сту за-частую остается самым удобным способом окупить расходы. «Это действи-тельно проще всего, - говорит генеральный продюсер «Нашего радио» Ми-хаил Козырев, не раз сталкивавшийся с бытом и нравами ТВ. - Гораздо сложнее заставить рекламную службу работать, учиться продавать эфирный продукт. За рекламодателя нужно бороться - а артист или его продюсер при-дут и принесут деньги сами» Чистова. Е.В. В нашей стране понятие продюсер искажено. // Fuzz. - 2002. - № 7. - С.10.
.
Впрочем, упрек в сторону рекламных служб стоит адресовать не произ-водителям программ, а, скорее, самим телеканалам - каналы заранее просчи-тывают возможные поступления от музыкальных программ (не от размеще-ния в них рекламы, а от размещения их самих в собственном эфире). Как правило, канал заключает с компанией-производителем договор, по которому получает гарантированную оплату за цикл музыкальных программ. Приме-ром стала история: представители одной из крупнейших шоу-компаний при-шли заключать годичный контракт с одним из центральных телеканалов, прихватив с собой $2,5 млн. наличными. Но контракт заключить им не уда-лось - руководство канала в тот момент задумало создать собственную шоу-структуру. У этой схемы есть еще один минус: ни производителю, ни каналу, окупившим за счет артистов собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них музыки. Равно как нет смысла забо-титься о рейтинге программы и привлекательности ее для рекламодателя.
Единственным телевизионным каналом, не относящимся к видео клипам как к рекламным роликам - проще говоря, не берущим за них деньги - оста-ется на сегодняшний день «MTV-Россия». Отказ от традиционных для Рос-сии методов работы был едва ли не главным условием со стороны западных учредителей. Стоит отметить отношение к делу президента канала Бориса Зосимова. «MTV-Россия» сегодня может позволить себе не мелочиться: ин-вестиции в создание канала со стороны корпорации MTV Networks состав-ляют порядка $30 млн. Успехи канала впечатляют: его работникам удалось с самого начала запустить два десятка оригинальных программ, создать ульт-расовременное оформление канала (пакет заставок российского MTV выдви-нут на премию ТЭФИ) и, самое главное, выстроить в целом музыкальный ка-нал, притягивающий к себе внимание огромной части аудитории (в первую очередь молодежи) и диктующий моду на музыкальном рынке.
Канал «Муз-ТВ», возникший в 1996 году не без участия Бориса Зоси-мова, строит свою политику на несколько иных принципах. В противовес MTV «Муз-ТВ» стремится сегодня стать именно российским каналом, ори-ентируясь на вкусы широких народных масс. В начале этого года появились сведения о вхождении в состав учредителей «Муз-ТВ» «Русского радио»; со-ответствующие переговоры затормозились на начальной стадии, однако сам факт такого предложения весьма показателен. Александр Толмацкий считает, что канал необязательно должен быть модным и продвинутым: если он в фо-новом режиме работает в офисах, клубах и других присутственных местах, то это уже показатель успеха. «Муз-ТВ» оставило в эфире минимальное коли-чество западной музыки и считает, что публике в регионах гораздо интерес-нее их продукт, а не кислотно-молодежные программы MTV. К осени руко-водство канала готовит пакет новых программ, собирается обновить межпро-граммное пространство и довести региональную сеть до 100 городов. Что ка-сается особенностей размещения клипов на «Муз-ТВ», то здесь ситуация мало чем отличается от общей картины www.advertology.ru
.
Вполне возможно, что специализированные музыкальные каналы в Рос-сии ждет блестящее будущее: музыкальные каналы интересны наиболее ак-тивной части населения - тем, кто ходит на концерты, тратит деньги на ком-пакт-диски, аудио- и видеотехнику и прочие потребительские товары. И рек-ламодатели рано или поздно должны это понять. Приоритет специализиро-ванных каналов перед музпрограммами на обычных каналах может получить еще одно подтверждение, если музыкальные программы исчезнут с цен-тральных каналов (опыт западных коллег). Однако практика работы данных специализированных каналов показывает, что именно за ними будущее, по-скольку они привлекают гораздо больше аудитории, которая смотрит их только ради любимых исполнителей, которых выбирает сама. Привлечение средств рекламой на этих каналах растёт, что говорит о её эффективности. Именно эти каналы используют западный опыт работы с артистами. И именно они являются частью индустрии музыкального шоу-бизнеса, с его культурой, PR-методами и аудиторией. С точки зрения потребителя - он за счёт интерактивности канала получает возможность смотреть только лучшие клипы своих любимых исполнителей - этот канал является наиболее пред-почтительным. С точки зрения артистов он также более PR-эффективен, хотя на него и сложно попасть, но попадание на такой канал является хорошим толчком в карьере.
