азования в условиях учебного сотрудничества. - Л.: ЛГУУ, 1991. - 29 с.
Важнова О.Г. Проектирование педагогической деятельности: Дис… канд. пед. наук - Ярославль, 1999 - 242 с.
Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дисс… канд.пед.наук. - Оренбург, 1999- 187с.
Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К.Розин и др.; Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
Верба И.А. Внешкольная работа. // Дополнительное образование. - 2000. - № 7-8
Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX в. Дисс… канд. пед. наук. - Пятигорск, 2000, 188 с.
Внешкольные учреждения / Под ред. Л.К. Балясной - М.: Просвещение, 1978.
Воронова М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся: Дис… канд. пед. наук - М., 2001 - 157 с.
Врублевская Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей): Автореферат дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 1999. - 22 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 520 с.
Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. - М., 1991. - 88 с.
Горский В.А. Техническая самодеятельность учащихся в России в период 1990-1999 гг. (История, теория, опыт). - Ростов-на-Дону, 1995. - 230 с.
Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. - 1999. - №2.
Горский В.А., Журкина А.Я. и др. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО. // Дополнительное образование. - 1999. - №3-4. - С. 6-14
Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - м.: Мысль. 1967. - 176 с.
Гуманистические и воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под ред. Н.П.Селивановской. - М.: Пед. общество России, 1998. - 336 с.
Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания . - М.: Педагогика. 1981. - 176 с.
Дополнительное образование детей: Учебное пособие / под ред. О.Е.Лебедева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с. - (учебное пособие для вузов).
Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Мин-во образования РФ, ОГПУ; под ред. Н.В.Сократова, - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. - 260 с.
Дополнительное образование - фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1998. - 204 с.
Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / Под науч. ред. С.В. Сальцевой. - М., 1997. - 135 с.
Дополнительное образование: сборник нормативных документов (1991-1993) Часть 1. /МО РФ, РИПКРО; Сост. А.К. Бруднов, В.А. Березина, Е.М. Пахомова. - М., 1995. - 106 с.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0317 «Педагогика дополнительного образования» / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н.Михайлова, - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательном учреждении (метод.рекомендации) -М.:ФМО РФ, Институт общего образования,1996, - 47с.
Евтеева Т.А. Свободное время и развитие личности // Советская педагогика. 1980. - №10, - с. 100-108
Ермоленко Г.В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений: Дисс…канд.пед.наук.-М., 1999,-137с.
Ершова Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении: Дисс…канд. пед. наук.- Ярославль,1995,-183с.
Жабаков В.Е. Формирование умений физического самосовершенствования у школьников старшего подросткового возраста в УДО Дисс… канд. пед. наук - Челябинск, 2001, 177 с.
Жданова С.Н. Основные теоретические положения социальной педагогики / Теоретические и практические аспекты социальной педагогики. Сборник научных работ.- Оренбург, ОГПУ,-1998- 57с. с.16-20
Жданова С.Н. Реализация дифференцированного подхода в музыкальной педагогике. Учебное пособие. Оренбург, - Изд-во ОГПУ, - 1999. - 52 с.
Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема // Дополнительное образование №10, Москва: ИОСО РАО, С.16-19, 2001
Журкина А.Я. Педагогические проблемы внеучебного времени старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 19 с., 1970
Журкина А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности. дис...доктора пед. наук. - М., 1988. - 389 с.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): Методические материалы к обучающим семинарам. - Спб., 1995. - 64 с.
Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования, Министерство образования РФ, - 1996 - №7, С. 3-57.
Засова В.В. Научно-методического обеспечение воспитания духовности в учреждении дополнительного образования: Автореф. Дис…канд.пед.наук. - Оренбург, 2001.-23с.
Зимняя И.А. Социология личности: Наука о социальной работе // Социальная работа - М.: 1992 - Вып. 5
Зов обновления: Материалы международной конференции "Наука и образование в толерантном обществе XXI века". - М., 1999. - 162 с.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Просвещение. 1989. - 150 с.
Иванов О.И. К изучению процесса социализации // Молодежь. Образование. Воспитание. Профессиональная деятельность. - Л.: Наука, 1973 - с. 40-45
Интеграция воспитания и дополнительного образования. Муниципальная программа на 2000-2005 гг. г. Гай / Под науч. ред. С.В.Сальцевой - Оренбург-Гай, 2000 - 48 с.
Иорданский И.И. Основы и практика социального воспитания. 4-е изд. М.: Работник просвещения. 1923. - 490 с.
