;p align="left">Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора - пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа - творца, опытом многих поколений.
Для создания образности и эмоциональности речи служит фразеология русского языка.
Необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря, эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
3.4 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)
Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения.
При общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.
Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную:
- знакомство;
- визитные карточки;
- приветствия;
- приглашения и поздравления;
- формулы сочувствия и утешения;
- выражение благодарности;
- замечание, предупреждение;
- обращение с просьбой;
- согласие. Разрешение;
- отказ;
- комплимент.
Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них - привлечь внимание собеседника. Это - вокативная функция. Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными.
Глава 4. Речевое общение
Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.
Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.
Проблемами речевого общения занимаются многие лингвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, теория речевого воздействия, теория речевых актов (ТРА), прагматика, психолингвистика, культура речи и др.
Отметим, что наряду с термином общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникация - общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
4.1 Основные единицы речевого общения
Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения - речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.
Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:
1) словесную речь и то, что её сопровождает, т.е. дискурс;
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.
Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.
Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.
Каноническим считаются ситуации, когда время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи.
Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия.
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего следует уяснить, что такое речевая деятельность.
Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. В процессе ( вербального ) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, память - речемыслительная, модальная ( волевая ), эмоциональная, интенцианальная ( намеренческая ), когнитивная ( понятийная) сферы. Речевая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Речь, высказывание - продукт речевой деятельности, её порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией.
4.2 Организация вербального ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | [8] | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
|