2.4. Метод организации турне и концертов
Другим PR методом является организация гастролей и турне, или просто единичных концертов. Концерты обычно необходимы для дополнительной раскрутки альбома. После того как он вышел на пластинке, клип идёт по ТВ, а фонограмма крутится по радио. Сегодня на московском рынке компаний, занимающихся организацией концертов не больше десяти. Большинство из них, как концертных, так и промоутерских, существует с 90-х годов. Это SAV entertainment, TCI, РАЙС ЛИСС, «Агенство Андрея Агапова» и другие. Однако эти кампании работают крайне прилежно, на приезд звёзд смотрят не на как разовую возможность, а как на систематическую деятельность. Основ-ная проблема в сфере организации концертов заключается не в их неоргани-зованной деятельности (эти кампании давно сделали себе имя и даже плани-руют строительство новых своих концертных площадок в Москве), а во взаимоотношениях артистов и их лейблов, которые-то как раз и заключают контракты с промоутерами. Дело в том, что лейбл даёт артисту неограничен-ные творческие возможности, ничто не отрывает артиста от работы над аль-бомами и музыкой в целом, в обмен на контроль всех организационных мо-ментов. Это и есть ловушка для артиста, который потом становится марио-неткой в руках лейбла, который начинает давать артисту настоятельные со-веты, где выступить, какую музыку ждёт аудитория, и как себя вести. Глав-ное - то, что основной хлеб артиста - доходы от концерта идет тоже в карман лейбла. Потому что надо оплатить все расходы на запись первого, второго альбомов, отдать долги по записи первого альбома и.т.п. На западе эту про-блему давно решили. Записывается альбом, а артист получает с продаж про-цент. В России же процентов от продаж нет или практически нет, о доходы от концертов мизерные. Но необходимо справедливо заметить, что на каче-стве музыки это никак не отражается, страдает главным образом артист. Но в дальнейшем это может привести к разрыву отношений с лейблом или рас-паду хорошей группы.
Именно концертная деятельность необходима для того, чтобы обеспе-чить поддержку выпущенного альбома. Благодаря турне, артист получает возможность заработать больше денег, а зритель - увидеть своего кумира. Так что многие промоутеры стали привозить даже зарубежных звёзд в Рос-сию, рассчитывая на большие прибыли. В России, впрочем, этот PR-метод требует значительной доработки, поскольку, специфика концертной деятель-ности такова, что зритель, конечно получает свою звёзду на сцене, звёзда по-лучает известность, но никак не деньги. Лейбл стремится максимизировать свою прибыль, и доходы от концерта идут не к артисту, а именно к нему. Обыкновенно, лейбл мотивирует это тем, что ему необходимо оплатить все расходы по организации концерта, как такового, так и запись самого альбома. И так повторяется при записи очередного диска. В Росси чаще всего артист получает реальные деньги, благодаря гастрольным выступлениям. Глобаль-ных причин этой особенности русского шоу-бизнеса две. Первая причина - лежит на поверхности, ей стало аудиопиратство. Второй причиной невоз-можности заработать на альбоме является то, что большинство аудио запи-сывающих компаний стремится купить у «раскрученного» коллектива или исполнителя альбом за жестко оговоренную цену, и не платит процентов от объема продаж Гольдберг Э. «Особенности русского шоу-бизнеса». // Неон. - 2001. - №1. - С. 30..