Исакова Т.Г. Развитие духовной культуры младшего школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования: Дис... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2000. - 160 с.
Кабанов В.Л. Образовательно-воспитательная деятельность детского парка на примере детских парков Москвы: Дис... канд. пед. наук. - М., 2001. - 174 с.
Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода). - М.:Политиздат, 1974. - 328 с.
Казанкина М.Г. Нравственное воспитание личности школьника в коллективе. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1980. - 53 с.
Калимуллин Р.Х. Дополнительное образование как фактор совершенствования подготовки будущих учителей к педагогической деятельности: Автореферат дис... канд. пед. наук: - Челябинск, 1999. - 21 с.
Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: Автореферат дисс … канд. пед. наук - Москва, 2000. - С.22
Капустин Н.П. Методика оценки воспитанности ученика // Информационно-методический сборник в помощь организаторам воспитания. Сборник. №4 - М., 1997.
Каргопольцева Н.А. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании. Дисс. д-ра. пед. наук - Оренбург, 2000. - 378 с.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: Творческая педагогика. 1991. - 154 с.
Караковский В.А., Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ... ВОСПИТАНИЕ! - Педагогическое общество России. - Москва, 2000, 253 с.
Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждений дополнительного образования детей: Автореферат дис... канд. пед. наук. - Спб, 1998. - 22 с.
Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 188 с.
Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис... д-ра. пед. наук. - М., 1991. - 332 с.
Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993.-62с.
Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дисс… канд. пед. наук - Оренбург: ОГПУ, 2000 - 168 с.
Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житие или веселая книга о свободе и нравственности. - М.: Феникс, 1994. - 268 с.
Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: Дис... канд. пед. наук Челябинск, 1997 - 2007 с.
Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии, 1984 - №3, С. 6-30
Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. - М.: - АПН, 1959. - Т.З. Обучение и воспитание в школе. - 1959 - 798 с.
Кузнецова Н.М. Научно-организованные основы совершенствования управления дополнительным образованием детей: Дисс… канд. пед. наук Йошкар-Ола, 2000 - 190 с.
Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высш.школа, 1990. - 142 с.
Лагусев Ю.М.Теория и методика воспитательной деятельности в туризме:Автореф. дис…доктора пед.наук- Москва,2002 - 36с.
Лебедев Ю.Д. Формирование опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения. Дисс… канд. пед. наук - Кострома, 2002 - 204 с.
Лейнова И.А. Педагогические основы формирования мотивации обучения у школьников в учреждении дополнительного образования детей: Дисс…канд. пед. наук. - М., 2000 - 189 с.
Лешер В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в УДО: Дисс… канд. пед. наук - Оренбург: ОГПУ, 1999 - 149 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - с.300-328
Леонтьев А.Н. Философская энциклопедия. - М., 1964. - Т.3. - с.38
Лизинский В.М. Диагностико-аналитическая процедура и активно-игровые формы в управлении школой (для директоров и заемстителей директоров учебных заведений разных типов) - Москва, 1996 - 77 с.
Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1982. - 20 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1995. - 589 с.
Лобейко Ю.А. Научные основы творческого развития и саморазвития педагога в системе дополнительного образования: Дисс…д-ра пед. наук - Ставрополь, 2000 - 386 с.
Логинова Л.Г. Об одном из подходов к классификации программ учреждений дополнительного образования // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Спб., 1995. - С. 34-37
Логинова Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей (подходы к определению) // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности … - Спб., 1998. - С. 48-58
Любимов Б.И., Касьянов Г.С. Инновационная функция диалога в образовании взрослых / Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании. - Спб.: ИОВ РАО, 1993. - 78 с.
Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1983.-160с.
Маликова В.А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога. Мин-во общ. и проф. образов. РФ. Орен. гос. пед. ин-т Изд. ОГПУ - 1998 - 235 с.
Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. - М., 1978. - 184 с.
Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции, читанные в педагогическом факультете Уральского университета Т.1. Общая теория внешкольного образования. М.: Петроград: госиздат. 1923. - 138с.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. Для клас. Руководителей. - 2-е изд. / доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
Никитина Л.Я. Теоретические основы совершенствования педагогических технологий в учреждении дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук. - М.: 1998 - 170 с.
Никольская А.А., Сикорский И.А. Гармония развития и воспитания // Педагогика. - 1994. - №3. - 76-80 с.
Обухов Д.А. Социально-педагогическая ориентация подростков в учреждениях дополнительного образования: Дисс… канд. пед. наук Челябинск, 2000-196с.
