формуле
.
При n=5 и k=20 количество маршрутов m=1014. Примем, что на разработку, выполнение и оценку теста по одному маршруту расходуется 1 мс. Тогда при работе 24 часа в сутки 365 дней в году на тестирование уйдет 3170 лет.
· Исчерпывающее тестирование маршрутов не гарантирует соответствия программы исходным требованиям к ней.
· В программе могут быть пропущены некоторые маршруты.
· Нельзя обнаружить ошибки, появление которых зависит от обрабатываемых данных.
Достоинства тестирования «белого ящика» связаны с тем, что принцип «белого ящика» позволяет учесть особенности программных ошибок:
· Количество ошибок минимально в «центре» и максимально на «периферии» программы.
· Предварительные предположения о вероятности потока управления или данных в программе часто бывают некорректны. В результате типовым может стать маршрут, модель вычислений по которому проработана слабо.
· При записи алгоритма программного обеспечения в виде текста на языке программирования возможно внесение типовых ошибок трансляции (синтаксических и семантических).
· Некоторые результаты в программе зависят не от исходных данных, а от внутренних состояний программы.
Каждая из этих причин является аргументом для проведения тестирования по принципу «белого ящика». Тесты «черного ящика» не смогут реагировать на ошибки таких типов.
Способ тестирования базового пути.
Тестирование базового пути - это способ, который основан на принципе «белого ящика». Автор этого способа - Том МакКейб (1976).
Способ тестирования базового пути дает возможность:
· Получить оценку комплексной сложности программы.
· Использовать эту оценку для определения необходимого количества тестовых вариантов.
Тестовые варианты разрабатываются для проверки базового множества путей (маршрутов) в программе. Они гарантируют однократное выполнение каждого оператора программы при тестировании.
Потоковый граф.
Для представления программы используется потоковый граф. Перечислим его особенности.
· Граф строится отображением управляющей структуры программы. В ходе отображения закрывающие скобки условных операторов и операторов циклов рассматриваются как отдельные (фиктивные) операторы.
· Узлы (вершины) потокового графа соответствуют линейным участкам программы, включают один или несколько операторов программы.
· Дуги потокового графа отображают поток управления в программе (передачи управления между операторами). Дуга - это ориентированное ребро.
· Различают операторные и предикатные узла. Из операторного узла выходит одна дуга, а из предикатного - две дуги.
· Предикатные узлы соответствуют простым условиям в программе. Составное условие программы отображается в несколько предикатных узлов. Составным называют условие, в котором используется одна или несколько булевых операций.
· Замкнутые области, образованные дугами и узлами, называют регионами.
· Окружающая граф среда рассматривается как дополнительный регион.
Цикломатическая сложность.
Цикломатическая сложность - метрика программного обеспечения, которая обеспечивает количественную оценку логической сложности программы. В способе тестирования базового пути цикломатическая сложность определяет:
· Количество независимых путей в базовом множестве программы.
· Верхнюю оценку количества тестов, которое гарантирует однократное выполнение всех операторов.
Независимым называется любой путь, который вводит новый оператор обработки или новое условие. В терминах потокового графа независимый путь должен содержать дугу, не входящую в ранее определенные пути.
Все независимые пути графа образуют базовое множество.
Свойства базового множества:
· Тесты, обеспечивающие его проверку гарантируют:
1. однократное выполнение каждого оператора;
2. выполнение каждого условия по True-ветви и по False-ветви.
· Мощность базового множества равна цикломатической сложности потокового графа.
Значение второго свойства трудно переоценить - оно дает априорную оценку количества независимых путей, которое имеет смысл искать в графе.
Цикломатическая сложность вычисляется одним из трех способов:
· Цикломатическая сложность равна количеству регионов потокового графа.
· Цикломатическая сложность определяется по формуле
V(G)=E - N + 2, где E - количество дуг, N - количество узлов потокового графа.
· Цикломатическая сложность формируется по выражению V(G)=p+1, где p - количество предикатных узлов в потоковом графе G.
Шаги способа тестирования базового пути.
· На основе текста программы формируется потоковый граф:
1. нумеруются операторы текста.
2. производится отображение пронумерованного текста программы в узлы и вершины потокового графа.
· О ...........
Страницы: [1] | 2 |
|