2.5. Работа с прессой как PR-метод
Следующим методом является работа с прессой. Сюда входят такие ин-струменты, как интервью, репортажи, рецензии, пресс-релизы и.т.п. СМИ иг-рают также не последнюю роль в промоушн артиста. Зачастую именно от первичных отзывов журналистов зависит целесообразность его дальнейшей раскрутки на ТВ, и применение других методов. Именно во время интервью артист может показать свою сущность, раскрыть аудитории свой характер, свои убеждения, блеснуть эрудицией, то есть как-то привлечь дополнитель-ную аудитория или подчеркнуть свой имидж. Также во время интервью ар-тист может сказать что-то такое, что будет тиражироваться из уст в уста, да-вая шанс артисту запомниться. Почему-то принято считать, что звезды как зарубежного, так и отечественного музыкального шоу-бизнеса обязаны своей раскруткой, прежде всего таинственным «продюсерам», «пиарщикам» и т.д., а уж потом своим талантам. Надо заметить, что редко кто даже из всемирно известных артистов владеет этим искусством мастерски. А ведь даже такой избитый PR-жанр, как интервью, предоставляет в этом деле огромные воз-можности. Существует громадное количество прецедентов, когда артист го-ворил такое, что это запомнилось, было остроумным и известно до сих пор. И ещё, сегодня некоторые интервью продумываются заранее, как речь прези-дента, и в ответы на предполагаемые вопросы уже заложена та информация, которая поможет артисту создать свой образ, гармонирующая со всем смыс-лом и идейной установкой его творчества, иными словами, учитываются ожидания целевой аудитории. Вот тут то и раскрываются неисчерпаемые возможности для пиарщика. Из появившихся сравнительно недавно знамени-тостей лучше всех язык подвешен, несомненно, у основоположника рок-по-пса Ильи Лагутенко. «Есть ли в мире шоу-бизнеса какие-нибудь женщины с которыми вы бы хотели переспать?» - «Разумеется. И они об этом знают» Блажнов Е.А. Интервью в целях Паблик рилейшнз // Журналист. - 2000. - N 8. - С.52.. Остальные деятели редко радуют чем-то запоминающимся, видимо, надеясь только на свои музыкальные произведения. Спору нет, музыка говорит сама за себя.
Еще раз стоит подчеркнуть, что метод работы с прессой заключается в использовании следующих инструментов: организация интервью, других информативных статей, рекламы, публикаций различных рейтингов, ново-стей о жизни и деятельности артиста, пресс-релизов, рецензий на музыкаль-ную продукцию и т.п. Группа может сочинить гениальную музыку, вирту-озно её исполнить, великолепно записать, Профессионально спродюсировать и выпустить в виде роскошно оформленного альбома. Но диск так и оста-нется нево-стребованным, пылясь на полках магазинов, если ему не будет сделан достойный промоушн. Промоушн в прессе имеет достаточно большое значение для продвижения группы. Примером может стать журнал «Dark-Clty». Музыканты всегда отмечают довольно высокий профессиональный уровень журналистов и отличную подготовленность к интервью. В визуаль-ном плане «DarkCity» - выглядит досттаочно яркои привлекательно, но и подборка групп в каждом номере очень интересная и разнообразная. На сего-дня «DarkCity» является одним из лучших российских журналов, в сравнении с «Legion», «Alive» и др. При организации промо-кампаний музыкальных продуктов наибольшая роль отводится телевидению и различного рода пуб-ликациям в прессе. В России существует несколько рекорд-компаний («Irond», «Фоно», «CD-Maximum», «AMG» group), работающих по лицензии с западными лейблами. Без преувеличения можно сказать, что эти компании главным образом опираются именно на специализированную прессу (они мо-гут издавать собственные т.н. фэнзины или осуществлять финансовую под-держку уже существующих изданий).
2.6. Бренд-билдинг
Следующим PR методом стоит назвать бренд-билдинг. Чтобы стать брэндом, кандидат в звезды должен просуществовать не менее пяти лет, а минимальные вложения в него составляют $50 000. По меркам потребитель-ского рынка эти цифры выглядят просто смешными. Зато гарантии продюсе-ров, вкладывающих собственные средства в будущих звезд, могут вызвать настоящее разочарование - ведь твоя марка в любое время может «сделать ноги». Брэнд-менеджеры от шоу-бизнеса (то есть продюсеры) с теорией брэндинга, как выясняется, знакомы только понаслышке. Слова «позициони-рование» и «слоган» известны немногим из них. Тем не менее, они считают, что брэнды в российском шоу-бизнесе есть. «Это практически все молодеж-ные, в частности девичьи группы, - считает Алексей Макаревич, продюсер группы «Лицей». - Меняется состав участниц коллективов, но общий дух со-храняется, то есть остается марка. Люди продолжают узнавать имя, и этого достаточно, чтобы посетить концерт» Яроцкий Ю.С. Звездоделы. // Деньги. - 2002. - №46 (299). - С. 31..