Овчинникова Е.Г. Обучение учителей планированию ОЭР: Автореферат дис... кан. пед. наук. - М., 1998. - 18 с.
Одаренные дети. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования / Составители: В.А.Горский и др. - М., 1998. - 60 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: русский язык, 1984. - 786 с.
Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников: науч.-метод. сб./ Сост. и общ. редактор А.Д.Червяков, ЦРО РАО. - 138 с.
Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов.энциклопедия, 1996. - с.425
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-М.: Школа -Пресс,1998.-512с.
Пильдес И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в УДО: Дис… канд. пед. наук - СПб, 2000 - 154 с.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 236 с.
Плясецкая И.А. Моделирование нравственно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования (на примере Центра детского творчества): Дис… канд. пед. наук. - М.,1998. - 174 с.
Погорелова Н.В. Полуфункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: Дис… канд. пед. наук - Оренбург, 2000 - 180 с.
Подласый И.И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
Пойкалайнен Е.В. Педагогические условия формирования мотивации углубленного изучения предметов естественно-научного цикла в системе дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук - Ярославль, 2000 - 218 с.
Попцов С.Б. Продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования: Учебное пособие. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. - 60 с.
Портнов М.Л. Азбука школьного управления. - М.: Просвещение. - 1993. - с. 15-17.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Знание, 1987. - с.86
Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования // Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-24 марта 1995. - СПб, 1995. - 162 с.
Проектирование системы методической работы в образовательных учреждениях: Методические рекомендации. - Челябинск, 2001. - 42 с.
Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского - М.: Политиздат., 1990. - 494 с.
Репин С.А., Котлярова И.О., Циринг Р.А. Реализация непрерывности педагогического образования. - Челябинск, 1999. - 204 с.
Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 528 с.
Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): /Монография/. - М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.
Рындак В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). - Оренбург: Издательский Центр ОГАУ, 2000. - 192 с., С.150
Рындак В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебное пособие по педагогике творчества / В.Г.Рындак, А.В.Москвина; МПРФ, ОГПУ, Оренбург, филиал Южно-Уральского образовательного центра РАО. - М.: Педагогический вестник, 2001. - 290 с.
Семенова В.И. Воспитание профессиональных интересов старших школьников в учреждении дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук - Чебоксары, 2001 - 179 с.
Степанова М.Е. Педагогические условия совершенствования системы управления деятельностью городских образовательных учреждений по воспитанию учащихся. Дис…канд. пед. наук. Чебоксары, 2002 - 142 с.
Савченко Н.В. Формирование готовности будущего педагога к организации деятельности детских общественных организаций: Дис… - Оренбург, 1999 - 189 с.
Сальцева С.В. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Книга для педагога. - М., 1998, 75 с.
Сальцева С.В. Социально-педагогические условия организации внеучебной деятельности школьников: Методическое пособие. - М., 1998. - 36 с.
Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учредениях дополнительного образования: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. - 151 с.
Сальцева С.В. Социально-педагогическое исследование в учреждениях дополнительного образования: актуальность и реальность (от ФЭП РАО к НИЛ СОИН-РАО-РМАТ) Методическое пособие. - М., 2002 - 37 с.
Сальцева С.В. Социально-педагогические проблемы образования и воспитания. Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского государственного педагогического университета. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002 - 72 с.
Самойлова Ю.В. Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 20 с.
Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. - Минск: Полымя, 1998. - 575 с.
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. - 161 с.
Скаткин М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1991. - С.3-6
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.
Смекалова Е.М. Моделирование воспитательной системы УДО: Дис… канд .пед. наук - Ярославль, 2001 - 144 с.
Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1982, С.1077.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону, 1997. - 511 с.
Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. -М., 1952. - С.206
Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 томах (Ред.кол.: А.Г. Дзеверин (пред) и др.).- Киев: Рад.школа, 1979 - Т1, 682 с.
Сущенко Т.А. Организаци учебного процесса во внешкольных учреждениях: - Киев: Рад.школа, 1978, - 187с.
Тавстуха О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования. Дис… д-ра пед. наук - Оренбург, 2001 - 411 с.
Терехина О.М. Педагогические проблемы использования игровых форм обучения младших школьников в УДО. Дисс… канд. пед. наук - Шуя, 2002. - 193 с.
Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества посредством развивающих игр // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования… - СПб., 1995. - С.81-83
Титов Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. - СПб., 1998. С.18-22
Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. - СПб., 1994. - С. 38-51.
Федотова В.Г. Дополнительное образование во внешкольных учреждениях: Дис… канд. пед. наук - Армавир, 2001 - 168 с.
Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1980. - 560 с.
Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис... канд. пед. наук: - М., 1996. - 167 с.
Фомина А.Б. Теория и практика деятельности УДО детей в сфере свободного времени. Дисс… д-ра пед. наук - М., 2000 - 366 с.
Фуникова Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования (региональный аспект): Автореф. дис... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 32 с.
Ходунова Л.Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: Дис… канд пед. наук - Оренбург: ОГПУ, 2001 - 131 с.
Чернова Н.И. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников. Автореф. дис…канд. пед. наук. - Кемерово, 1997. - 20 с.
Чураков М.В. Формирование познавательной активности подростков в системе дополнительного образования (на примере деятельности археологической секции): Дис… канд. пед. наук - Самара, 2000 - 194 с.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 1982. - 247 с.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения Т.1 / Под ред. И.А. Каирова и др. [Вст. статья Л.Н. Скаткина, с. 7-46]. - М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962 - 503 с.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения Т.2 / Под ред. И.А. Каирова и др.- М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964 - 476 с.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения Т.3 / Под ред. И.А. Каирова и др.- М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964 - 492 с.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения Т.4 / Под ред. И.А. Каирова и др.- М: Просвещение, 1965 - 328 с.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. (Сост. Л.Н.Скаткин и др.) / Под ред. Н.П.Кузина и др. - М.: Педагогика, 1980
Штейнберг Е.Б. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастных внешкольных объединениях: Дисс. канд. пед. наук - М., 2000 - 200 с.
Щетинская А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования: Дис... канд. пед. наук. - М., 1995. - 158 с.: ил. - Библиогр.: с. 117-127.
Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис... доктора пед. наук. - Казань, 1999. - 39 с.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ-во России, 1998. - 48 с.
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.
Эхов С.Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности… - СПб., 1998. - С. 95-99
Яковлев Д.Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук - М., 2000 - 175 с.
Ясперс К. Общая психология. - М.: Практика, 1997. - 264 с.
Bonafe-Schmitt J. La mediation scolaire par les eleves/ J.-P. Bonafe-Schmitt . - issy-les-Moulineaux: ESF, 2000. - 211 p.
Catsaros C. Lecole hors lecole/ C. Catsaros, C. Dubois// Le Monde de leducation.- 2001. - N 289. - P. 68-69.
Construire ses savoirs. Construire sa citoyennte: De lecole a la cite / G.Apap, F.Azzimonti, Y.Beal e.a; Pref. dA.Jacquard; GFIN. - 2. ed. - Lyon: Chronique sociale, 2000. - 315 p.
Delaire G. La vie scolaire: principes et pratigues / G.Delaire. - [Paris] : Nathan, 2000. - 174 p.
Dessus Ph. La planification de sequences denseignement, objet de description ou de prescription?/ Ph. Dessus// Revue francaise de pedagogie. - 2000. - N 133. - P. 101-116.
Durand M. Lenfant et le sport / M.Durand. - 5 ed. - Raris: Presses univ. de France, 1987. - 240 p.
Evaluation, suivi pedagogique et “portfolio” / Coord. par M.Derycke// Revue francaise de pedagogie. - 2000. - N 132. - P. 5-32.
Giust-Despraites F. Reconnaitre ou ecarter lautre?/ F. Giust-Despraites// Le Monde de leducation. - 2000. - N 280. - P. 46
Hargreaves A. Enseignants et parents: adversaires personnels ou allies publics?/ A. Hargreaves// Perspectives. - 2000. - An. 30, N 2. - P. 225-240.
Philibert C., Wiel G.Faire de la classe un lieu de vie: Socialisation - apprentissage - accompagnement / C.Philibert, G.Wiel. - 2. ed. - Lyon: Chronique sociale, 2001. - 143 p.
Saint-Onge M. Moi jenseigne, maiseux apprennentils?/ M. Saint-Onge - Laval: Beauchemin, 2000. - XV, 123 p.
Приложение 1
Становление дополнительного образования в России
|
Пара-метры
|
Конец XIX - начало XX
|
20 -30-е
годы
|
40-80-е
годы
|
Конец XX - начало XXI в.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Цели
|
Компенсировать отсутствие школьного образования.
(Н.Е.Медынский)
|
Идеологическое воспитание подрастающего поколения;
предупреждение безнадзорности.