Шоу-бизнесмены выделяют два типа брэндов - брэнды-продюсеры (Александр Шульгин, Игорь Матвиенко, Юрий Айзеншпис) и брэнды-испол-нители. В первом случае не имеет значения, кто выступает в роли очередного проекта раскрученного продюсера, важно только имя продюсера. «Задача каждого исполнителя, группы, коллектива - выделиться среди окружающих, сформировать аудиторию постоянных пользователей (поклонников) и, как можно дольше существуя на рынке, извлекать прибыль из своей деятельно-сти, - говорит Павел Парфенов, директор по международным проектам мар-кетингового агентства Mildberry. - Для продвижения своего брэнда продю-серы, сами того не зная, применяют набор приемов, заимствованный из брэндинга. Определение целевой аудитории, формирование легенды, созда-ние образа, декларируемых ценностей, репертуара, проведение рекламной кампании, организация гастролей - все это очень сродни маркетингу това-ров» Пригожин И.В. Политика - вершина шоу-бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001. - с169.. Однако если на западном рынке брендинг - понятие известное и защи-щённое законом, то на российском - нет. Поэтому необходимо пред-принять некоторые шаги к применению западного опыта воплощения этого PR метода.
Подводя итоги можно сказать, что Бренд-билдинг в музыкальном биз-несе, в самом общем значении, - это целенаправленное создание торговой марки из имени артиста или названия группы, а также из имени продюсера или названия рекорд-компании. Смысл брендинга в том, чтобы сделать про-дукт узнаваемым и продаваемым, часто даже независимо от его качества. То есть брендинг предполагает проведения комплекса мероприятий по рекламе и популяризации имени, которое хотят превратить в прибыльный бренд. Если брендинг осуществлён эффективно, то, например, записи какого-либо музыкального проекта будут раскупаться даже при полной смене состава коллектива. То есть в данном случае потребитель узнаёт имя и приобретает продукцию, будучи уверенным в её качестве. Это верный признак того, что брендинг осуществлён успешно. Смысл брендинга также в том, что человек может приобрести продукцию, которая ему, в сущности, даже не нужна, только потому, что он приверженец определённого бренда, потому что он престижен, потому что считается символом качества, потому что его друзья в восторге от продукции, выпускаемой под этим именем, или же потому, что он покупал другую продукцию под этим именем (пример - покупка любите-лем кино духов имени Антонио Бандераса). В самом общем смысле, потре-битель идеализирует бренд, и приобретает продукт не из-за продукта, а из-за бренда Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и прак-тика. - М.: Дело, 2003. - с.311..
Однако российский брендинг в сфере музыкального шоу-бизнеса в на-стоящее время находится в зачаточном состоянии. В основном все мероприя-тия, которые можно охарактеризовать как брендинг, проводятся по наитию, при условии наличия вдохновения. Несмотря на это, можно упомянуть не-скольких людей, которые относятся к брендингу серьёзно и видят нешуточ-ные перспективы бренд-билдинга как PR метода. Так создание звезды начи-нается либо с определения целевой аудитории, либо с выбора кандидата в звезды. То есть происходит поиск новой свободной ниши. Чаще всего, это сегмент, который на рынке никем не занят или в ближайшее время освобо-дится (уйдет со сцены «старая» звезда либо за место под солнцем борются несколько коллективов, но видно, что потенциала у них нет). В других слу-чаях продюсер сначала находит потенциальную звезду и отталкивается от ее личных и профессиональных данных (талант, вокальные и внешние данные, харизма).
Маркетинговые исследования в шоу-бизнесе проводить не принято, компаний, специализирующихся на измерении общественного мнения в этой области, нет. Поэтому, запуская новый проект, продюсеры полагаются только на собственную интуицию, возведенную в ранг единственного марке-тингового ориентира. Возможно, в словах продюсера есть и определенная доля лукавства. Вряд ли только интуиция подтолкнула его к созданию еще одной девичьей группы. Известно, что самыми доходными нишами на сего-дняшний день являются мальчишеские и девичьи коллективы, ориентиро-ванные соответственно на девочек и мальчиков в возрасте от 13 лет. Сущест-вуют в шоу-бизнесе и сезонные изменения спроса. Ближе к 23 февраля по-вышается интерес к таким группам, как «ВИА Гра», «Сливки» и «Блестя-щие», а накануне 8 марта большей популярностью начинают пользоваться «Smash», «Динамит» и «Премьер-министр». Внешний вид участников про-екта, стиль одежды, прически, поведение на публике тщательно продумыва-ются. Все это позволяет целевой аудитории понять ценности торговой марки, характеризует ее позиционирование - для кого этот брэнд (певец) и какую идею он несет потребителям. Будь это протест против ценностей общества - «Ленинград», интеллектуальные тексты Дианы Арбениной или сексуальная агрессия «Коррозии Металла». Упаковка (в данном случае костюм), его ко-лористическое решение сочетаются с образом исполнителя, репертуаром и отвечают ожиданиям целевой аудитории. Вряд ли Иосиф Кобзон сможет предстать перед своей аудиторией в тенниске и рваных джинсах, а в образы Олега Газманова или Филиппа Киркорова не очень вписываются галстук и классический костюм.