(О.Е. Лебедев).
|
Всестороннее развитие личности на основе коммунистического мировоззрения.
( Балясная)
|
Развить мотивацию детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся (Типовое положение об УДО).
|
|
Задачи
|
Развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятия по душе для его разумного досуга.
(А.У. Зеленко,
С.Т. Шацкий).
|
Привитие трудовых навыков,
создание условий для всестороннего развития детей
(Н.К.Крупская);
Духовное, интеллектуальное и физическое развитие детей
(О.Е Лебедев);
.
|
Организация досуга детей и проведение массовой культурно-просветительной работы; (Воронова М.А.)
Организация инструктивно-методической работы с учителями, пионерскими вожатыми, внешкольными работниками;
(В.А.Березина)
|
Компенсирование
отсутствия в основном образования тех или иных интересующих детей видов деятельности;
обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения.
(В. А. Горский).
|
|
Принципы
|
- общественности;
самостоятельности;
общесдоступности и бесплатности;
- системности и планомерности;
- локализации;
- индивидуализации и гибкости;
- целостного изучения материала.
(Е.Н. Медынский);
|
- соблюдение строгой светскости;
- ведение внешкольной работы на родном языке;
(1-ый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6 мая 1919г.);
- связь воспитания с жизнью (С.Т. Шацкий).
|
- комплексный подход к воспитанию;
- бережное отношение к личности каждого воспитанника;
- разумный подход к развитию каждого ребенка;
опора на помощь коллектива;
- профессиональ-ная направленность;
- массовость.
(Л.К. Балясная)
|
- признание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;
(В.А. Горский, А.Я.Журкина.)
|
|
|
Продолжение Приложения 1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Функции
|
компенсирующая: компенсировать отсутствие у детей школьного образования
(Медынский).
|
воспитательная, профилактически оздоровительная
|
- профессио-нальное и гражданское самоопределение;
- координация и оценка деятельности пионерского актива и вожатых;
- дополнительное образование;
- коммуникатив-ная;
- методическая (О.Е.Лебедев).
|
-образовательная функция;
- функция профессионального самоопределения;
-воспитательные функции;
- функция социально-педагогической защиты;
- реакреационно-оздоровительная функция;
- функция методическая (повышения профессионализма педагогов)
(Буйлова).
|
|
Виды образовательных учреждений
|
детские клубы, детские библиотеки, детские площадки, детские кружки и ассоциации, детские театры, профилактории и лечебные учреждения, учреждения внешкольного физического воспитания (Воронова М.А.)
|
внешкольные учреждения: дворцы, дома пионеров, станции юных техников, детские библиотеки, детские железные дороги, станции юных туристов, станции юннатов, пионерские лагеря (загородные, городские, школьные, колхозные).
организационная основа - кружок.
(Т.И. Сущенко)
|
многопрофильные учреждения: дворец, дом, центр, детский парк, детский оздоровительный лагерь.
монопрофильные учреждения: школа, клуб,
станция, детская студия, музей.
Организационная основа - детские творческие объединения
(Приказ МО РФ от 03.05.2000г. №1276)
|
|
Направления
работы
|
клубная работа по интересам детей
(С.Т.Шацкий).
|
просветительская и идейно-политическая пропаганда (В.А.Березина).
|
учебно-кружковая, массовая работа,
методическая работа по вопросам деятельности пионерской и комсомольской организации
(О.Е. Лебедев).
|
- реализация дополнительных образовательных программ;
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
- инструктивно-методическая работа по проблемам взаимодействия основного и дополнительного образования
|
|
|
Приложение 2
Программа научно-педагогической поддержки процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» (фрагмент)
|
Цель
|
Обеспечить реализацию педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО
|
|
Задачи
|
разработать структуру процесса воспитания социальной активности детей;
обосновать содержание и методы воспитания детей в условиях УДО;
апробировать субъектно-ориентированные формы воспитания, способствующих воспитанию социальной активности детей;
внедрить модули программы повышения профессионального мастерства для подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями
|
|
Этапы
|
Содержание
|
Предполагаемые
результаты
|
|
Организационный
1999-2000
|
выработка критериев и диагностирование показателей подготовлености педагога к владению воспитательными технологиями;
выработка критериев и диагностирование показателей социальной активности обучающихся;
выработка алгоритма проектирования содержания воспитания, по реализации образовательных программ
|
Методическое описание, сценарии субъектно-ориентированных форм воспитания
Проекты программ объединений по воспитанию социальной активности.