Бывают в шоу-бизнесе и случаи перепозиционирования. Чаще всего эта вынужденная мера связана с взрослением исполнителей. Естественно, если артист начинает петь для аудитории, средний возраст которой 13 - 16 лет, он не может быть вечно популярен среди этой группы - он и сам растет, и ауди-тория тоже. Вместе с артистом и аудиторией меняется репертуар - например, «Иванушки», их песни становятся «взрослее». Когда 12 лет назад Алексей Макаревич продумывал позиционирование группы «Лицей», девушкам из коллектива было по 14 лет. По словам продюсера, их юность, беззащитность подчеркивал внешний вид - белые рубашки, голубые джинсы, разноцветные гитары. Сегодня имидж «Лицея» - смесь сексуальности и девичьего пози-тива. Шестой альбом группы так и называется «Ты стала другой». В связи с неизбежным взрослением марки продюсеры прогнозируют скорый закат карьеры группы «Тату». Так по некоторым мнениям, «солисткам группы не-долго удастся сохранять имидж нимфеток, которым они так умело пользу-ются. Продюсеру придется либо заменять их (неизвестно, каким будет ре-зультат), либо просто сворачивать проект» www.ko.ru/document.asp?d_no=452&p=1
.
На первый взгляд создание и продвижение брэнда происходит по одним и тем же законам, вне зависимости от того, что или кто выступает в роли тор-говой марки. Анализируется рынок - какие певцы в каких нишах присутст-вуют, анализируется потенциальная целевая аудитория - кто может быть по-требителем в этой нише, создается новая торговая марка, имеющая свои формы визуальной идентификации - внешний вид участников проекта, стиль одежды, прически, поведение на публике. Вокальные данные отходят при та-ком маркетинговом подходе на второй план. Не всегда существует и связь между талантом исполнителя (считай - качеством брэнда) и его успехом на рынке. Однако брэнды в шоу-бизнесе все же отличаются от неодушевленных брэндов на рынке товаров и услуг. Если в области товаров брэнды создаются, как правило, на бесконечно долгий период времени, то в области шоу-биз-неса период жизни брэнда определяется продолжительностью жизни испол-нителя и его или ее способностью к творчеству.
Второй вопрос - авторские права. Когда речь идет о классических брэн-дах, у компаний владельцев существует обычно понятная схема владения брэндами. В условиях шоу-бизнеса практически нет схемы, предусматри-вающей в полной мере права продюсеров на брэнд, ведь носителем брэнда в данной ситуации выступает живой человек, как в случае Валерии. Законы РФ не позволяют продюсерам полноправно распоряжаться будущим своих подо-печных. Иногда для продюсера складывается не очень приятная ситуация. При нарушениях условий контрактов, обычно не всегда есть возможность взыскать с будущих звезд. Примером могут стать условия в договоре с уча-стницами проекта «Диаманта», где говорится, что в течение пяти лет они не должны заводить детей, но если они вдруг нарушат это условие, то - ни один закон не заставит их возместить убытки продюсера. Кроме того, как ни пы-таются продюсеры контролировать поведение исполнителя на сцене и за ее пределами, как ни фильтруют все их интервью, просчитать, что скажет в прямом телеэфире «твой брэнд», невозможно. Сегодня брендинг является одним из наиболее перспетивных развивающихся методов PR, и те люди, ко-торые сегодня исследуют его возможности, создают предпосылки для того, чтобы в будущем им заинтересовались молодые продюсеры и более полно и детально разработали его новые стратегии с учётом российских реалий и предпочтений российских потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя особенности развития и становления PR в российском шоу-бизнесе, стоит сделать акцент на то, что возникший шоу-бизнес в нашей стране впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эст-рады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в но-вых условиях, по правилам рыночных отношений, а также интеграции запад-ных PR-методов в эту сферу бизнеса. Развитие рекорд-лейблов в России го-ворит о том, что пиаром в шоу-бизнесе будут заниматься и, после интеграции западного опыта его ждут замечательные перспективы. Развитие и функцио-нирование шоу-бизнеса невозможно без профессионалов, умеющих этот биз-нес организовать. Менеджеру недостаточно уметь найти и почувствовать та-лант, предвидеть тот вид деятельности, который принесет прибыль, необхо-димо иметь способности к тому, чтобы организовать ее с учетом экономиче-ских, социокультурных и политических факторов, уметь устанавливать связи с различными структурами, как государственными, так и коммерческими. Вместе с тем шоу-индустрия не может функционировать без финансовой поддержки со стороны как коммерческих, так и некоммерческих структур. Шоу-бизнес - это всегда риск: финансовый, психологический, социальный, так как в нем соединены различные виды и жанры искусства, а его продукция рассчитана на массовое потребление. Воплощение таких сценических форм, как фестивали, конкурсы, гала-концерты, международные форумы, часто бы-вает реально только при наличии меценатов или спонсоров.