|
|
Формирующий
2000-2002
|
апробация образовательных программ;
внедрение субъект-ориентированных форм воспитания;
внедрение модулей программы повышения профессионального мастерства педагогов;
апробация структуры процесса воспитания социальной активности детей в УДО;
|
образовательные программы по направлениям
рекомендации по применению субъект-ориентированных форм воспитания
программа повышения профессионального мастерства педагогов;
|
|
Заключительный
2002-2003
|
проведение диагностики по разработанным критериям;
|
Программа развития воспитания детей в МУ ДОД ЦЭВД на 2003-2007 гг.
|
|
|
Приложение 3
Учебно-тематический план (фрагмент) детского объединения "Искусство вокруг нас" 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения “Аленушка” (традиционный)
|
№
п-п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
|
|
|
Всего
|
Теор.
|
Прак.
|
|
1
|
Организационный
|
12
|
2
|
10
|
|
2
|
Знакомство с художественными материалами: графические материалы, гуашь и акварель, смешивание техник.
|
21
|
7
|
14
|
|
3
|
Лепка: «пластилиновая сказка», тестопластика.
|
36
|
12
|
24
|
|
4
|
Поделки из бумаги: вырезывание, конструирование, оригами.
|
30
|
10
|
20
|
|
5
|
Аппликация: аппликация из ткани и бумаги, аппликация из природных материалов.
|
36
|
11
|
15
|
|
6
|
Различные техники изобразительного искусства: граттаж, акварель, витраж.
|
24
|
8
|
16
|
|
7
|
Декоративно-прикладное творчество: оттиски орнамента, плетение.
|
27
|
9
|
18
|
|
8
|
Рисование: люди, животные, растения.
|
24
|
8
|
16
|
|
9
|
Обобщающие занятия
|
6
|
1
|
5
|
|
|
Итого:
|
216
|
68
|
148
|
|
|
Продолжение Приложения 3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
6
|
Психологическая культура
|
Выявление (диагностика) и развитие личностных качеств ребенка, способствующих формированию художественной культуры детей. Психология общения. Психологический тренинг. Развитие эстетического восприятия окружающего мира, мышления, памяти, речи, умения выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и их авторам.
|
30
|
8
|
22
|
|
7
|
Физическая культура
|
Общая физическая подготовка. Развитие и укрепление мелкой и крупной моторики кисти рук. Сохранение правильной осанки тела при выполнении работ.
|
10
|
-
|
10
|
|
8
|
Искусство
|
Орнамент. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Народные промыслы: дымковская и хохломская росписи.
|
50
|
10
|
40
|
|
9
|
Социальная практика
|
Правила и обязанности участника детского объединения. Выходы в выставочные залы. Концерты
|
20
|
4
|
16
|
|
|
Итого:
|
216
|
40
|
176
|
|
|
Приложение 4
Учебно-тематический план (фрагмент) детского объединения «Искусство вокруг нас» 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения «Аленушка» (по образовательным областям)
|
№
п/п
|
Образовательная
область
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
|
|
|
|
Всего
|
Теор.
|
Прак.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
1
|
Словесность
|
Вводное занятие. Энциклопедия искусства. Словари и справочники по искусству. Периодические издания по искусству. Понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах. Понятие о художественных материалах.
|
6
|
2
|
4
|
|
2
|
Культурная антропология
|
История изоискусства и декоративно-прикладного искусства в Оренбуржье, России и за рубежом. Традиции декоративно-прикладного искусства
|
6
|
2
|
4
|
|
3
|
Естествознание
|
Изображение растительного и животного мира средствами изо и декоративно-прикладного искусства. Понятие о движении и пластике. Возможности использования природного и бросового материалов в искусстве. Понятие о свойствах различных природных материалов. Художественные материалы: простой карандаш и резинка, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь и акварель, тушь и перо.
|
24
|
8
|
16
|
|
4
|
Математика
|
Правила расположения материалов при составлении художественных композиций. Математические расчеты при смешении красок. Геометрические фигуры при изготовлении композиций
|
12
|
4
|
8
|
|
5
|
Технология
|
Вырезывание и конструирование из бумаги. Оригами. Аппликация: из бумаги, из ткани, из природных и бросовых материалов. Изготовление декоративных рамок из веток, ваз из косточек и семян. Техники изобразительного искусства: гратаж, витраж, монотипия, рисунок на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге.
|
68
|
12
|
56
|
|
|
...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | [6] |
|