Был проведен анализ особенностей PR в шоу-бизнесе. Исследованы ос-новные методы PR, существующие в музыкальном шоу-бизнесе России на сегодняшний день. На основании проведенной работы можно заключить, что на Западе шоу-бизнес гораздо более развит и именно западный шоу-бизнес является третьим источником PR, российский рынок постепенно осознаёт необходимость интеграции западных PR-методов. Он развивается, посте-пенно преодолевая ту разницу, которая существует сегодня, стирая причины, извиняющие данное отставание. И тенденция, прослеживающаяся в измене-нии взаимоотношений артистов и организаций, оказывающих влияние на общественное мнение, говорят о том, что заключаемые контракты и договора предусматривают работу именно в том направлении, которое обеспечивает скорейшую интеграцию западных PR-методов.
В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. PR в музыкальном шоу-бизнесе становится всё более упорядоченным, люди, занятые в этой сфере понимают необходимость создания и имплементации схем, упрощающих организацию концертов, промоушн артистов, а также га-рантирующих результат и доход. Существует явная ориентация на западный опыт. Хотя специфика вкусов российского населения и отчуждённость ре-гионов, а, соответственно и методов работы в них прослеживается очень чётко. ПР становится активным, упрощая себе задачу: население стало воз-действовать на радио, ТВ и, соответственно, на прессу. Благодаря интерак-тивным программам, оно выбирает тех артистов, которые ему нравятся.
Практическая значимость работы заключается в использовании полу-ченных результатов в последующей исследовательской деятельности. Данная работа может использоваться, как методический или вспомога-тельный мате-риал всеми, кто интересуется анализом особенностей связей с общественно-стью в сфере шоу-бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баронин В.К. Как не стать звездой. Total metal tales. // Легионер. - 2002. - № 12. - С.15-25.
2. Блажнов Е.А. Интервью в целях Паблик рилейшнз // Журналист. - 2000. - N 8. - С.52-53.
3. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости, 2000. - 240с.
4. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. - М.: ИН-ФРА-М, 2001. - 137с.
5. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. Часть 1. - СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 2001. - 228с.
6. Волков М.И., Усков Т.А. Интеграция западных PR-методов музыкаль-ного шоу-бизнеса на российский рынок. // PR-библиотека. (www.pr-club.com).
7. Гольдберг Э. «Особенности русского шоу-бизнеса». // Неон. - 2001. - №1. - С. 25-40.
8. Колиберда Е.Г. Связи с общественностью. - М.: Логос, 2003.- 350с.
9. Комаровский В.С. Управление общественными отношениями. - М.: РАГС, 2003. - 400с.
10. Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. - М.: Академи-ческий Проект, 2004. - 432с.
11. Пригожин И.В. Политика - вершина шоу-бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001. - 215с.
12. Симонов В.А. Как стать звездой? // Music Box. - 2002. - № 9. - С.27-30.
13. Синяева И.Н. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. - М.: Юнити, 2003. - 347с.
14. Чистова. Е.В. В нашей стране понятие продюсер искажено. // Fuzz. - 2002. - № 7. - С.10-12.
15. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и прак-тика. - М.: Дело, 2003. - 496с.
16. Яроцкий Ю.С. Звездоделы. // Деньги. - 2002. - №46 (299). - С. 12-37.
17. www.advertology.ru
18. www.cjes.ru/lib/content.php?content_id=7126&category_id=2
19. www.ko.ru/document.asp?d_no=452&p=1
20. www.pressclub.host.ru/BlackPR.shtml
21. www.promoteen.com/article1278.html
22. www.pronline.ru/shownews.php?ID=220 ...........
Страницы: 1 | [2] |
|